ТЕМА: «Дремлет лес под сказку сна». Сезонные изменения в природе зимой.
ЦЕЛИ: Расширять представления обучающихся об изменениях в природе и их причинах.
Формировать умение четко, полно излагать свои мысли, развивать навыки диалогической речи.
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Воспитывать чувство любви к природе.
Предварительная подготовка: детей заранее предупреждают об экскурсии, чтобы они оделись по погоде; несколько учеников готовят сообщения о зимнем времени года; все учащиеся делают кормушки для птиц.
Ход урока:
I. Организационный момент
(Перед началом экскурсии учитель просит детей вспомнить правила поведения на природе.)
2. Работа по теме урока
А) Подготовка к экскурсии
Во время экскурсии нам предстоит выполнить ряд задач.
1. Понаблюдать, как изменились по сравнению с осенью погода, цвет неба, внешний вид леса (парка).
2. С помощью рейки с делениями определить глубину снега.
3. Рассмотреть лиственные деревья и кустарники, найти на их ветках почки, а на некоторых — плоды и сухие листья.
4. Рассмотреть хвойные деревья и их шишки.
5. Рассмотреть высохшие стебли высоких трав и найти на них плоды и семена.
6. Лопаткой раскопать снег и узнать, как зимуют под ним некоторые растения.
7. Понаблюдать за птицами и дать им корм.
8. Постараться отыскать следы животных на снегу и научиться их распознавать.
9. Постараться отыскать следы «работы» животных: поврежденные веточки и шишки.
Б) Организационный момент.
а) На ладонь упало робко
Первая снежинка.
Ей, наверно, очень плохо
На лесной тропинке?
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
В) Установочная беседа.
- Мы пойдем на экскурсию, чтобы раскрыть секреты:
- Где лежит снег и не тает? Почему?
- Где много снега, а где мало и почему?
- Зачем земле это «белое одеяло»?
- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?
- Какие стали осадки зимой по сравнению с осенью? и т.д
Посмотрите, как изменились по сравнению с осенью погода, цвет неба, внешний вид леса. Рассмотрите с помощью лупы строение снежинок.
С помощью линейки определите глубину снега в разных местах. Попробуйте объяснить, почему она разная.
Рассмотрите лиственные деревья и кустарники, найдите на их ветках почки, а на некоторых- плоды и сухие листья. Снимите чешуйки на почке. Что вы там увидели?
Рассмотрите хвойные деревья и их шишки.
Рассмотрите, высохшие стебли высоких трав и найдите на них плоды и семена.
Лопаткой раскопайте снег и узнаете, как зимуют под ним некоторые растения.
Понаблюдайте за птицами и дайте им корм.
Постарайтесь отыскать следы животных на снегу и научитесь их распознавать с помощью таблицы "Следы животных на снегу".
Постарайтесь отыскать следы "работы" животных: поврежденные веточки и шишки.
Если представиться возможность, понаблюдаем за зверьками .
Основной этап: проведение экскурсии.
Учитель:
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
Учитель: Перед нами … лес. - Какой лес? (березовый) Тихо в спящем лесу. Мы будем ходить по лесу тихо-тихо, слушать и наблюдать.
Он к бровям прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он – Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
.
Учитель: - Есть ли ветер? - Откуда он дует? - Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче? - Холодный он или теплый? - Как можно узнать, что дует ветер?
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
Учитель: - Какое сегодня солнце? - Каждый ли день мы видим солнце? - На что оно похоже? - Греет ли солнышко зимой?
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Привал «Неживая природа зимой»
По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко стоит на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы — это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом, дни становятся короткими и холодными.
- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
- Что такое снег? Из чего он состоит? (Ответы детей.)
Правильно, снег — это множество красивых снежинок.
(Сообщение ученика о снежинках.)
Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики — это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки ложатся неплотно друг к другу, поэтому снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый.
(Учитель предлагает детям рассмотреть снежинки под лупой.)
— Что вы можете сказать о снежном покрове в настоящее время?
(Учащиеся рассматривают снег, разгребают его и на основе своих наблюдений дают ответы.)
Правильно, снег в настоящее время плотный, очень сложно увидеть снежинки, они сломали все свои лучики.
— А где снега больше? На открытой местности или под деревьями?
(Практическая работа по измерению глубины снега.)
— Какую роль играет снег для растений? (Ответы детей.)
Правильно, снег для травянистых растений — теплое пуховое одеяло. Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою,
И стройные сосны и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
Учитель: - Послушайте, с какой любовью пишет о зиме и березах Сергей Есенин.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Привал «Секреты животного мира»
Оказывается, снег не только защищает растения, но и согревает животных. Лось в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остаются голова и спина с густой шерстью.
— Как встречают зиму другие животные? (Ответы детей.)
Лесные мыши и мыши-полевки живут под снегом, они роют себе ходы и свободно передвигаются. Мы с вами не можем услышать их, но ласки и лисицы очень хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.
Рябчики, тетерева, глухари, куропатки роют небольшую пещерку, реже — ныряют в снег прямо с лета или ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20—30 см. Угнездившись, птица закрывает ход рыхлым снегом. От того, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Такие ночевки устраивают себе и большие синицы.
— Как вы думаете, можно ли увидеть зимой насекомых? (Ответы детей.)
Оказывается, можно! Леднички, зимние комарики, снежные паучки и ногохвостики прогуливаются по снегу, если температур воздуха не ниже —10 °С. Если внимательно приглядеться к старой лыжне, то можно увидеть, что она шевелится, словно живая. Оказывается, по снегу передвигаются тысячи «снежных блошек».
Скажите, кто хозяйка зимнего леса? Да — белка.
— Расскажите, как она живет зимой. (Ответы детей.)
— Давайте внимательно посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите? (Ответы детей.) У нас с собой карточки со следами животных.
— Следы каких животных вам знакомы?
Почерк белки разобрать легко и просто. Она короткими передними лапками обопрется, длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький — две точки. А от задних - как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.
Лисий следок похож на след маленькой собаки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимает пальцы.
Волчий след тоже похож на след собаки, только большой. Разница та же — лапа у волка сжата в комок.
У мышей почерк мелкий, но тоже простой. Вылезая из-под снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.
Вот след сороки: от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого прямая черточка.
Разбираясь в следах животных, без особого труда можно узнать, кто побывал на этой зимней поляне. Особый разговор у нас будет о зимующих птицах.
— Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Ответы детей.)
Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Птиц греют перья - их бывает несколько слоев.
— Посмотрите на рябину. Кого вы увидели? (Снегирей.)
— Правильно, это снегири. Кто может рассказать о них? (Ответы детей.)
Еще любит полакомиться ягодами рябины свиристель.
Свиристели прилетают к нам из северных стран и остаются на всю зиму. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. Про их песню говорят в народе: «Ишь как свистят». За эту песенку их и прозвали свиристелями.
— Каких птиц еще можно встретить зимой? (Ответы детей.)
— Птицы нуждаются в нашей помощи. Как мы можем помочь птицам? (Ответы детей.)
— Давайте повесим кормушки для птиц, которые сегодня принесли, и положим корм.
(Дети развешивают кормушки.)
Сейчас мы сделали доброе дело, но не забывайте взять с собой корм для птиц, когда отправляетесь на лыжную прогулку с родителями.
Привал «Невидимые связи в зимнем лесу»
— Связаны ли между собой растения и животные? Как? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)
— Рассмотрим эту связь на примере ели и животных.
Ель — одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. Как связана жизнь животных с елью?
Существует также связь между животными — друзьями ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать их с деревьев. Приведенные факты показывают косвенные связи, которые складываются между животными. Вот как интересна жизнь зимнего леса, как сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.
Итак, мы убедились, что ель служит укрытием для животных и обеспечивает их питанием. Но скоро Новый год. По обычаю люди идут в лес и срубают для празднования Нового года сотни, тысячи елок. Человек, стремясь украсить свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.
— Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, убежища, места для гнезда и т. д.)
Да, человек вредит природе. И прежде чем придет Новый год, ребята, подумайте над тем, стоит ли приобретать настоящую елку, не лучше ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусственной.
Привал «Игровой»
- Мы хотим играть в снежки? Игра «Метко в цель».
Итог экскурсии.
- Какие изменения в неживой природе произошли зимой?
-Где глубже слой снега по результатам наших измерений?
- Какие осадки в зимнее время года?
–Какие изменения в жизни растений мы пронаблюдали?
Возвращение в школу.