Урок-экскурсия
по окружающему миру
во 2-м классе
Тема урока:
«В гости к осени»

Учитель начальных классов:
Афанасьева Юлия Петровна
МБОУ Орловская СОШ
Татарского района
Новосибирской области
Цель урока познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Изучить признаки наступления осени в неживой и живой природе.
2. Конкретизировать понятия «неживая природа» и «живая природа».
3. Провести сравнение признаков неживого и живого летом и осенью.
4. Продолжить формирование навыка узнавания растений после опадения листьев.
Метапредметные:
– Познавательные:
1. Умение анализировать обьекты с целью выделения признаков.
2. Умение сравнивать объекты, выделять объекты для сравнения.
3. Умение проводить несложные наблюдения.
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
5. Умение обобщать, делать выводы.
– Регулятивные:
1. Уметь работать по плану.
2. Умение определять тему, цель экскурсии.
– Комуникативные:
1.Формировать умение работать в группе.
2. Формировать умение строить связный рассказ.
Личностные:
1. Продолжить развитие эстетического восприятия природы.
2. Формировать бережное отношение к природным объектам.
Оборудование: термометр, гербарная папка с газетами, коробка для
сбора плодов, блокноты и ручки.
Экскурсия проводится в теплый солнечный день. Подготовительный этап включает в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности. Дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях, загадки.
Ход экскурсии
Организационный момент
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А для того, чтобы узнать к кому, отгадайте загадку:
Я – в царстве луж,
в краю огней и вод.
Я – в княжестве
крылатого народа,
Чудесных яблок,
ароматных груш.
Скажи, какое же я время года?
– Верно, сегодня мы отправимся в гости к осени. А как вы догадались, что речь идет именно о ней?
Учитель: Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть...
-Вот и заглянула к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на экскурсии?
Далее учитель сообщает план и маршрут экскурсии.
Актуализация знаний
Учитель: давайте повторим правила друзей природы (повторяют правила поведения в лесу, парке).
Работа по теме урока
– Ребята, а вы обратили внимание на то, что произошло с древесными растениями в школьном дворе?
– А как называются деревья, которые сбрасывают листву?
– Ребята, сегодня мы с вами станем учеными-исследователями. Для этого нам нужно создать команды, у каждой будет свое исследование.
Учитель делит детей на группы в соответствии с тем, как они сидят в классе (по рядам).
– Сейчас каждая команда исследователей получит карточку с заданием. Каждый из вас в своем блокнотике должен будет дать ответ на вопросы в карточке.
Содержание карточек:
1) Найди данное растение, запиши его название.
2) Опиши его внешний вид:
– К какой группе относится? (деревья, кустарники, травы);
– Рассмотри лист. Какова форма листовой пластинки? (зарисуй ее)
3) Признаки осени у данного растения:
– Что отличает это растение от остальных?
– Какие признаки осени вы наблюдаете у растения?
– Чтобы узнать, какие растения мы будем изучать, отгадайте:
1.Это растение является символом нашей Родины. (берёза)
2.Стоит колючая как еж, (ель)
Зимою в платье летнем!
3.Она к осеннему балу (Рябина)
Снова надела кораллы,
Пылают они далеко,
Всякий увидит легко.
4.Клейкие раскрылись почки – (тополь)
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? – Это...?
Первая группа изучает березу, вторая – ель, третья – рябину, четвертая– тополь.
Учитель раздает
оборудование: блокноты, ручки и карточки.
1.Наблюдение за природой
– Итак, мы пришли в лес. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. Посмотрите вокруг себя. Какие объекты и тела природы вас окружают?
– На какие группы разделим природные тела?
– Ребята, у меня в руке прибор для измерения температуры. Как он называется? Посмотрим, сколько он показывает градусов. Покажите, как определить температуру.
– Посмотрите на небо. Какое оно сегодня?
– Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Как называется движение воздуха? Как вы можете охарактеризовать ветер, который дует сейчас?
– Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?
– Все эти изменения относятся к состоянию неживой природы. А теперь перечислите тела живой природы.
– Вы сказали, что деревья сбросили листву. А что же это за два дерева, которые стоят до сих пор зеленые?
– Одинаковы ли ель и сосна? Сравните их. Назовите объекты, которые вы будете сравнивать. По каким признакам?
– Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на веточке. Молодцы.
– Посмотрите, как много хвоинок лежит под деревьями. О чем это говорит?
– Как назовем растения, которые сбрасывают листочки постепенно в течение года?
– Посмотрите на любое из древесных растений и сравните, как происходит подготовка травянистых растений к зиме в отличие от древесных?
– Назовите объекты сравнения.
– В каком состоянии вы видите растущие в лесу травянистые растения?
- Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие еще живые существа вместе с нами на экскурсии?
-Как же их мало в осеннем лесу. Их столько же было летом?
-Назовите группы, к которым относятся перечисленные вами животные.
-Назовите признаки насекомых и птиц.
-А почему же птицы осенью улетают на юг?
-Докажите свой ответ, ведь зимой люди подкармливают птиц, а это значит, что они могут пережить зиму.
2. Самостоятельная работа.
– Настало время для выполнения работы в группах.
Найдите свое растение, подойдите к нему и начинайте выполнять задание. Ответы фиксируйте в блокнотах.
Далее учитель объявляет об окончании работы, заслушиваются результаты исследований по группам.
Учитель: Ребята, Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик прислали вам конверт с заданиями. Готовы их выполнить?

В конверте находятся вопросы и задания. Каждая группа достает вопрос, отвечает на него, остальные дополняют.
Вопросы и задания из конверта:
1.Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
2.Как готовятся растения и животные к зиме?
3. Рассказать стихи об осени.
VI. Подведение итогов
-Что удалось увидеть на экскурсии?
-Что запомнилось?
- Что нового узнали?
V.Домашнее задание
Рабочая тетрадь стр.13 №1
Литература:
1.Максимова Т.Н. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России А.А. Плешакова (М.; Просвещение) 2 класс -М.;ВАКО, 2013.
2. https://www.google.ru/