Урок в 8 классе.
Тема урока: Приложение.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи:
1. сформировать понятие о приложении как разновидности определения и средстве выразительности речи,
2. сформировать навык распознавания приложение среди других членов предложения,
3 сформировать навык постановки знаков препинания при приложении.
4. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.
5. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.
Планируемые результаты:
Личностные:
Понимать выразительные возможности русского языка ;
стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
Метапредметные:
осуществлять самоконтроль;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.
уметь работать в парах,группах;
участвовать в общей беседе;
задавать вопросы, отвечать на вопросы;
формулировать собственные мысли.
Предметные:
- повторить виды определения ,
- знать условия постановки знаков препинания при приложении,
- знать случаи отсутствия дефиса при приложении;
- проводить синтаксический анализ предложения.
Ресурсы урока
Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.8 класс» - М., «Просвещение», 2018; раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки.
Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
1. Этап мотивации.
По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шепот гордый
вода и под и над:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!". (Маяковский)
- О чём этот текст? О мечте рабочих построить красивый город. Какие художественно-изобразительные средства использованы Маяковским в этом отрывке?
В первой строфе: олицетворение «тучи бегают», метафора «дождями сумрак сжат». А во второй? Олицетворение «вода слышит». Эпитеты «шёпот гордый». Определите, каким членом предложения является слово «гордый» (согласованное определение) Чем выражено это определение? (имя прилагательное)
Есть ли еще определения в этом предложении? (Слово «сад» относится к слову «город».Сад- определение).
- Чем оно выражено? (существительное) При изменении падежа главного слова «город» меняется падеж определения «сад». Что это за способ связи?
Лингвистический эксперимент.
Попробуем убрать слово «сад». Как измениться смысл предложения?
( Особая образность. Город ,как сад, вырастет и станет цветущим и красивым )
Слово сад – особый вид определения – приложение. Определяя предмет, приложение дает ему другое название.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
О приложении как особом виде определения.
О правописании приложений.
Учитель. Какие задачи перед собой поставите? (…)
Учитель. Продолжите предложения. ( Слайды )
Познакомиться с… (признаками приложений)
Научиться находить …(приложения в тексте)
Научиться использовать …(приложения в речи)
Составлять предложения… ( и правильно писать приложения).
Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд )
Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.
Задание 1.
Учитель: Продолжите предложения. ( Слайды )
1. Второстепенные члены предложения – это... ( дополнение, определение, обстоятельства ).
2. Определение бывает... ( согласованным и несогласованным )
3. Согласованные определения согласуются с определяемым (главным) словом в (роде, числе и падеже)
4. Несогласованные определения связываются с определяемым словом при помощи ( управления и примыкания).
Попробуйте дать определение приложению, заполнив пропуски:
Приложение –это …., выраженное …..,согласованным с определяемым словом в …
Сегодня , выполняя задания, мы совершим виртуальную экскурсию по одному городу-саду. Отгадайте его название.
4. Организация познавательной деятельности.
Работа в парах по карточкам.
Задание 1. Учимся определять приложение и определяемое слово!
Учитель. Перед вами карточки. Необходимо найти приложения. В чем будет сложность?
И определяемое слово, и приложение выражены существительными.
Есть ли еще информация о приложении, которая нам может помочь?
Работа с учебником параграф 26 . Что обозначают приложения? ( Слайды )
Озеро Кабан
Комплекс «Казанский Кремль»
Архитектор Забиров Рустэм
Императрица-просветительница
Императрица Екатерина II
мужчина-водовоз
Девочка-подросток
Жители-татары
Город-цитадель
Самопроверка. Слайд.
Задание 2. Составьте одно предложение с любым словосочетанием, употребив приложение в косвенном падеже.
Задание 3. Пользуясь алгоритмом, определите предложение, в котором есть приложение?
1) Кремль находится на левом берегу реки Казанки.
2) Кремлевский холм раньше был с трех сторон окружен водой.
3) Уникальность Кремля в соединении русского и татарского архитектурных стилей.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти грамматическую основу предложения;
3) найти слово, к которому можно задать вопрос: какой? какая? какие?
4) определи, какой частью речи выражены эти слова.
Самопроверка. Ответ: 1. Слайд.
Задание 4. Найдите в тексте вывески приложения. По данному фото и предложению из задания 2 сделайте вывод о знаках, которые употребляются при приложениях. (Заповедник, Казанский Кремль. Дефис, кавычки , без знаков)
Учитель:
Сообщение учащегося.
Справка о дефисе.
Тepмин «дeфиc» пoявилcя в нaшeм языкe тoлькo в cepeдинe 19 вeкa. Этo cлoвo пpишлo в pyccкий язык из нeмeцкoгo («divis»). Иcпoльзoвaлocь oнo кaк типoгpaфичecкий тepмин. B нeмeцкoм oнo иcпoльзyeтcя для oбoзнaчeния тиpe (знaк дeлeния, coeдинитeльный знaк). «Divis» oбpaзoвaлocь oт лaтинcкoгo cлoвa «division» (paздeлeниe). Ha пpoтяжeнии дoлгoгo вpeмeни «дeфиc» мoжнo былo вcтpeтить лишь в cпeциaльнoй литepaтype, пpимeняeмoй в oблacти типoгpaфии. И тoлькo в 20 вeкe (30-e гг.) этo cлoвo cтaли иcпoльзoвaть кaк cинoним к «чepтoчкe». Пocтeпeннo вce чaщe cтaли yпoтpeблять «дeфиc», выcтyпaющий в poли coeдинитeльнoй чepтoчки.
Учитель. Понаблюдаем и составим опорную схему с правилами постановки дефиса между определяемым словом и одиночным приложением.
Задание 5. Работа в парах по карточкам по алгоритму
1.Находим определяемое слово и приложение
2 Определяем, чем выражены: нарицательным или собственным именем существительным .
3 Смотрим пример.
4. заполняем опорную схему.
ПОНАБЛЮДАЕМ!
Река Казанка
Казань-река
Художник –живописец
Художник Рерих
девушка-красавица
красавица девушка
Гриб лисичка
Жук-олень
Дефис |
ставится | Не ставится |
| |
| |
Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями,
знаниями, чувствами.
Проверка по слайду.
Задание 6. Работа в группе.
Учитель: Прочитайте тексты, взятые с туристического сайта.
Группа 1
Памятник Эчпочмак с национальным колоритом установили в 2016 году в черте ресторанно-развлекательного комплекса. Эчпочмак – печёный пирожок треугольник с начинкой из мяса, картошки и лука. Одна из особенностей блюда: в процессе приготовления внутрь заливают бульон для сочности. Его пекут не только повара татары, но и башкиры. Памятник имеет высоту около 2 метров. Эчпочмак выглядит аппетитно, как настоящий, и лежит на кованой подставке блюде.
Источник: https://must-see.top/pamyatniki-kazani/
Группа 2
Памятник фонтан Казан Открыт в парке Тысячелетия Казани. Является ещё и фонтаном. Появление памятника связано с легендой о названии города. Диаметр чаши казана – 36 метров. Из неё поднимаются струи воды, достигая 17 метров. Они стекают вниз в специальный резервуар бассейн. Форма казана символизирует богатство, справедливую власть и бесконечность. Фигуры охранников драконов одновременно являются подставками ножками.
Источник: https://must-see.top/pamyatniki-kazani/
Во время своего визита в город Казань императрица просветительница Екатерина II заметила отсутствие мышей. Она приказала отправить в свои покои одного из местных котов, но в Петербург их привезли сразу 30 котов мышеловов.. Это коты стали основоположниками династии эрмитажских котов. В 2009 году историю из прошлого увековечили. Вальяжно развалившегося на стуле кота сделал художник по металлу Игорь Башмаков. Отливали скульптуру кота на заводе в городе Жуковский.
Источник: https://must-see.top/pamyatniki-kazani/
Реку Казанку украшает памятник храм. Он посвящен героям защитникам Казани .Один из самых старых памятников города основан в 1821 году. Состоит из наземного храма и подземной части – церкви усыпальницы. Является данью памяти погибшим при осаде и взятии города Казани в 1552 году. Имеет форму усеченной пирамиды. Входы есть со всех сторон света, у главного больше широких ступеней. В 2004 году построили мост и насыпи для удобного посещения островка, на котором стоит храм памятник.
Источник: https://must-see.top/pamyatniki-kazani/
Учитель: Какова цель текста? Дать представление о достопримечательности.
Тип речи - описание городской скульптуры с элементами повествования.
Учитель: Подчеркните приложения. Вставьте в текст пропущенные знаки при приложениях. Сверяйтесь с опорной схемой в тетради и таблицей (слайд)
Проверка осуществляется по образцу.
Рефлексия
Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).
Познакомиться с… (признаками приложений)
Научиться находить …(приложения в тексте)
Научиться использовать …(приложения в речи)
Составлять предложения… ( и правильно писать приложения).
Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.
( Тест перед каждым учеником )
Тест по теме «Приложение»
1. Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется
1) сказуемым.
2) подлежащим.
3) дополнением.
4) приложением.
2. Приложение выражается согласованным с определяемым словом в падеже
1) причастием.
2) числительным.
3) прилагательным.
4) существительным.
3. Приложение как член предложения отвечает на вопрос
1) чей?
2) каков?
3) какой?
4) который?
4. Музей-квартира татарского поэта находится в центре города.Приложением является слово
1) музей
2) квартира
3) поэта
4) центре
5)города
5. Выставочный центр «Эрмитаж» проводит занятия для детей, интересующихся татарской культурой.
«Эрмитаж» в этом предложении – это
1) дополнение.
2) сказуемое
3) определение.
4) часть подлежащего.
6. Хранитель Шелковская отвечает за все музейные объекты и экспонаты комплекса. Приложением в этом предложении является слово
1) хранитель
2) Шелковская
3) объекты
4) экспонаты
7. Скульптура дракона Зиланта стоит под стенами крепости. Приложением в этом предложении является слово
1) скульптура
2) дракона
3) Зиланта
4) крепости
8. Дефис между определяемым словом и приложением не надо ставить в предложении
1) Около Кремля стоит памятник поэту герою Мусе Джалилю.
2) Императрица Елизавета приказала доставить в Санкт-Петербург из Казани 30 котов мышеловов.
3) На вершину статуи «Харрият» помещена фигура женщины птицы.
4) Ценители изобразительного искусства получат удовольствие, посетив музей советского художника Константина Васильева.
Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )
1. Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется
4) приложением.
2. Приложение выражается согласованным с определяемым словом в падеже
4) существительным.
3. Приложение как член предложения отвечает на вопрос
3) какой?
4. Музей-квартира татарского поэта находится в центре города. Приложением является слово
2) квартира
5. Выставочный центр «Эрмитаж» проводит занятия для детей, интересующихся татарской культурой.
«Эрмитаж» в этом предложении – это
3) определение.
6. Хранитель Шелковская отвечает за все музейные объекты и экспонаты комплекса. Приложением в этом предложении является слово
2) Шелковская
7. Скульптура дракона Зиланта стоит под стенами крепости. Приложением в этом предложении является слово
3) Зиланта
8. Дефис между определяемым словом и приложением не надо ставить в предложении
4) Ценители изобразительного искусства получат удовольствие, посетив музей советского художника Константина Васильева.
Учитель. Оцените себя и поставьте оценку. ( Слайд )
Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )
8 баллов- оценка 5
6-7 баллов –оценка 4
5-4 балла – оценка 3
Учитель: Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке: ( Слайд )
Шевелить извилинами
Считать ворон
чувство локтя
Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.
Домашнее задание.
Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок,
афоризмов на тему «Жизнь».
Написать заметку для туристического сайта о любой достопримечательности города, используя приложения.