СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия "СТИХИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, ПОЭЗИЯ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова урока: "Когда люди собираются вместе в день Победы, в этот светлый  праздник,они поют. Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной войны – это неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя! Сколько в них энтузиазма и вдохновения!"

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия "СТИХИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, ПОЭЗИЯ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ"»

Внеклассное чтение

Урок-экскурсия



СТИХИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ,
ПОЭЗИЯ защитников родины


Цели: учить отбору и расположению материала для песенно-стихотворной композиции; тренировать в выразительности чтения; воспитывать любовь к Родине, уважение к ее прошлому.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с произведениями о защитниках нашей Родины.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Игра-экскурсия (можно провести в библиотеке).

Слово учителя.

Учитель. Снова наша библиотека радушно распахнула для вас свои двери. Сегодня наша встреча посвящена годовщине Великой победы.

Великая Отечественная война закончилась весной 1945 года. Смеясь и плача, многие солдаты падали на майскую траву, бросая на землю каски, и в них капали слезы мужественных защитников.

Звучит аудиозапись песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).

Учитель. А солдат смотрел на землю, смотрел и делал потрясающее открытие, что трава под ногами зеленая, очень зеленая! И птичий свист совсем не похож на свист пуль, и что тишина может быть такой оглушительной, как близко разорвавшийся снаряд.

В этот день бойцы палили в воздух. И не только от радости, что остались живы. Это был первый салют павшим, это был первый Салют Победы и первый Салют Памяти.

Прошло много лет. И каким бы противоречивым ни было время, и как бы ни менялась наша жизнь, этот день навечно останется для нас светлым, потому что никогда человек не приносил таких жертв во имя мира на земле. И мы ждем этот праздник, и снова будет салют, и мы знаем, что память наша жива. Она в книгах и песнях, памятниках и картинах. Вот этому-то и будет посвящена наша сегодняшняя встреча, наш урок. Я приглашаю всех вас в галерею памяти.

Но это будет не просто экскурсия, это будет игра. Нам предстоит пройти 4 этапа. Это автографы войны в литературе, музыке, скульптуре и живописи.

Этап I «Строки, опаленные войной».

Библиотекарь. Немало книг посвящено Великой Отечественной войне (1941–1945). Перечитывая лучшие, видишь, как шаг за шагом открывается в них сложная и глубокая правда о целой исторической эпохе.

Представляет книжную выставку «Автографы войны».

Библиотекарь. Почему эта тема остается актуальной? Почему книги о войне по-прежнему интересны? Потому что в свой час, в свое время на той Великой войне были наши деды, прадеды, и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, их память отзывается в нас, если не отучились мы чувствовать глубоко и сильно.

Это такие книги, как «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Сотников» и «Альпийская баллада» В. Быкова, «Тишина» и «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Сашка» В. Кондратьева и многие-многие другие.

А каких поэтов, рассказавших нам о войне, вы знаете?

Проводится конкурс на выразительное чтение стихов о Великой Отечественной войне.

Учитель подводит итоги конкурса.

Учитель. Сколько их, известных и безызвестных, поэтов и писателей, поведавших нам о мужестве и стойкости, боли и страданиях миллионов безвинных, о радости и слезах Победы.

Вот перед вами портреты известных писателей и поэтов:

1) Александр Трифонович Твардовский;

2) Валентин Петрович Катаев;

3) Александр Александрович Фадеев;

4) Михаил Александрович Шолохов.

Вспомните и постарайтесь дать правильный ответ.

Викторина.

 Кто является автором повести «Сын полка»? (В. Катаев.)

 Он автор трех поэм. Одна из них называется «Книга про бойца». Но большинству она известна под другим названием. Кто же ее автор? (А. Твардовский.)

 Этот писатель неоднократно выезжал на фронт. Писал очерки и корреспонденции в газету «Правда». В 1944 году выпустил книгу «Ленинград в дни блокады». Кто это? (А. Фадеев.)

 Была первая послевоенная весна. На Верхнем Дону произошла встреча писателя и будущего героя небольшого по объему рассказа «Судьба человека». Кто написал этот рассказ? (М. Шолохов.)

 По одноименному роману какого писателя поставлен фильм «Они сражались за Родину»? (М. Шолохов.)

 С 1943 по 1945 годы этот писатель собирал материал о молодогвардейцах и написал всем известный роман. Кто он? (А. Фадеев.)

Учитель. Итак, I этап нашей игры завершился. Мы только что вспомнили литературные памятники великому подвигу и мужеству, памятники поколению, явившему пример героизма всему человечеству.

Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова).

Учитель. Замечательная песня. Вот о песнях сейчас мы с вами и поговорим.

Этап II «Песни наших отцов».

Ведущий. Когда люди собираются вместе да еще если это праздник, конечно же, они поют. Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной войны – это неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя! Сколько в них энтузиазма и вдохновения! Песня «Священная война» А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача брала за душу, звала в бой. А песня «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на слова М. Исаковского – это песня-исповедь. И какой обжигающей безысходностью проникнута каждая ее строка!

Песни «Темная ночь» Н. Богословского на слова В. Агатова, «Жди меня» того же композитора на слова К. Симонова, «На солнечной поляночке» В. Соловьева-Седого на слова М. Фатьянова и др. – песни о любви и верности. А как часто в редкие минуты затишья звучало «Эх, дороги, пыль да туман...» (музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина). Все эти песни вы слышали не раз и знаете. Они одинаково дороги и старшему поколению, и нам, молодым. Их не устаешь слушать, и они не стареют.

Итак, перед вами названия четырех песен:

1) «Соловьи»;

2) «Случайный вальс»;

3) «Журавли»;

4) «Синий платочек».

Викторина.

 Автором слов какой песни является известный поэт Расул Гамзатов? («Журавли».)

 Без какой песни не обходилось на фронте ни одно выступление К. Шульженко? («Синий платочек».)

 Евгений Долматовский и Марк Фрадкин являются соавторами «Песни о Днепре». Здесь перед вами еще одно их совместное музыкальное произведение. Какое? («Случайный вальс».)

 В какой песне есть строка: «Пусть солдаты немного поспят»? («Соловьи».)

 За первое исполнение этой песни 12 апреля 1942 года и за превзошедший все ожидания успех поэт М. Максимов и певица К. Шульженко получили в награду неслыханный по тем временам подарок – кусок торта и стакан клюквы. Какая это песня? («Синий платочек».)

 Эта песня ранее называлась «Танцы до утра», позже – «Офицерский вальс». А теперь как мы ее называем? («Случайный вальс»).

 Композитор этой песни Ежи Петербургский, который родился в Варшаве. Первым стихотворение к этой песне сочинил Яков Галицкий. Но мы ее знаем уже на слова другого поэта. Какая песня родилась дважды? («Синий платочек».)

Ведущий. С песнями не расставались на нелегких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они помогали ждать, вселяя надежду. И может статься, что наряду с величественными памятниками героям Великой Отечественной войны будет воздвигнут обелиск Солдатской песне, что тысячекилометровой нотной строкой пролегла через окопы переднего края и людские сердца в незабываемые огненные годы.

Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс» (музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского).

Учитель. Продолжаем знакомство с нашей галереей памяти.

Этап III «Подвиг, застывший в камне».

Ведущий. Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, – созданы в десятках наших городов, тысячах сел памятники боевой славы. Высятся величественные монументы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), Волгограде, Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе. В их создании участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие памятники вам известны.

Подберите к изображению памятника верную табличку с подсказкой.

На экран проецируются поочередно изображения памятников. Учащимся раздаются таблички со словами-подсказками.

Памятник «цветок жизни».

 Находится на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у поселка Ковалево. Это памятник пионеров 1960-х годов ленинградским ребятам блокадных 1940-х. Он входит в комплекс памятников «Зеленого пояса».

Архитекторы: П. Мельников, А. Левенко.

Памятник-мемориал «Хатынь».

 22 марта 1943 года отряд фашистских карателей ворвался в с. Хатынь в Белоруссии. 149 человек, из них 76 детей, оккупанты насильно согнали в сарай, который обложили соломой и подожгли.

Скульптор – С. Селиханов; архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Я. Левин; инженер – В. Маркевич.

Скульптура «Скорбь матери».

 15 октября 1967 года в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. На одной из площадей ансамбля – площади Скорби – стоит главная скульптурная композиция – фигура женщины-матери, склонившейся над погибшим воином.

Скульптор – Е. Вучетич.

Памятник «скорбящая мать».

 В годы Великой Отечественной войны краснодонские комсомольцы подняли знамя борьбы. Тяжкие испытания не сломили волю молодогвардейцев и, погибнув, они обрели бессмертие. Этот памятник находится в г. Краснодоне Луганской области на Украине. Над могилой героев-молодогвардейцев склонила голову скорбящая Мать-Родина.

Скульпторы: П. Кизиев, А. Редькин, А. Самусь, Г. Головченко.

Обелиск Славы.

 Как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы и освобождения г. Севастополя от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый в ноябре 1944 года.

Архитектор – А. Киселев.

Памятник-мемориал «Курган Славы».

 В 1944 году части Советской армии при активном участии партизан разгромили крупнейшую группировку гитлеровских войск и полностью освободили Белоруссию от немецких захватчиков. К 25-летию этой победы на 25 км от Минска по Московскому шоссе воздвигнут памятник-мемориал «Курган Славы» (1969).

Скульпторы: А. Бембель, А. Артимович; архитекторы: Л. Мицкевич, О. Стахович.

Монумент «Слава героям».

 Интересным дополнением мемориала воинского подвига омичей стал созданный к 40-летию Победы монумент «Слава героям» (1985). Он разместился на бульваре Победы.

Архитектор – В. Шевченко; скульпторы: С. Голованов, Л. Семенов.

Учитель. Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. В граните, бронзе, камне, металле – по всей стране. Снова и снова художники разных поколений обращаются к теме войны, грандиозной народной эпопее.

Этап IV «Я кистью к памяти взываю».

Ведущий. Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники студии имени М. В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Все взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнем врага, тяжелые бои и стремление все преодолеть и победить.

Учитель. Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и попробуем ответить на вопросы.

Перед вами картины художников:

1) П. Кривоногов «На Курской дуге»;

2) А. Дейнека «Оборона Севастополя»;

3) В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев»;

4) П. Кривоногов «Победа».

Викторина.

 Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы подбили 14. Но снова идет на них лавина. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», – произнес политрук В. Клочков. Стойко сражались герои, и к сердцу России фашистов они не пропустили.

На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев? (В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».)

 Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы, но сдержали бойцы удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. «Пропускай немцев!» – командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неповоротливым машинам.

На какой из картин изображена эта битва? (П. Кривоногов «Курская дуга».)

 1941 год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. «Черная туча», «Черная смерть», «Черные дьяволы» – так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись!.. На какой картине это хорошо показано? (А. Дейнека «Оборона Севастополя».)

 Тяжелораненый политрук вылез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро побежал навстречу танку. Он знал, что вот-вот погибнет, но умереть нужно было не раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. На какой картине это видно? (В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».)

 В июне 1942 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны».

Какая из двух картин П. Кривоногова, представленных здесь, была экспонатом той выставки? (Обе картины написаны позже.)

Учитель. Всего несколько полотен художников, и мы оказались свидетелями исторических событий. А если собрать работы художников все вместе? Получится величественная, впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель. Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только часть, малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше уходят от нас военные годы, тем дороже становится все то, что касается тех дней. Вам предстоит еще сделать много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить голову перед сединами ветеранов.

Пусть над нами всегда будет чистое, голубое небо!

Учитель отмечает наиболее активных ребят, принимавших участие в уроке, дает оценку чтецам, выставляет отметки.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!