Тема: «В городе богини Афины»
Цели:
Образовательная: осмыслить вклад древних греков в мировую культуру и её значимость для современного мира;
Развивающая: развитие памяти, логического мышления и воображения;
Воспитательная: воспитание любви к прекрасному.
Задачи:
1.Расширить представление о городе античного времени; познакомить уч-ся с историческими памятниками древней Греции на основе подобранной иллюстрации;
2.Учиться читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов; уметь анализировать исторический источник, учиться воспроизводить информацию;
3. Формировать у уч-ся умения преодолевать трудности в учении, обеспечить ситуацию эмоциональных переживаний.
УУД:
Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.
Познавательные УУД: Работать с таблицей; сравнивать и находить отличия; работа с электронным приложением, с рабочим листом
Коммуникативные УУД: Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение товарища
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок – экскурсия.
Оборудование: учебники, компьютер, мультимедиа - установка, настенная карта, тесты, контурная карта, тексты, шкала самооценки.
Ход урока:
1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь. Мы начинаем самый интересный урок – урок истории. А сейчас все тихо сели.
2. Первичное введение материала.
а) Вступительное слово учителя.
- В течение многих уроков мы изучали историю Древней Греции: занятия греков, их религию, политическую систему, участие в войнах. Вы узнали очень многое. А сегодня у нас есть возможность побывать в одном из городов Эллады. Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса:
1. Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса? Афина
2. В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности? Афины
Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем? Афины
( Слайд 1)Верно, в Афины, город богини Афины,( слайд 2) центр древнегреческой Аттики.
- А почему его так назвали - город богини Афины?
Кто вспомнит миф об этом.
(Рожденный самой Землей получеловек - полузмей Кекроп основал в Аттике город. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города?... Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцами по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-соленой. Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим… Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связали с её именем.)
(Слайд 3) Проблемный вопрос: О своем городе его жители говорили: говорили «Ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка?
(К середине V в. до н. э. в Афинах расцветает и ремесло. Многие ремесленники были свободными людьми. Афинские кузнецы, гончары, сапожники, ткачи славились своим мастерством. Ремесло давало заработок безземельным и неимущим афинским гражданам.Афинское государство, используя денежные средства союзников, обеспечивало ремесленников заказами. Оно привлекало их к строительству великолепных зданий, которые украсили Афины и Монеты древних Афин.создали им славу самого прекрасного города в мире. Эта оценка свидетельствовала о том,что Афины действительно были самым прекрасным городом Греции)
(Слайд 4) Цель нашего путешествия: узнать
1.Греки абсолютно правы в своей оценке города Афины или греки преувеличивали оценку своего родного города.
Как настоящим путешественникам, нам понадобятся дневники и карты. А т.к. у нас урок истории, то и карты исторические.
Работа с настенной картой.
(Слайд 5)- Давайте обратимся к карте и вспомним географическое местонахождение Греции. Покажите, где находится Греция? Была ли Греция единым государством? Какие полисы вы знаете?
- Итак, мы начинаем нашу экскурсию. Я надеюсь, что вы будете любознательными. В конце нашего путешествия нам предстоит ответить на вопрос и выполнить ряд заданий. Для путешествия нам понадобятся дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки, карандаши, справочник туриста – учебник.
2-й этап. Получение новой информации
(Слайд 6)Древние Афины были городом большим, а по тем меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Большинство из них, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки (вы ведь помните, что метеками называли приезжих жителей?).
Керамик
Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в дневнике путешественника.(Под номером 1 дети пишут "Керамик")
(Слайд 7)Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название?
Действительно, ребята, название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина. А красив ли сам городской район Керамик? Найдите его описание в учебнике.
Работа по учебнику.(стр.175-76)
(Слайд 8)Начали мы наше путешествие с района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет. Домишки находились на улочках настолько узких, что, если бы вам захотелось выйти из дома, вам пришлось бы постучать в дверь, прежде чем ее открыть. Чтобы не зашибить прохожего. Домишки были повернуты спиной к улице, а лицом во двор, как это принято сейчас на востоке. В лучшем случае на улицу выходили мастерские и лавки. Окна не были предусмотрены. Более того, в греческом языке даже не было слова, которое бы обозначало окно. Имелись только маленькие узенькие форточки для освещения помещений.
Спрашивается, ну чем тут восхищаться? Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика».(Слайд 9) Начинается волшебство с правильного выбора глины. Хотя город стоял на большом месторождении глины, самую лучшую брали в 12 км от Афин. Из этой глины рождались великолепные произведения искусства. Точнее, это для нас – произведения искусства, а греки просто бестрепетно использовали эту посуду в быту. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще.
Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: традиционная чернофигурная техника (черный рисунок на красной глине) уступила место краснофигурной. Догадались, что изменилось?
(Сначала гончары применяли так называемую чернолаковую технику. По красной глине рисовали черным лаком. Однако в период Греко-персидских войн секрет изготовления черного лака был утерян. В 5 веке до нашей эры появляется краснофигурная техника. При этой технике, для фигур сохраняли более естественный красновато-коричневый цвет, а остальную часть покрывали черной краской и затем бесцветным лаком )
Вся поверхность покрыта черной глазурью, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными
Итак, мы покидаем район Керамик. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города?
А можно ли судить обо всем городе только по одному району?
(Слайд 10)Перед нами Агора – главная площадь Афин. Мы с независимым видом пройдем мимо (слайд 11)грозной рыночной стражи, состоящей из рабов-скифов, мимо смотрителей рынка, мимо тенистых портиков, (слайд 12)мимо совета пятисот, мимо шумных торговцев.
(Слайд 13)На одной стороне было много портиков - полуоткрытых помещений, крыши которых поддерживают колонны.(записать определение в тетради) В них горожане часто собирались вместе. Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали?( Вот самые волнующие темы:
- Почему под осень люди обжорливей?
- Что появилось раньше, курица или яйцо?
- Четное число звезд на небе или нечетное?
- Почему у фигового дерева сок горький, а плод вкусный?
- Могут ли появиться новые, еще не известные болезни?
Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы.)
В другой части Агоры находились правительственные здания. Для дежурных членов Совета пятисот предназначалось круглое здание, в нём имелась кухня. Совет пятисот играл важную роль в управлении Афинами, в него избирались по жребию граждане. Чуть выше круглого здания на склоне холма располагалась постройка с залом, где собирался в полном своём составе в дни заседаний Совет пятисот. Таким образом, мы видим, что афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры.
Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян?
Меняется ли ваше мнение о красоте города?
Акрополь
Мы с вами покидаем Агору и приближаемся к высокому холму в центре города, который называется Акрополь- возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей. Отметьте в дневниках Акрополь под номером 3.
Вход в Акрополь называется Пропилеи. Когда в 5-ом в. до н. э. персы вошли в Афины, то Ксеркс приказал разрушить все постройки на Акрополе и сжечь город. После изгнания персов греки заново отстроили Акрополь, возвели на нём великолепные здания и статуи.
(Слайд 15)По пути на Акрополь мы видим маленький и изящный храм богини победы Ники, расположенный справа на уступе скалы. Афиняне возвели храм в честь Ники Бескрылой, хотя эллины всегда изображали её крылатой девушкой. Мы победили персов и хотим, чтобы Ника не улетела от нас, и победа навсегда осталась в нашем городе.
(Слайд 16)Через мраморные портики с красивыми колоннами мы входим на Акрополь. В его центре на высоком постаменте стоит статуя Афины — воительницы, которую сделал друг Перикла — Фидий.
- Ребята, какой её изобразил архитектор?
- Да. Эта статуя была хорошо видна со всех сторон города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. Статую уничтожили в 13 веке.
(Слайд 17)Сердцем Афин был Парфенон - храм покровительницы города богини Афины.
Огромный и могучий, стоял он на возвышающемся участке голой серой скалы. Он построен из золотисто- розового мрамора, окруженный колоннами, вызывал всеобщее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На западном фронтоне изображен спор Афины и Посейдона. А восточный фронтон представлял миф о рождении Афины из головы Зевса.Главный храм город. Рядом с Парфеноном растёт очень старое оливковое дерево — то самое, которое выросло из копья Афины».
Далее отрывок из фильма "Афинский Акрополь" цикла "Мировые сокровища культуры
(Слайд 18) - На этом ребята давайте не надолго прервем нашу экскурсию и запишем новые слова. Словарная работа.
Керамик - район гончарных мастерских.
Пифос - глиняная бочка для хранения зерна.
Амфора - сосуд для вина и масла.
Агора - главная площадь Афин.
Портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Совет пятисот — избирался по жребию из состава всех граждан сроком на год.
Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами.
Парфенон - храм богини Афины.
Фронтон - треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом.
Эрехтейон - храм посвящен Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею.
Кариатиды - каменные фигуры юных девушек.
Разминка.
- Ребята, давайте сделаем привал. Встали все на зарядку.
-Сделать столько наклонов головой, сколько в слове-отгадке букв.
В афинском государстве
Построен главный порт.
Туда со всех земель везут
Товары - лучший сорт!
От Афин он не далече.
Можно в миг туда попасть,
Когда враг решит напасть.
Потому что вся дорога
Стенами защищена.
«Корабельной чернью»
Дружно строилась она.
Назови-ка порт быстрей-
Ну конечно же ….(Пирей)
-Сделать хлопков столько, сколько в слове-отгадке букв.
Когда-то в Греции в отдельных областях
Они возникли типа мини- государства
И сочиняли песни там о богачах,
Что вкруг его селенья и поля располагали.
На городок с предместьем они похожи были
И по своим законам там весь люд судили. (Полис).
- Сделать столько наклонов вперёд, сколько в слове-отгадке гласных букв.
Как область Греции назвали,
Где нет нигде большой реки.
И хлеба всем там не хватало.
Оливы на горах росли.
Там главный город греков был –
Он знаменитостью прослыл?
(Аттика).
5.Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.
-Ребята, сейчас я каждому для вас раздам листы с текстом и рисунком. Вы должны рассмотреть рисунок и постараться заполнить пропуски в тексте. Если возникнут затруднения, поднимайте руку, а так же можно пользоваться словарями.
Текст с пропусками.
1. Лишь одна дорога ведет на холм с крутыми обрывистыми склонами. Холм называется _____________.
2. При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини ____. Обычно её изображали ______________________. Желая удержать богиню в своем городе, афиняне воздвигли храм в честь _____ ________________.
3. Вершину холма украшает бронзовая статуя ___________. Статую создал скульптор __________.Моряки, подплывая к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце позолоченные шлем и наконечник копья.
4. Самым прекрасным творением греческих строителей был _____________.
5. На том месте, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят ________________.
Работа в парах.
- А сейчас поработаем парами. Ребята, у вас на столе контурная карта «Город Афины в 5 веке до н. э.». Нам предстоит выполнить предложенные задания на это вам отводится 3 минуты. Все записи на карте делаем карандашами.
Обведите холм в центре Афин с крутыми обрывистыми склонами и надпишите его название.
Впишите недостающие слова:
Район гончарных мастерских назывался __________________.
Главная площадь Афин назывался ___________________ .
Найдите на карте эти места и подпишите их.
-А сейчас тестирование по вариантам. Я вам каждому раздам листы с тестом, а вы должны ответить на вопросы и выбрать правильный вариант ответа.
1 вариант.
1. Район гончарных мастерских в Афинах:
а) Агора;
б) Керамик;
в) Пирей.
2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города?
а) Агора;
б) Академия;
в) Акрополь.
3. Скульптор, создавший знаменитую статую богини Афины на Акрополе:
а) Фидий;
б) Перикл;
в) Гомер.
4. Кто отменил долговое рабство в Афинах?
а) Солон;
б) Перикл;
в) Платон.
5. Главная торговая площадь в Афинах?
а) Агора;
б) Акрополь;
в) Керамик.
2 вариант.
1. Вход на Акрополь шел через:
а) портик;
б) колоннаду;
в) ворота.
2. Главный храм на Акрополе это:
а) храм победы Ники;
б) Парфенон;
в) храм Артемиды.
3. На фронтоне главного храма была изображена сцена:
а) беседы Зевса и Аида;
б) битвы;
в) спора Афины с Посейдоном.
4. Статую Афины создал:
а) Мирон;
б) Фидий;
в) Поликлет.
5. Название главной площади в Афинах:
а) Агора;
б) Акрополь;
в) Керамик
Ключ к тесту:
1 вариант 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – а.
2 вариант 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – а.
Ребята давайте ответим на вопрос: «Были ли правы греки в своей оценке города Афины или греки преувеличивали оценку своего родного города?»
Ребята, теперь вам необходимо высказаться одним предложением о нашем уроке выбрав одну фразу из предложеных на доске.
« Незаконченное предложение»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание.
ответить на вопрос какими постройками гордились афиняне, и знать новые слова.
придумать рассказ от имени путешественника, посетившего Афины переписать слова в словарики выучить.
Наше путешествие подошло к концу. Ребята, греки бы вам сказали «Эфхаристо», а я вам говорю «Большое спасибо за активную работу на уроке». Мне очень понравилось с вами работать.