СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия "Наш лес чудес"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

1 .  Расширить знания о местном лесе и его богатствах:

- границы леса;

- площадь леса;

- ярусы леса;

- основные вредители деревьев;

- животный мир;

- хозяйственная роль леса

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия "Наш лес чудес"»

Урок – экскурсия « Лес чудес»


Цель урока – экскурсии:

1 . Расширить знания о местном лесе и его богатствах:

- границы леса;

- площадь леса;

- ярусы леса;

- основные вредители деревьев;

- животный мир;

- хозяйственная роль леса

2. Воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю

3. Воспитывать чувства долга и ответственность за сохранение родного леса, его природных богатств.


Эпиграф:

« Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем»



Ученик

Проснулся царственный Казбек

Восход приветствуя румяный

Долины быстротечных рек

Покров свой сбросили туманный

Лениво выползают горы

Из облаков…. Проснулся лес,

И птиц восторженные хоры

Благословляют ширь небес…

.Как здесь легко, как здесь привольно…

Как хочется прилечь, уснуть…

Как радость тайная невольно

Теснит, волнует сладко грудь!

Мир сказок, мир теней, прохлады,

Волшебных грёз… Везде кругом,

Густым увенчаны шатром,

Стоят столетние громады…

…Вершины гор в лучах заката

Огнём пылают золотым…

Ползёт в аул лениво стадо…

Из очагов клубится дым

Коста Леванович Хетагуров


Ведущий 1. Алы боны æгас нæм цæут уазджытæ!


Ведущий 2. Здравствуйте, уважаемые гости-учителя-биологи школ Пригородного района.


Ведущий 1. На юге нашей необъятной и многонациональной страны, у подножия Кавказских гор раскинулась древняя и прекрасная земля-Осетия, или как её называют сами осетины Ирыстон. На востоке Осетии-Алании, на границе с Ингушетией расположено наше родное село Комгарон.


Ученик.

Стоит у ущелья родное село.

И трудной судьбою гордится оно.

Здесь ксанцы, кударцы и туальцы живут.

Честь, славу, отвагу отцов берут!

Песня «Комгарон»


Ведущий 2. Уважаемые гости! Вы стоите сейчас на этой пограничной территории, где круглосуточно несут службу внутренние войска Российской Федерации. Мы, учащиеся средней общеобразовательной школы с. Комгарон, некогда называвшейся Пограничной, рады вас приветствовать и постараемся коротко ознакомить с гордостью нашего богатства - нашим лесом.


Ученик.

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.


Ведущий 1. Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы ни описывалась природа. Родина и природа - понятия неотделимые. Родина- это наш край, район, наше село, утопающее в зелени лесов.

Ведущий 2. Там, где лес, там чистый воздух. Он у нас есть. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистые ягоды. Вы сегодня можете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте. И Вы увидите, лес у нас огромный и богатый.


Ведущий 1. Итак, площадь нашего леса занимает 4150 га, с большим разнообразием растений и богатой фауной. При изучении тем «Борьба за существование» и «Естественный отбор» воочию раскрываются строки, написанные Эразмом Дарвиным:

«И меж растений царствует война-

Деревья, травы - вверх растут задорно.

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут»


Ведущий 2. При изучении темы «Биогеоценоз широколиственного леса и дубрав» мы на примере нашего леса наблюдаем живую картину ярусности деревьев. Мы высоко ценим научно-технический прогресс, информационно- коммуникативные технологии, но то, на чем мы выросли, нам роднее.


Ученик 1. Первый ярус в нашем лесу представляют:

-бук дикий (тæрс)- высота более 30м

-дуб посадочный (тулдз бæлас)- высота свыше 20м

Дуб очень ценное дерево. Древесина его по твёрдости не уступает ни одному дереву.

Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает,

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры,- не боюсь-

Дубом как- никак зовусь!


Ученик 2. Средний ярус занимают:

-ольха (фæрв)

-осина ( урс гæды бæлас)

-липа (сусхъæд)

-орешник (æхсæр)

-клён (тæгæр)

-берёза (бæрз бæлас)

-ясень (кæрз)


Ученик. На отдельных участках эти деревья до самых вершин оплетены единственным представителем лиан нашего леса - хмелем.

По Нартскому эпосу Сатана впервые обратила внимание на хмельные качества этого растения. Именно она сварила первое пиво. И с тех пор на праздничном осетинском столе с тремя пирогами произносится тост пивом (символическое словосочетание- "бæгæныйы кæхцæй) в честь святых и дорогих гостей, какими являетесь сегодня вы, уважаемые наши гости!

Анахарсису принадлежат слова: "Виноград приносит три грозди: первая-удовольствие, второе- опьянение, третья- неприятности". Надо сказать, что наши предки пили отнюдь не для того, чтобы напиваться, а в строго определённых ситуациях, связанных с обрядами и обычаями. Только для этих редких случаев и производилось "хмельное". А систематическое употребление- это пьянство, болезнь. Приобщение к пьянству сравнительно молодая ошибка человечества. Молодая, значит, оно пока не пустило глубоких корней. Поэтому нужно, активно бороться против этой болезни. Медицина тоже утверждает, чем раньше выявлен недуг, тем легче бороться с ней.


Ученик. В третий ярус представлен в основном:

-шиповник (уагъылы – на осетинском)

-калина (мыртккæ - на осетинском)

-ежевика (дзедыр на осетинском)

-малина (мæнæргъы на осетинском)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной

Вот с берёзки- золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.


Ученик. Под этими ярусами деревьев и кустарников нашли свою колыбель травянистые растения:

-папоротники;

-лопух;

-кислица;

-весной черемша (медвежий лук)

Ах, какая у нас черемша!

-вороньий глаз. Ядовитое растение.

Но каждый в жизни раз, ради интереса, должен увидеть этот насыщенный фиолетово-чёрным цветом ягоду.

Пусть вам повезёт увидеть её!

-грибы

Сколько у нас грибов: и опята, и рядовки, и лисички, и маслята...

А грибников сколько! В сезон ездят за грибами как на работу. Пусть собирают, на здоровье!

Ученик. И не только грибы.

Немаловажную роль в обогащении пищевого рациона играют разнообразные продукты леса- плоды, ягоды, орехи, мёд.

В нашем лесу сосредоточен ценнейший генофонд лекарственных растений. «Лечит болезни врач, но излечивает природа», - это слова Гиппократа. Поэтому, пользоваться всеми этими благими леса необходимо, ибо лесные растения, как травы, богаче витаминами, которые так нужны нашему организму. Но вопрос в том, как это правильно делать? Ответы на этот вопрос у нас проходят красной нитью на уроках биологии. Охранять, это значит пользоваться рационально.

Охранять, это значит, чтобы список растений и животных в "Красной книге" не увеличивалась, а, наоборот, уменьшалась.

Охранять лес- это значит такое использование его богатств, при котором бы он, принося нынешним поколениям максимальную пользу, сохранял свой потенциальный рост, чтобы соответствовать потребностям будущих поколений.

Не в обиду будет сказано гостям из Сунжи, но было время, когда жители этого соседнего села завидовали комгаронцам из-за близкорасположенного леса. «Лес- это кладовая»,- говорили они. Воистину это богатство раскрывается осенью. На ум приходят слова из стихотворения Коста Хетагурова "Фæззæг"

"...Нæ хæхбæсты бæркад,

Цы диссаг дæ, цы!..."

Разве это не о моём лесе!


Ведущий 1. Основными вредителями наших деревьев являются:

-американская бабочка;

-лубоеды;

-кароеды.

Именно с ними ведут борьбу наши "пернатые друзья"- птицы.


Ученик. Из птиц леса, конечно, в первую очередь уместно называем "доктора леса"- это дятел.

Без него никак!

Скворцы, дрозды, соловьи – это наши певуньи под барабанную дробь кукушки.

Одно печалит, стало мало хищных птиц. Это может стать причиной вспышки какого - нибудь заболевания леса.

Да, да лес тоже болеет как мы! Если нам не хватает даже какого-то одного витамина, это влечёт за собой сбой работы всего организма.

Кукушка сидела

На толстом суку,

Сидела кукушка

И пела "ку-ку!"

А дятел с верхушки

косился на сук

и весело вторил

кукушке "тук-тук".


Ведущий 2. Не можем не сказать несколько слов о тех, которые представляют лесную нашу фауну- звери.


Ученик. Постоянными обитателями являются волки, лисы, шакалы, ежи, реже зайцы и кабаны, но и много грызунов. Из змей в основном ужи, встречается и яркоокрашенная белыми пятнами гадюка. Поэтому осторожно, смотрите под ноги! Много земноводных и ящериц.

С приближением зимнего периода спускаются с гор бурые медведи. С появлением последних открывается охотничий сезон,- к сожалению, для некоторых сельчан это любимое занятие.

Жителей села сильно донимают шакалы и лисы. Тут уместно назвать причину. Причина- сам человек. Бытовой мусор - отходы, падаль всё вывозится за околицу, к подножию леса. Порой такая свалка заманивает хищников до курятников и даже в хлев с домашней живностью. Результат - большие убытки хозяевам от посещения не прошеных гостей. "У палки два конца",- гласит народная пословица, которая подталкивает на мысль что пора оглядеться вокруг и признать причиной такого поведения зверей, себя. Чтобы каждый делом, а не словом наводил порядок и в мыслях и вокруг себя.


Ученик. Когда мы готовили текст этого короткого путеводителя, попросили помощь у старшего специалиста Пригородного лесничества Заура Тибилова. Заур бывший выпускник нашей школы. С большим удовлетворением подметили в разговоре с ним " «Человек влюблён в свою профессию».

С какой ответственностью рассказывает Заур, что вырубка леса, хотя для частных нужд, но идёт под строгим контролем.

С какой нежностью он говорит о посадках дуба в 2012 году, как радуется, что в 2015 -2017 годах он заложит еще целых 9 га молодой дубравы. В этом благородном деле и мы, старшеклассники, будем достойными помощниками.

Одним словом он так влюбил в свою профессию, что не удивительно, если кто-то из моих одноклассников пойдёт по его стопам.

Ученик. Что мы сажаем, сажая леса?

Легкие крылья - лететь в небеса.

Стол, на котором ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пёстрые дятлы стучат.


Ведущий 1. Итак, мы познакомили вас с лесом, с нашим настоящим лесом.

Ученик. Подождите, я с помощью наших гостей узнаю, настоящий у нас лес или нет.

"СКАЗКА О НАСТОЯЩЕМ ЛЕСЕ".

Однажды один художник решил нарисовать лес «_Что такое лес?» рассуждал художник « Лес –это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья: березы, сосны , ели, дубы и орешки. Очень хорошие получились деревья! А в углу картины художник нарисовал человека с большой бородой старичка- лесовика.

Повесил художник картину и уехал куда-то. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.

-Что случилось? Удивился художник.

-Почему засох мой лес?

-Какой же это лес? Услышал художник, это не лес, а одни лишь деревья, разговаривал старичок.

-Разве может быть лес без кустов, цветов ,травы? -сказал лесовик.

-Не может, согласился художник.

Он опять нарисовал деревья, кустарники, траву, цветы.

«Вот теперь у меня настоящий лес!»

Но прошло немного времени и деревья опять стали чахнуть. « Ты опять забыл нарисовать грибы» ,- сказал лесовик « Да , -согласился художник»

-Но разве в лесу обязательно должны быть грибы?

-Грибы должны быть обязательны,- без них нет леса. Ответил лесовик. И художник начал рисовать грибы, но лес опять начал чахнуть.

-Это потому что в твоем в лесу нет насекомых,- говорит лесовик. Художник опять взял кисточки и на цветах, на листьях появились яркие бабочки и жуки и опять уехал.

Когда же он снова увидел свою картину он не поверил своим глазам. Деревья стояли голыми, как зимой. Даже ели и сосны потеряли свои иголки. Художник даже отшатнулся от своей картины. Все на ней и земля и ветки были покрыты полчищами гусениц и жуков.

-Это ты виноват, – закричал художник на лесовика. Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес.

-Конечно, съели весь лес и даже меня чуть не съели, - ответил спокойно лесовик.

-Что же делать, неужели я никогда не нарисую настоящего леса?

-Никогда если ты не нарисуешь птиц. Настоящий лес не существует без птиц.

Художник не стал спорит, он нарисовал кусты, цветы, деревья. В траве грибы, на листьях и цветах посадил бабочек, жуков пчел, стрекоз.

А на ветвях появились птицы.

-Мне нравится этот лес,- сказал довольно лесовик, но он еще может погибнуть. Нарисуй жабу и ящерицу. И художник нарисовал жабу , ящерицу и еще много других животных.

-Вот это настоящий лес! – воскликнул лесовик,- потому что здесь есть все.


Ведущий 2. Хетаг, лес наш признан настоящим, это очень приятно. Но его надо сохранить.


Ученик. "У каждого народа свой союз с природой"- пишет Лихачев. Осетины не исключение. Мы часть этой удивительной нации. Мы чувствуем этот союз с детства. Все на этой земле родное: и маленький ручеек, и кудрявая берёза.

Но вокруг столько ещё жесткости, равнодушия к природе. Чего нам стоит один только "Электроцинк", с выбросами в атмосферу свинца, цинка, мышьяка, кадмия, оксидов серы. Последние возвращаются на землю с дождем, со снегом – «кислотные дожди». В настоящее время много и многие говорят об экологии. Я не буду повторяться. Скажу то, что сам думаю.

Давайте вспомним высказывание Базарова из романа Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети". Он говорил: "Природа - не храм, а мастерская, а мы в ней работники". Я лично не согласен со словами героя. По тому, как вижу "деятельность" сегодняшнего Homo sapiens и сам же к нему отношусь. Мы не работники, мы разрушители!

Отношение к природе - это критерий культуры общества. Ещё П.И.Чайковский в своё время говорил: "Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им". После таких слов так и хочется обратиться ко всем: "Давайте помнить об этом и жить по законам природы".

Я очень надеюсь и хочу, что моё поколение в вопросах экологии будет более деятельным и добьется большего успеха. Уже сегодня прогрессивная молодёжь поворачивается лицом к тем святым местам, которым поклонялся мой народ многие века. На сегодняшний день восстановили Реком в Цейском ущелье, идут работы в Хостыдзуар и воздвигнута церковь в селе Сунжа.

Песня «Цей»

В нашем лесу с недавнего времени тоже есть место, куда приходим с тремя пирогами поклониться святым. Это значит, мы детища природы и просим её о благословлении, как родную мать.


Ведущий 1. Вот подошла к концу наша встреча

Ты, человек, любя природу

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.


В вокзальной суматохе века

Ты оценить её спеши:

Она давно твой добрый лекарь.

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не вычерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!


Ведущий 2. Уважаемые наши гости! Если в ком-то из вас мы пробудили, хоть частицу любви к природе той земли на самом краюшке нашей маленькой Осетии, мы счастливы!

До новых встреч!