Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия "Осенние явления в жизни растений" в 5 классе.»
Урок - экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
Предлагаемый урок–экскурсия может быть проведен в конце сентября или в начале октября, разделен на этапы в соответствии с заданными пунктами маршрута. На основе разработанных дидактических материалов учитель, в зависимости от целей урока–экскурсии и уровня подготовки класса, может выбрать нужные этапы экскурсии или использовать только определенные задания. Урок – экскурсия предполагает следующие части, соответствующие пунктам на маршруте:
Учитель предлагает учащимся произвести ориентирование на местности. Это проводится при выходе на улицу. Пользуясь компасом учащиеся определяют стороны горизонта. Определяют, в каком направлении (северном, южном и т.п.) нужно двигаться, чтобы добраться в пункт проведения экскурсии. Проводят краткое обсуждение и перемещаются в пункт проведения экскурсии.
Учитель предлагает ребятам вспомнить, что такое фольклор, предлагает вспомнить известные им поговорки, пословицы, загадки об осени, о растениях.
На этом этапе учитель для активации познавательного интереса к осенним явлениям может использовать народные приметы и отрывки из стихотворений, предложенные в тексте № 1. Проводится беседа с учащимися о растениях, встречающихся по пути следования . Предлагается сравнить высоту растений разных растений, особенности строения стеблей. Проводится обсуждение понятия «жизненная форма». Учитель обращает внимание учащихся на окраску листьев и другие осенние явления в природе, обсуждает с учащимися причину, вводит термин «пигменты». На этом этапе можно использовать загадки о растениях, встречающихся по пути следования. Учащиеся подходят к дереву или кустарнику, загадку о котором разгадали, рассматривают кору, ветви, листья.
Группы выполняют задания рабочего листа . После выполнения всех заданий участники групп обобщают свои материалы и готовят отчет.
Группы представляют свой отчет о работе, обобщают результаты наблюдений и подводят итоги.
Учитель предлагает ребятам сделать отчет о экскурсии.
Рабочий лист.
Сравнительный анализ жизненных форм растений.
Название древесного растения | Количество на участке | Название кустарника | Количество на участке | Названия травянистого растения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Фиксация наблюдаемых осенних явлений.
1.Созрели плоды и семена у растений
2.Изменения листьев (цвет, пятна, легко или трудно отделяется от ветки)
закрыты ли почки плотными чешуями)
3. Продолжают цветение
4. Образовались плоды у растений
Предположите, каковы причины изменения растений осенью?
Обобщение полученных данных
Подготовьте сообщение о проделанной работе.
Мы ходили в парк и провели фенологическое наблюдение ха растениями. Осенние явления в жизни растений:
береза-
тополь-
каштан-
ирга-
ель-
клен-
дуб-
ива-
одуванчик-
бархатцы-
мятлик-
Рефлексия: 
