СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок экономики по теме: "Ограниченность ресурсов, безграничность потребностей. Проблема выбора".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦАГАНАМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

 

 

 

 

 

Ограниченность ресурсов, безграничность потребностей. Проблема выбора.

(Технологическая карта урока в 10 классе)

 

 

 

Учитель экономики

Мингяев В.Б.

 

 

 

п. Цаган Аман, 2015

Тема урока «Ограниченность ресурсов, безграничность потребностей. Проблема выбора».

 

Класс: 10

 

Цель урока: Ознакомить учащихся с основной проблемой экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.

 

Задачи:

Обучающие: формирование представления о потребностях человека на основе изучения пирамиды потребностей А. Маслоу и понятия сущности ограниченности ресурсов.

Развивающие: умение планировать свою деятельность, работать в группах; развивать логическое мышление и умение применять знания экономической теории, формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем.

Воспитательные: формировать навыки ответственности и экономности, содействовать пониманию необходимости знаний в условиях современной рыночной экономики, воспитывать навыки принятия рациональных решений

 

Ожидаемые результаты:

Личностные: приобретение способности применять полученные знания на практике, развитие навыков сотрудничества.

Предметные: различать  понятия потребность, ресурс, выбор, приобретение теоретических знаний.

Метапредметные: понимать, что суть понятия «ограниченность»  в недостаточности доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей.

Основные понятия:   потребности и их виды, ограниченность ресурсов, безграничность потребностей, экономический выбор, проблема выбора.

 

Формы работы: индивидуальная, групповая.

 

Межпредметные связи: обществознание, литература, география.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, плакат «Пирамида человеческих потребностей по  А. Маслоу», конфеты, бутылка лимонада, шоколад, книга.

 

 

Технологическая карта урока.

Этап урок, время

Методы и приемы изучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. (1 мин)

 

Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся.

Организация внимания.

2.Переход к изучению нового материала. Определение темы урока. (4 мин)

Словестный метод – рассказ.

Прием – объяснение.

- Ребята, если сейчас я попрошу вас ответить, что вы хотите приобрести для себя, как много времени это у вас займет? (ответ - много). А как много из того, что вы хотите приобрести, вы можете иметь? Почему? (ответ – мало). Выслушав ответы, мы с вами можем сделать следующий вывод: желания наши безграничны, а возможности – ограничены.

 - А теперь обратите внимание на девиз нашего урока и прочитайте его: «Кто поедет от столба  сего прямо,  тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону,  тот будет здрав и жив,  а конь его будет мёртв,  а кто поедет в левую сторону,  тот сам будет убит,  а конь его жив и здрав останется». Как вы думаете, в чем заключается смысл девиза, взятый из русской сказки?

- Давайте мы с вами попробуем озвучить тему нашего урока: «Ограниченность ресурсов, безграничность потребностей. Проблема выбора».

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают тему урока в тетрадь; слушают учителя.

3. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

(15 мин)

Словесный метод – учебная лекция. Беседа.

Прием -  работа в группах.

Наглядно-иллюстративный метод.

Прием – обобщающая характеристика, конспективное описание.

    - А теперь давайте проведем небольшой эксперимент. Приглашаю ассистента. Перед  одним учащимся ставится коробка с конфетами, и ученик должен есть эти конфеты: по желанию, одну за одной, по команде учителя, по одной или горстями.

 - Само существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.

 

 - Что же такое потребности?

 - Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абраахам Маслоу.

Вместе с ребятами рассмотреть и разобрать плакат «Пирамида человеческих потребностей».

 - Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах.

 - По мере того как человек потребляет какое-либо благо или услугу, потребность его в этом насыщается. Здесь остановиться на ученике, поедающем конфеты. Отметить полезность и желаемость первых конфет. Но когда каждая последующая конфета приносит всё меньше удовольствия. И наступает момент, когда конфеты будут нежелаемы и неполезны. Мы говорим, срабатывает закон убывающей предельной полезности. В результате подвести учащихся к закону убывающей предельной полезности. Вывести на доску.

 - Запишите в тетрадь список 10 вещей, которые вы бы хотели приобрести, теперь зачеркните 5 из них, без которых вы можете обойтись в данный момент. Вопрос-классу: – А теперь, подумайте, все ли желания мы можем удовлетворить? И почему?

 

 - Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал, Желаний никогда своих не умеряем; Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.

- Согласны ли вы со словами поэта.

  Людям издревле хотелось комфорта, развлечений, путешествий. Но для удовлетворения всех этих потребностей нужно намного больше ресурсов, чем всегда было доступно человечеству. Возможность иметь все из этого списка мешает ограниченность в денежных средствах, ресурсах, свободной рабочей силе.

Ученики слушают учителя, задают возникшие вопросы – беседы, а также отвечают на поставленные вопросы; отмечают в тетрадях главные факты и основные понятия.

4. Физминутка. (1 мин.)

5. Продолжение изучения нового материала. Работа в группах.

(10 мин)

Словесный метод – рассказ. Беседа.

Прием -  работа в группах.

Наглядно-иллюстративный метод.

Прием – обобщающая характеристика, конспективное описание.

 - Проблема выбора помогает использовать имеющиеся ресурсы наиболее самостоятельно, экономно. Выбирая, человек отказывается от тех товаров и услуг, которые не играют для него роль первоочередных в данный момент.

Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить.  - А теперь проведем социологический опрос.

Далее учитель выставляет на стол реальные товары-блага: бутылка лимонада, плитка шоколада, книга, и просит выбрать каждого то, что сейчас больше хочется получить. В ходе опроса акцентируется внимание на различия желаний ребят, на стремлении каждого получить более ценное для него благо, на том, какую именно потребность удовлетворяет конкретное благо. После предварительной беседы  можно вводить понятия.

Индивидуум – человек с присущими только ему потребностями (жажда, голод …)

Благо – все что удовлетворяет наши потребности. Блага делятся на:

  • неэкономические – созданные природой
  • экономические – созданные трудом человека.

 - Мы платим за экономические и не платим за неэкономические.

 - Существуют разные формы благ: общественные (мост, парк, дорога).

 

 - Что называется товарами первой необходимости? Почему?

На экране показывается таблица  «Факторы производства»

Учащиеся, совместно с учителем, заполняют вторую часть.

На экране появляется заполненная таблица.

    Факторы       производства

Содержание факторов производства

 

Земля

Пахотные земли, место  под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода, воздух, растительный и животный мир

Труд

Рабочая сила, человек с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией.

Капитал

Созданный людьми фактор производства: здания, станки и машины, инструменты, деньги.

Предпринимательство

Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли.

Информация

Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производством, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности

- Привести 1 пример и связать с Калмыкией. Учитель, совместно с детьми делает вывод, о том, к чему приводит ограниченность.

 

Ученики слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы; отмечают главные факты и основные понятия.

Ученики приводят 2-3 примера экономических и неэкономических благ. (Например: корабельная роща, вдохновившая художника на картину, благо неэкономическое, а стволы этой рощи, срубленные на постройку судов, уже экономическое благо.)

Класс делится на 5 групп по 4-5 человек, каждая группа получает название в соответствии с каким-либо ресурсом. Группам предстоит обсудить,  в чём состоит ограниченность ресурса, «доставшегося им», и что можно сделать для исправления ситуации с его истощением.

 

Выступающие делают свои сообщения.

6. Закрепление изученного материала. Задача. (4 мин.)

Игровая технология

Учащимся предлагаются следующая задача: сделать с анимациями.

 - У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены  25, 22 и 18 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле коллег, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у всех троих?

 - А теперь давайте вспомним об эффективном использовании ресурсов. Что можно делать с отходами? 

 

Ребята высказываются.

 

7. Итог урока.        (3 мин)

Словестный метод–опрос.

Прием – обобщающая характеристика.

 - Итак, подведем итоги пройденной темы, что вы сегодня узнали нового для себя?

 - Выводы: Ограниченность заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей. Ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора, как на индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне. Благодаря тому, что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом, экономика может и должна быть эффективной.  Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое использование, которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг.

 - Вопросы:

Как человек пытается решить проблему ограниченности?

Какие ресурсы на земле практически безграничны?

О каких видов товара человек может отказаться в первую очередь? Почему?

 

Учащиеся устно отвечают на поставленный вопрос. Делают выводы.

8.Рефлексия.

(1 мин)

Лайки

 - Итак, вы можете оценить урок, понравился он вам или нет, поставив лайк в виде жеста, или наоборот.

Показывают оценку проведения урока.

9. Домашнее задание. (1 мин.)

 

  • Подготовить материал о рациональном использовании ресурсов.
  • Выучить термины.

 

Записывают в дневник.

Резерв

 

- Это интересно.

«… только 10 % сырья, извлекаемого из недр планеты, становится готовой продукцией, 90 % - отходы, загрязняющие биосферу.

… только за ХХ век человечество истратило больше полезных ископаемых, чем за все девятнадцать предыдущих веков….»