СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия в 8 классе "Приложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" новых знаний в форме виртуальной экскурсии по городу Казани.

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия в 8 классе "Приложение"»

Урок в 8 классе.


Тема урока: Приложение.


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи:

1. сформировать понятие о приложении как разновидности определения и средстве выразительности речи,

2. сформировать навык распознавания приложение среди других членов предложения,

3 сформировать навык постановки знаков препинания при приложении.


4. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.

5. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимать выразительные возможности русского языка ;

стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;



Метапредметные:

осуществлять самоконтроль;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

уметь работать в парах,группах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

формулировать собственные мысли.

Предметные:

- повторить виды определения ,

- знать условия постановки знаков препинания при приложении,

- знать случаи отсутствия дефиса при приложении;

- проводить синтаксический анализ предложения.



Ресурсы урока

Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.8 класс» - М., «Просвещение», 2018; раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Этап мотивации.

По небу тучи бегают,

Дождями сумрак сжат,

под старою телегою

рабочие лежат.



И слышит шепот гордый

вода и под и над:

"Через четыре года

здесь будет город-сад!". (Маяковский)



- О чём этот текст? О мечте рабочих построить красивый город. Какие художественно-изобразительные средства использованы Маяковским в этом отрывке?

В первой строфе: олицетворение «тучи бегают», метафора «дождями сумрак сжат». А во второй? Олицетворение «вода слышит». Эпитеты «шёпот гордый». Определите, каким членом предложения является слово «гордый» (согласованное определение) Чем выражено это определение? (имя прилагательное)

Есть ли еще определения в этом предложении? (Слово «сад» относится к слову «город».Сад- определение).

- Чем оно выражено? (существительное)  При изменении падежа главного слова «город» меняется падеж определения «сад». Что это за способ связи?

Лингвистический эксперимент.



Попробуем убрать слово «сад». Как измениться смысл предложения?

( Особая образность. Город ,как сад, вырастет и станет цветущим и красивым )

Слово сад – особый вид определения – приложение. Определяя предмет, приложение дает ему другое название.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

О приложении как особом виде определения.

О правописании приложений.

Учитель. Какие задачи перед собой поставите? (…)

Учитель. Продолжите предложения. ( Слайды )

Познакомиться с… (признаками приложений)

Научиться находить …(приложения в тексте)

Научиться использовать …(приложения в речи)

Составлять предложения… ( и правильно писать приложения).

Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд )

Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

Задание 1.

Учитель: Продолжите предложения. ( Слайды )

1. Второстепенные члены предложения – это... ( дополнение, определение, обстоятельства ).

2. Определение бывает... ( согласованным и несогласованным )

3. Согласованные определения согласуются с определяемым (главным) словом в (роде, числе и падеже)

4. Несогласованные определения связываются с определяемым словом при помощи ( управления и примыкания).

Попробуйте дать определение приложению, заполнив пропуски:

Приложение –это …., выраженное …..,согласованным с определяемым словом в …

Сегодня , выполняя задания, мы совершим виртуальную экскурсию по одному городу-саду. Отгадайте его название.


4. Организация познавательной деятельности.

Работа в парах по карточкам.

Задание 1. Учимся определять приложение и определяемое слово!

Учитель. Перед вами карточки. Необходимо найти приложения. В чем будет сложность?

И определяемое слово, и приложение выражены существительными.

Есть ли еще информация о приложении, которая нам может помочь?

Работа с учебником параграф 26 . Что обозначают приложения? ( Слайды )



Озеро Кабан

Комплекс «Казанский Кремль»

Архитектор Забиров Рустэм

Императрица-просветительница

Императрица Екатерина II

мужчина-водовоз

Девочка-подросток

Жители-татары

Город-цитадель

Самопроверка. Слайд.

Задание 2. Составьте одно предложение с любым словосочетанием, употребив приложение в косвенном падеже.



Задание 3. Пользуясь алгоритмом, определите предложение, в котором есть приложение?

1) Кремль находится на левом берегу реки Казанки.

2) Кремлевский холм раньше был с трех сторон окружен водой.

3) Уникальность Кремля в соединении русского и татарского архитектурных стилей.



Алгоритм выполнения задания:

1) прочитать предложения;

2) найти грамматическую основу предложения;

3) найти слово, к которому можно задать вопрос: какой? какая? какие?

4) определи, какой частью речи выражены эти слова.

Самопроверка. Ответ: 1. Слайд.

Задание 4. Найдите в тексте вывески приложения. По данному фото и предложению из задания 2 сделайте вывод о знаках, которые употребляются при приложениях. (Заповедник, Казанский Кремль. Дефис, кавычки , без знаков)






Учитель:

Сообщение учащегося.

Справка о дефисе.

Тepмин «дeфиc» пoявилcя в нaшeм языкe тoлькo в cepeдинe 19 вeкa. Этo cлoвo пpишлo в pyccкий язык из нeмeцкoгo («divis»). Иcпoльзoвaлocь oнo кaк типoгpaфичecкий тepмин. B нeмeцкoм oнo иcпoльзyeтcя для oбoзнaчeния тиpe (знaк дeлeния, coeдинитeльный знaк). «Divis» oбpaзoвaлocь oт лaтинcкoгo cлoвa «division» (paздeлeниe).   Ha пpoтяжeнии дoлгoгo вpeмeни «дeфиc» мoжнo былo вcтpeтить лишь в cпeциaльнoй литepaтype, пpимeняeмoй в oблacти типoгpaфии. И тoлькo в 20 вeкe (30-e гг.) этo cлoвo cтaли иcпoльзoвaть кaк cинoним к «чepтoчкe». Пocтeпeннo вce чaщe cтaли yпoтpeблять «дeфиc», выcтyпaющий в poли coeдинитeльнoй чepтoчки.


Учитель. Понаблюдаем и составим опорную схему с правилами постановки дефиса между определяемым словом и одиночным приложением.

Задание 5. Работа в парах по карточкам по алгоритму

1.Находим определяемое слово и приложение

2 Определяем, чем выражены: нарицательным или собственным именем существительным .

3 Смотрим пример.

4. заполняем опорную схему.


ПОНАБЛЮДАЕМ!

Река Казанка

Казань-река

Художник –живописец

Художник Рерих

девушка-красавица

красавица девушка

Гриб лисичка

Жук-олень

Дефис

ставится

Не ставится









Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями,

знаниями, чувствами.



Проверка по слайду.

Задание 6. Работа в группе.

Учитель: Прочитайте тексты, взятые с туристического сайта.

Группа 1







Памятник Эчпочмак с национальным колоритом установили в 2016 году в черте ресторанно-развлекательного комплекса. Эчпочмак – печёный пирожок треугольник с начинкой из мяса, картошки и лука. Одна из особенностей блюда: в процессе приготовления внутрь заливают бульон для сочности. Его пекут не только повара татары, но и башкиры. Памятник имеет высоту около 2 метров. Эчпочмак выглядит аппетитно, как настоящий, и лежит на кованой подставке блюде.

Источник: https://must-see.top/pamyatniki-kazani/

Группа 2

Памятник фонтан Казан Открыт в парке Тысячелетия Казани. Является ещё и фонтаном. Появление памятника связано с легендой о названии города. Диаметр чаши казана – 36 метров. Из неё поднимаются струи воды, достигая 17 метров. Они стекают вниз в специальный резервуар бассейн. Форма казана символизирует богатство, справедливую власть и бесконечность. Фигуры охранников драконов одновременно являются подставками ножками.
Источник: https://must-see.top/pamyatniki-kazani/

Во время своего визита в город Казань императрица просветительница Екатерина II заметила отсутствие мышей. Она приказала отправить в свои покои одного из местных котов, но в Петербург их привезли сразу 30 котов мышеловов.. Это коты стали основоположниками династии эрмитажских котов. В 2009 году историю из прошлого увековечили. Вальяжно развалившегося на стуле кота сделал художник по металлу Игорь Башмаков. Отливали скульптуру кота на заводе в городе Жуковский.
Источник: https://must-see.top/pamyatniki-kazani/

Реку Казанку украшает памятник храм. Он посвящен героям защитникам Казани .Один из самых старых памятников города основан в 1821 году. Состоит из наземного храма и подземной части – церкви усыпальницы. Является данью памяти погибшим при осаде и взятии города Казани в 1552 году. Имеет форму усеченной пирамиды. Входы есть со всех сторон света, у главного больше широких ступеней. В 2004 году построили мост и насыпи для удобного посещения островка, на котором стоит храм памятник.
Источник: https://must-see.top/pamyatniki-kazani/



Учитель: Какова цель текста? Дать представление о достопримечательности.

Тип речи - описание городской скульптуры с элементами повествования.

Учитель: Подчеркните приложения. Вставьте в текст пропущенные знаки при приложениях. Сверяйтесь с опорной схемой в тетради и таблицей (слайд)

Проверка осуществляется по образцу.



Рефлексия

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).

Познакомиться с… (признаками приложений)

Научиться находить …(приложения в тексте)

Научиться использовать …(приложения в речи)

Составлять предложения… ( и правильно писать приложения).

Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

( Тест перед каждым учеником )

Тест по теме «Приложение»

1. Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется

1) сказуемым.

2) подлежащим.

3) дополнением.

4) приложением.



2. Приложение выражается согласованным с определяемым словом в падеже

1) причастием.

2) числительным.

3) прилагательным.

4) существительным.



3. Приложение как член предложения отвечает на вопрос

1) чей?

2) каков?

3) какой?

4) который?



4. Музей-квартира татарского поэта находится в центре города.Приложением является слово

1) музей

2) квартира

3) поэта

4) центре

5)города



5. Выставочный центр «Эрмитаж» проводит занятия для детей, интересующихся татарской культурой.

«Эрмитаж» в этом предложении – это

1) дополнение.

2) сказуемое

3) определение.

4) часть подлежащего.

6. Хранитель Шелковская отвечает за все музейные объекты и экспонаты комплекса. Приложением в этом предложении является слово

1) хранитель

2) Шелковская

3) объекты

4) экспонаты

7. Скульптура дракона Зиланта стоит под стенами крепости. Приложением в этом предложении является слово

1) скульптура

2) дракона

3) Зиланта

4) крепости



8. Дефис между определяемым словом и приложением не надо ставить в предложении

1) Около Кремля стоит памятник поэту герою Мусе Джалилю.

2) Императрица Елизавета приказала доставить в Санкт-Петербург из Казани 30 котов мышеловов.



3) На вершину статуи «Харрият» помещена фигура женщины птицы.

4) Ценители изобразительного искусства получат удовольствие, посетив музей советского художника Константина Васильева.







Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

1. Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется

4) приложением.



2. Приложение выражается согласованным с определяемым словом в падеже

4) существительным.



3. Приложение как член предложения отвечает на вопрос

3) какой?



4. Музей-квартира татарского поэта находится в центре города. Приложением является слово

2) квартира



5. Выставочный центр «Эрмитаж» проводит занятия для детей, интересующихся татарской культурой.

«Эрмитаж» в этом предложении – это

3) определение.

6. Хранитель Шелковская отвечает за все музейные объекты и экспонаты комплекса. Приложением в этом предложении является слово

2) Шелковская

7. Скульптура дракона Зиланта стоит под стенами крепости. Приложением в этом предложении является слово

3) Зиланта



8. Дефис между определяемым словом и приложением не надо ставить в предложении

4) Ценители изобразительного искусства получат удовольствие, посетив музей советского художника Константина Васильева.









Учитель. Оцените себя и поставьте оценку. ( Слайд )

Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )

8 баллов- оценка 5

6-7 баллов –оценка 4

5-4 балла – оценка 3

Учитель: Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке: ( Слайд )

Шевелить извилинами

Считать ворон

чувство локтя

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

Домашнее задание.

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок,

афоризмов на тему «Жизнь».

Написать заметку для туристического сайта о любой достопримечательности города, используя приложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!