СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок экскурсия в городе богини Афины

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок экскурсия в городе богини Афины»

Тема: «В городе богини Афины»

Цели:

Образовательная: осмыслить вклад древних греков в мировую культуру и её значимость для современного мира;

Развивающая: развитие памяти, логического мышления и воображения;

Воспитательная: воспитание любви к прекрасному.

Задачи:

1.Расширить представление о городе античного времени; познакомить уч-ся с историческими памятниками древней Греции на основе подобранной иллюстрации;

2.Учиться читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов; уметь анализировать исторический источник, учиться воспроизводить информацию;

3. Формировать у уч-ся умения преодолевать трудности в учении, обеспечить ситуацию эмоциональных переживаний.

 УУД: 

Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.

 

Познавательные УУД: Работать с таблицей; сравнивать и находить отличия; работа с электронным приложением, с рабочим листом

Коммуникативные УУД: Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение товарища


Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок – экскурсия.

Оборудование: учебники, компьютер, мультимедиа - установка, настенная карта, тесты, контурная карта, тексты, шкала самооценки.

Ход урока:

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь. Мы начинаем самый интересный урок – урок истории. А сейчас все тихо сели.

2. Первичное введение материала.

а) Вступительное слово учителя.

- В течение многих уроков мы изучали историю Древней Греции: занятия греков, их религию, политическую систему, участие в войнах. Вы узнали очень многое. А сегодня у нас есть возможность побывать в одном из городов Эллады. Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса:

1. Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса? Афина

2. В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности? Афины

Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем? Афины

( Слайд 1)Верно, в Афины, город богини Афины,( слайд 2) центр древнегреческой Аттики.

- А почему его так назвали - город богини Афины?

Кто вспомнит миф об этом.

(Рожденный самой Землей получеловек - полузмей Кекроп основал в Аттике город. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города?... Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцами по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-соленой. Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим… Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связали с её именем.)

(Слайд 3) Проблемный вопрос: О своем городе его жители говорили: говорили «Ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка?

(К середине V в. до н. э. в Афинах расцветает и ремесло. Многие ремесленники были свободными людьми. Афинские кузнецы, гончары, сапожники, ткачи славились своим мастерством. Ремесло давало заработок безземельным и неимущим афинским гражданам.Афинское государство, используя денежные средства союзников, обеспечивало ремесленников заказами. Оно привлекало их к строительству великолепных зданий, которые украсили Афины и Монеты древних Афин.создали им славу самого прекрасного города в мире. Эта оценка свидетельствовала о том,что Афины действительно были самым прекрасным городом Греции)

(Слайд 4) Цель нашего путешествия: узнать

1.Греки абсолютно правы в своей оценке города Афины или греки преувеличивали оценку своего родного города.

Как настоящим путешественникам, нам понадобятся дневники и карты. А т.к. у нас урок истории, то и карты исторические.

Работа с настенной картой.

(Слайд 5)- Давайте обратимся к карте и вспомним географическое местонахождение Греции. Покажите, где находится Греция? Была ли Греция единым государством? Какие полисы вы знаете?

- Итак, мы начинаем нашу экскурсию. Я надеюсь, что вы будете любознательными. В конце нашего путешествия нам предстоит ответить на вопрос и выполнить ряд заданий. Для путешествия нам понадобятся дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки, карандаши, справочник туриста – учебник.

2-й этап. Получение новой информации

(Слайд 6)Древние Афины были городом большим, а по тем меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Большинство из них, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки (вы ведь помните, что метеками называли приезжих жителей?).

Керамик

Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в дневнике путешественника.(Под номером 1 дети пишут "Керамик")

(Слайд 7)Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название?

Действительно, ребята, название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина. А красив ли сам городской район Керамик? Найдите его описание в учебнике.

Работа по учебнику.(стр.175-76)

(Слайд 8)Начали мы наше путешествие с района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет. Домишки находились на улочках настолько узких, что, если бы вам захотелось выйти из дома, вам пришлось бы постучать в дверь, прежде чем ее открыть. Чтобы не зашибить прохожего. Домишки были повернуты спиной к улице, а лицом во двор, как это принято сейчас на востоке. В лучшем случае на улицу выходили мастерские и лавки. Окна не были предусмотрены. Более того, в греческом языке даже не было слова, которое бы обозначало окно. Имелись только маленькие узенькие форточки для освещения помещений.

Спрашивается, ну чем тут восхищаться? Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика».(Слайд 9) Начинается волшебство с правильного выбора глины. Хотя город стоял на большом месторождении глины, самую лучшую брали в 12 км от Афин. Из этой глины рождались великолепные произведения искусства. Точнее, это для нас – произведения искусства, а греки просто бестрепетно использовали эту посуду в быту. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще.

Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: традиционная чернофигурная техника (черный рисунок на красной глине) уступила место краснофигурной. Догадались, что изменилось?

(Сначала гончары применяли так называемую чернолаковую технику. По красной глине рисовали черным лаком. Однако в период Греко-персидских войн секрет изготовления черного лака был утерян. В 5 веке до нашей эры появляется краснофигурная техника. При этой технике, для фигур сохраняли более естественный красновато-коричневый цвет, а остальную часть покрывали черной краской и затем бесцветным лаком )

Вся поверхность покрыта черной глазурью, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными

Итак, мы покидаем район Керамик. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города?

А можно ли судить обо всем городе только по одному району?

(Слайд 10)Перед нами Агора – главная площадь Афин. Мы с независимым видом пройдем мимо (слайд 11)грозной рыночной стражи, состоящей из рабов-скифов, мимо смотрителей рынка, мимо тенистых портиков, (слайд 12)мимо совета пятисот, мимо шумных торговцев.

(Слайд 13)На одной стороне было много портиков - полуоткрытых помещений, крыши которых поддерживают колонны.(записать определение в тетради) В них горожане часто собирались вместе. Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали?( Вот самые волнующие темы:

- Почему под осень люди обжорливей?

- Что появилось раньше, курица или яйцо?

- Четное число звезд на небе или нечетное?

- Почему у фигового дерева сок горький, а плод вкусный?

- Могут ли появиться новые, еще не известные болезни?

Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы.)


В другой части Агоры находились правительственные здания. Для дежурных членов Совета пятисот предназначалось круглое здание, в нём имелась кухня. Совет пятисот играл важную роль в управлении Афинами, в него избирались по жребию граждане. Чуть выше круглого здания на склоне холма располагалась постройка с залом, где собирался в полном своём составе в дни заседаний Совет пятисот. Таким образом, мы видим, что афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры.

Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян?

Меняется ли ваше мнение о красоте города?

Акрополь

Мы с вами покидаем Агору и приближаемся к высокому холму в центре города, который называется Акрополь- возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей. Отметьте в дневниках Акрополь под номером 3.

Вход в Акрополь называется Пропилеи. Когда в 5-ом в. до н. э. персы вошли в Афины, то Ксеркс приказал разрушить все постройки на Акрополе и сжечь город. После изгнания персов греки заново отстроили Акрополь, возвели на нём великолепные здания и статуи.

(Слайд 15)По пути на Акрополь мы видим маленький и изящный храм богини победы Ники, расположенный справа на уступе скалы. Афиняне возвели храм в честь Ники Бескрылой, хотя эллины всегда изображали её крылатой девушкой. Мы победили персов и хотим, чтобы Ника не улетела от нас, и победа навсегда осталась в нашем городе.

(Слайд 16)Через мраморные портики с красивыми колоннами мы входим на Акрополь. В его центре на высоком постаменте стоит статуя Афины — воительницы, которую сделал друг Перикла — Фидий.

- Ребята, какой её изобразил архитектор?

- Да. Эта статуя была хорошо видна со всех сторон города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. Статую уничтожили в 13 веке.

(Слайд 17)Сердцем Афин был Парфенон - храм покровительницы города богини Афины.

Огромный и могучий, стоял он на возвышающемся участке голой серой скалы. Он построен из золотисто- розового мрамора, окруженный колоннами, вызывал всеобщее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На западном фронтоне изображен спор Афины и Посейдона. А восточный фронтон представлял миф о рождении Афины из головы Зевса.Главный храм город. Рядом с Парфеноном растёт очень старое оливковое дерево — то самое, которое выросло из копья Афины».

Далее отрывок из фильма "Афинский Акрополь" цикла "Мировые сокровища культуры

(Слайд 18) - На этом ребята давайте не надолго прервем нашу экскурсию и запишем новые слова. Словарная работа.

Керамик - район гончарных мастерских.

Пифос - глиняная бочка для хранения зерна.

Амфора - сосуд для вина и масла.

Агора - главная площадь Афин.

Портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Совет пятисот — избирался по жребию из состава всех граждан сроком на год.

Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами.

Парфенон - храм богини Афины.

Фронтон - треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом.

Эрехтейон - храм посвящен Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею.

Кариатиды - каменные фигуры юных девушек.

Разминка.

- Ребята, давайте сделаем привал. Встали все на зарядку.

-Сделать столько наклонов головой, сколько в слове-отгадке букв.

В афинском государстве

Построен главный порт.

Туда со всех земель везут

Товары - лучший сорт!

От Афин он не далече.

Можно в миг туда попасть,

Когда враг решит напасть.

Потому что вся дорога

Стенами защищена.

«Корабельной чернью»

Дружно строилась она.

Назови-ка порт быстрей-

Ну конечно же ….(Пирей)

-Сделать хлопков столько, сколько в слове-отгадке букв.

Когда-то в Греции в отдельных областях

Они возникли типа мини- государства

И сочиняли песни там о богачах,

Что вкруг его селенья и поля располагали.

На городок с предместьем они похожи были

И по своим законам там весь люд судили. (Полис).

- Сделать столько наклонов вперёд, сколько в слове-отгадке гласных букв.

Как область Греции назвали,

Где нет нигде большой реки.

И хлеба всем там не хватало.

Оливы на горах росли.

Там главный город греков был –

Он знаменитостью прослыл?

(Аттика).

5.Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

-Ребята, сейчас я каждому для вас раздам листы с текстом и рисунком. Вы должны рассмотреть рисунок и постараться заполнить пропуски в тексте. Если возникнут затруднения, поднимайте руку, а так же можно пользоваться словарями.

Текст с пропусками.


1. Лишь одна дорога ведет на холм с крутыми обрывистыми склонами. Холм называется _____________.

2. При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини ____. Обычно её изображали ______________________. Желая удержать богиню в своем городе, афиняне воздвигли храм в честь _____ ________________.

3. Вершину холма украшает бронзовая статуя ___________. Статую создал скульптор __________.Моряки, подплывая к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце позолоченные шлем и наконечник копья.

4. Самым прекрасным творением греческих строителей был _____________.

5. На том месте, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят ________________.

Работа в парах.

- А сейчас поработаем парами. Ребята, у вас на столе контурная карта «Город Афины в 5 веке до н. э.». Нам предстоит выполнить предложенные задания на это вам отводится 3 минуты. Все записи на карте делаем карандашами.


Обведите холм в центре Афин с крутыми обрывистыми склонами и надпишите его название.

Впишите недостающие слова:

Район гончарных мастерских назывался __________________.

Главная площадь Афин назывался ___________________ .

Найдите на карте эти места и подпишите их.

-А сейчас тестирование по вариантам. Я вам каждому раздам листы с тестом, а вы должны ответить на вопросы и выбрать правильный вариант ответа.

1 вариант.

1. Район гончарных мастерских в Афинах:

а) Агора;

б) Керамик;

в) Пирей.

2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города?

а) Агора;

б) Академия;

в) Акрополь.

3. Скульптор, создавший знаменитую статую богини Афины на Акрополе:

а) Фидий;

б) Перикл;

в) Гомер.

4. Кто отменил долговое рабство в Афинах?

а) Солон;

б) Перикл;

в) Платон.

5. Главная торговая площадь в Афинах?

а) Агора;

б) Акрополь;

в) Керамик.

2 вариант.

1. Вход на Акрополь шел через:

а) портик;

б) колоннаду;

в) ворота.

2. Главный храм на Акрополе это:

а) храм победы Ники;

б) Парфенон;

в) храм Артемиды.

3. На фронтоне главного храма была изображена сцена:

а) беседы Зевса и Аида;

б) битвы;

в) спора Афины с Посейдоном.

4. Статую Афины создал:

а) Мирон;

б) Фидий;

в) Поликлет.

5. Название главной площади в Афинах:

а) Агора;

б) Акрополь;

в) Керамик

Ключ к тесту:

1 вариант 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – а.

2 вариант 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – а.

Ребята давайте ответим на вопрос: «Были ли правы греки в своей оценке города Афины или греки преувеличивали оценку своего родного города?»

Ребята, теперь вам необходимо высказаться одним предложением о нашем уроке выбрав одну фразу из предложеных на доске.

« Незаконченное предложение»

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Домашнее задание.

ответить на вопрос какими постройками гордились афиняне, и знать новые слова.

придумать рассказ от имени путешественника, посетившего Афины переписать слова в словарики выучить.

Наше путешествие подошло к концу. Ребята, греки бы вам сказали «Эфхаристо», а я вам говорю «Большое спасибо за активную работу на уроке». Мне очень понравилось с вами работать.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!