Внеклассное чтение
Урок-экскурсия
СТИХИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ,
ПОЭЗИЯ защитников родины
Цели: учить отбору и расположению материала для песенно-стихотворной композиции; тренировать в выразительности чтения; воспитывать любовь к Родине, уважение к ее прошлому.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с произведениями о защитниках нашей Родины.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом.
Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.
Сценарий урока
I. Сообщение темы и целей урока.
II. Игра-экскурсия (можно провести в библиотеке).
Слово учителя.
Учитель. Снова наша библиотека радушно распахнула для вас свои двери. Сегодня наша встреча посвящена годовщине Великой победы.
Великая Отечественная война закончилась весной 1945 года. Смеясь и плача, многие солдаты падали на майскую траву, бросая на землю каски, и в них капали слезы мужественных защитников.
Звучит аудиозапись песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).
Учитель. А солдат смотрел на землю, смотрел и делал потрясающее открытие, что трава под ногами зеленая, очень зеленая! И птичий свист совсем не похож на свист пуль, и что тишина может быть такой оглушительной, как близко разорвавшийся снаряд.
В этот день бойцы палили в воздух. И не только от радости, что остались живы. Это был первый салют павшим, это был первый Салют Победы и первый Салют Памяти.
Прошло много лет. И каким бы противоречивым ни было время, и как бы ни менялась наша жизнь, этот день навечно останется для нас светлым, потому что никогда человек не приносил таких жертв во имя мира на земле. И мы ждем этот праздник, и снова будет салют, и мы знаем, что память наша жива. Она в книгах и песнях, памятниках и картинах. Вот этому-то и будет посвящена наша сегодняшняя встреча, наш урок. Я приглашаю всех вас в галерею памяти.
Но это будет не просто экскурсия, это будет игра. Нам предстоит пройти 4 этапа. Это автографы войны в литературе, музыке, скульптуре и живописи.
Этап I «Строки, опаленные войной».
Библиотекарь. Немало книг посвящено Великой Отечественной войне (1941–1945). Перечитывая лучшие, видишь, как шаг за шагом открывается в них сложная и глубокая правда о целой исторической эпохе.
Представляет книжную выставку «Автографы войны».
Библиотекарь. Почему эта тема остается актуальной? Почему книги о войне по-прежнему интересны? Потому что в свой час, в свое время на той Великой войне были наши деды, прадеды, и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, их память отзывается в нас, если не отучились мы чувствовать глубоко и сильно.
Это такие книги, как «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Сотников» и «Альпийская баллада» В. Быкова, «Тишина» и «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Сашка» В. Кондратьева и многие-многие другие.
А каких поэтов, рассказавших нам о войне, вы знаете?
Проводится конкурс на выразительное чтение стихов о Великой Отечественной войне.
Учитель подводит итоги конкурса.
Учитель. Сколько их, известных и безызвестных, поэтов и писателей, поведавших нам о мужестве и стойкости, боли и страданиях миллионов безвинных, о радости и слезах Победы.
Вот перед вами портреты известных писателей и поэтов:
1) Александр Трифонович Твардовский;
2) Валентин Петрович Катаев;
3) Александр Александрович Фадеев;
4) Михаил Александрович Шолохов.
Вспомните и постарайтесь дать правильный ответ.
Викторина.
Кто является автором повести «Сын полка»? (В. Катаев.)
Он автор трех поэм. Одна из них называется «Книга про бойца». Но большинству она известна под другим названием. Кто же ее автор? (А. Твардовский.)
Этот писатель неоднократно выезжал на фронт. Писал очерки и корреспонденции в газету «Правда». В 1944 году выпустил книгу «Ленинград в дни блокады». Кто это? (А. Фадеев.)
Была первая послевоенная весна. На Верхнем Дону произошла встреча писателя и будущего героя небольшого по объему рассказа «Судьба человека». Кто написал этот рассказ? (М. Шолохов.)
По одноименному роману какого писателя поставлен фильм «Они сражались за Родину»? (М. Шолохов.)
С 1943 по 1945 годы этот писатель собирал материал о молодогвардейцах и написал всем известный роман. Кто он? (А. Фадеев.)
Учитель. Итак, I этап нашей игры завершился. Мы только что вспомнили литературные памятники великому подвигу и мужеству, памятники поколению, явившему пример героизма всему человечеству.
Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова).
Учитель. Замечательная песня. Вот о песнях сейчас мы с вами и поговорим.
Этап II «Песни наших отцов».
Ведущий. Когда люди собираются вместе да еще если это праздник, конечно же, они поют. Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной войны – это неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя! Сколько в них энтузиазма и вдохновения! Песня «Священная война» А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача брала за душу, звала в бой. А песня «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на слова М. Исаковского – это песня-исповедь. И какой обжигающей безысходностью проникнута каждая ее строка!
Песни «Темная ночь» Н. Богословского на слова В. Агатова, «Жди меня» того же композитора на слова К. Симонова, «На солнечной поляночке» В. Соловьева-Седого на слова М. Фатьянова и др. – песни о любви и верности. А как часто в редкие минуты затишья звучало «Эх, дороги, пыль да туман...» (музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина). Все эти песни вы слышали не раз и знаете. Они одинаково дороги и старшему поколению, и нам, молодым. Их не устаешь слушать, и они не стареют.
Итак, перед вами названия четырех песен:
1) «Соловьи»;
2) «Случайный вальс»;
3) «Журавли»;
4) «Синий платочек».
Викторина.
Автором слов какой песни является известный поэт Расул Гамзатов? («Журавли».)
Без какой песни не обходилось на фронте ни одно выступление К. Шульженко? («Синий платочек».)
Евгений Долматовский и Марк Фрадкин являются соавторами «Песни о Днепре». Здесь перед вами еще одно их совместное музыкальное произведение. Какое? («Случайный вальс».)
В какой песне есть строка: «Пусть солдаты немного поспят»? («Соловьи».)
За первое исполнение этой песни 12 апреля 1942 года и за превзошедший все ожидания успех поэт М. Максимов и певица К. Шульженко получили в награду неслыханный по тем временам подарок – кусок торта и стакан клюквы. Какая это песня? («Синий платочек».)
Эта песня ранее называлась «Танцы до утра», позже – «Офицерский вальс». А теперь как мы ее называем? («Случайный вальс»).
Композитор этой песни Ежи Петербургский, который родился в Варшаве. Первым стихотворение к этой песне сочинил Яков Галицкий. Но мы ее знаем уже на слова другого поэта. Какая песня родилась дважды? («Синий платочек».)
Ведущий. С песнями не расставались на нелегких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они помогали ждать, вселяя надежду. И может статься, что наряду с величественными памятниками героям Великой Отечественной войны будет воздвигнут обелиск Солдатской песне, что тысячекилометровой нотной строкой пролегла через окопы переднего края и людские сердца в незабываемые огненные годы.
Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс» (музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского).
Учитель. Продолжаем знакомство с нашей галереей памяти.
Этап III «Подвиг, застывший в камне».
Ведущий. Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, – созданы в десятках наших городов, тысячах сел памятники боевой славы. Высятся величественные монументы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), Волгограде, Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе. В их создании участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие памятники вам известны.
Подберите к изображению памятника верную табличку с подсказкой.
На экран проецируются поочередно изображения памятников. Учащимся раздаются таблички со словами-подсказками.
Памятник «цветок жизни».
Находится на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у поселка Ковалево. Это памятник пионеров 1960-х годов ленинградским ребятам блокадных 1940-х. Он входит в комплекс памятников «Зеленого пояса».
Архитекторы: П. Мельников, А. Левенко.
Памятник-мемориал «Хатынь».
22 марта 1943 года отряд фашистских карателей ворвался в с. Хатынь в Белоруссии. 149 человек, из них 76 детей, оккупанты насильно согнали в сарай, который обложили соломой и подожгли.
Скульптор – С. Селиханов; архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Я. Левин; инженер – В. Маркевич.
Скульптура «Скорбь матери».
15 октября 1967 года в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. На одной из площадей ансамбля – площади Скорби – стоит главная скульптурная композиция – фигура женщины-матери, склонившейся над погибшим воином.
Скульптор – Е. Вучетич.
Памятник «скорбящая мать».
В годы Великой Отечественной войны краснодонские комсомольцы подняли знамя борьбы. Тяжкие испытания не сломили волю молодогвардейцев и, погибнув, они обрели бессмертие. Этот памятник находится в г. Краснодоне Луганской области на Украине. Над могилой героев-молодогвардейцев склонила голову скорбящая Мать-Родина.
Скульпторы: П. Кизиев, А. Редькин, А. Самусь, Г. Головченко.
Обелиск Славы.
Как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы и освобождения г. Севастополя от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый в ноябре 1944 года.
Архитектор – А. Киселев.
Памятник-мемориал «Курган Славы».
В 1944 году части Советской армии при активном участии партизан разгромили крупнейшую группировку гитлеровских войск и полностью освободили Белоруссию от немецких захватчиков. К 25-летию этой победы на 25 км от Минска по Московскому шоссе воздвигнут памятник-мемориал «Курган Славы» (1969).
Скульпторы: А. Бембель, А. Артимович; архитекторы: Л. Мицкевич, О. Стахович.
Монумент «Слава героям».
Интересным дополнением мемориала воинского подвига омичей стал созданный к 40-летию Победы монумент «Слава героям» (1985). Он разместился на бульваре Победы.
Архитектор – В. Шевченко; скульпторы: С. Голованов, Л. Семенов.
Учитель. Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. В граните, бронзе, камне, металле – по всей стране. Снова и снова художники разных поколений обращаются к теме войны, грандиозной народной эпопее.
Этап IV «Я кистью к памяти взываю».
Ведущий. Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники студии имени М. В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Все взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнем врага, тяжелые бои и стремление все преодолеть и победить.
Учитель. Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и попробуем ответить на вопросы.
Перед вами картины художников:
1) П. Кривоногов «На Курской дуге»;
2) А. Дейнека «Оборона Севастополя»;
3) В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев»;
4) П. Кривоногов «Победа».
Викторина.
Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы подбили 14. Но снова идет на них лавина. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», – произнес политрук В. Клочков. Стойко сражались герои, и к сердцу России фашистов они не пропустили.
На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев? (В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».)
Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы, но сдержали бойцы удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. «Пропускай немцев!» – командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неповоротливым машинам.
На какой из картин изображена эта битва? (П. Кривоногов «Курская дуга».)
1941 год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. «Черная туча», «Черная смерть», «Черные дьяволы» – так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись!.. На какой картине это хорошо показано? (А. Дейнека «Оборона Севастополя».)
Тяжелораненый политрук вылез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро побежал навстречу танку. Он знал, что вот-вот погибнет, но умереть нужно было не раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. На какой картине это видно? (В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».)
В июне 1942 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны».
Какая из двух картин П. Кривоногова, представленных здесь, была экспонатом той выставки? (Обе картины написаны позже.)
Учитель. Всего несколько полотен художников, и мы оказались свидетелями исторических событий. А если собрать работы художников все вместе? Получится величественная, впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Учитель. Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только часть, малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше уходят от нас военные годы, тем дороже становится все то, что касается тех дней. Вам предстоит еще сделать много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить голову перед сединами ветеранов.
Пусть над нами всегда будет чистое, голубое небо!
Учитель отмечает наиболее активных ребят, принимавших участие в уроке, дает оценку чтецам, выставляет отметки.