СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия в весенний лес

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия в весенний лес»

Выполнила:

студентка группы ВН-НиР-3-2

Ярмоленко Надежда Сергеевна

Проверила:

ст. преп. Петросян Снежана Кареновна



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

ЭКСКУРСИЯ.

ДАТА: Весна (апрель)

ТЕМА: «Весенний лес» (4 класс)

ЦЕЛЬ: сформировать представление о лесе в весеннее время года.

ТИП экскурсии: вводная экскурсия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • определять признаки весны;

  • выявлять особенности растительного и животного мира;

  • видеть сезонные изменения в лесу;

  • сравнивать особенности жизни в лесу по сезонам;

  • закрепит знания по технике безопасности;

  • познакомится с растительным и животным миром леса.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • контроль;

  • оценка;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

Общеучебные УД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические УД:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • обобщение;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно-этическая ориентация.

ОБОРУДОВАНИЕ: фотоаппарат, лупа, блокнот, планшетка, карандаш, ластик, точилка, перчатки, пакетики, газеты, ножницы, лопатка, ложечка.

ХОД ЭКСКУРСИИ:



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Примечание / Время

1.Вводная часть

Цель: эмоциональный настрой учащихся и проверка их готовности, постановка задач экскурсии.


- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас будет необычное занятие. Но сначала мы откроем свои блокноты и запишем дату. А теперь зафиксируем погодные условия, наблюдаемые на данный момент.

- Какая погода сегодня?


- Посмотрите, что у меня в руках?

- А зачем он нужен?


- А кто из вас мне скажет, сколько градусов сейчас у нас на улице?





- Какое у нас время года сейчас?

- А по каким признакам мы можем это понять?



-А где можно лучше всего наблюдать за признаками весны, растениями и животными?

-Как вы думаете, лес отличается зимой, весной, осенью и летом? А чем же он отличается?



- Ребята, я предлагаю вам насладиться таким чудесным днём и сходить на интересную экскурсию в лес. Вы согласны?



- Как вы думаете, какие задачи нам надо выполнить сегодня во время экскурсии?


- Запишем задачи в свои блокноты.











- Скажите, что мы получим, решив все поставленные задачи?



-Правильно. Какие принадлежности вы должны были принести сегодня с собой?




- Никто ничего не забыл?

(Если у кого-то чего-то не хватает, просят поделиться)



Дети приветствуют учителя.






- Сегодня очень тёплый солнечный день.

- Термометр.

- Термометр нужен для измерения температуры воздуха.

- Дети смотрят на термометр (термометр находится за окном класса) и говорят о том, сколько градусов тепла на улице.

Учащиеся открывают блокноты и записывают всё необходимое

-Весна.

- Тает снег; теплеет; набухают почки и появляются листочки на деревьях, которые вскоре начинают цвести; возвращаются птицы с юга и т.д.


-В лесу!


-Отличается! Растения в разные сезоны года выглядят по-разному, животные зимой впадают в спячку, птицы улетают. А весной все оживает, птицы возвращаются.




- Согласны.



Учащиеся предлагают свои варианты: познакомиться с особенностями леса, растениями, животными и др.

-Основные задачи, которые нам необходимо выполнить в ходе экскурсии:

1. Выявить сезонные изменения в лесу.

2. Проследить особенности леса.

3. Познакомиться с животным и растительным миром леса.

4. Проследить влияние человека на природу.


- Мы достигнем цели, получим новые знания, которые сможем применять на уроках.


Учащиеся должны были принести фотоаппарат, лупу, блокнот, планшетку, карандаш, ластик, точилку, перчатки, пакетики, газеты, ножницы, лопатку, ложечку.


- Нет.

(Если ученик что-то забыл, то с ним делятся одноклассники либо учитель)


Личностные:

  • Самоопределение;

  • Смыслообразование.

Регулятивные :

  • Целеполагание:

  • Прогнозирование.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

I. Общеучебные УД:

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  • Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах.

III. Логические УД :

  • Анализ;

  • Синтез;

  • Обобщение.


5-7 минут












Термометр







Блокнот, карандаш, ластик


































Фотоаппарат, лупа, блокнот, планшетка, карандаш, ластик, точилка, перчатки, пакетики, газеты, ножницы, лопатка, ложечка.



2.Инструктаж

Цель: подготовить детей к безопасному поведению на природе.



- Прежде чем отправиться на экскурсию, мы должны вспомнить технику безопасности и правила поведения в природе.

-Ребята, какие правила поведения по дороге мы должны соблюдать?





- А какие правила поведения мы должны соблюдать в лесу?









-Правильно! А костры мы можем жечь?

-А ветки ломать?


-А почему нельзя шуметь в лесу?



- Как мы должны относиться к животным?





- Не уходить далеко от учителя, не покидать строй, переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый свет светофора.

- Нельзя перебегать через проезжую часть. Её необходимо переходить в положенном месте спокойным шагом.

- Нельзя трогать посторонние предметы.

- Не употреблять в пищу ягоды, сорванные в лесу.

- Не прыгать, не бегать, так как можно упасть и повредить себе ту или иную часть тела.

- Внимательно смотреть под ноги.

- Слушать во всём учителя.

- Нет, костры жечь нельзя.

-Ветки ломать нельзя, будут болеть деревья.

- В лесу есть свои жители, шум их может напугать: птицы разлетятся, звери разбегутся.

- Мы должны бережно относиться к животным: не брать их в руки, не пугать, ничего не бросать в них.

Личностные:

  • Самоопределение;

  • Нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Познавательные:

I. Общеучебные УД:

  • Осознание и построение произвольного высказывания в устной и письменной формах.


2 минуты


Памятка «Техника безопасности в лесу»

Памятка «Техника безопасности по дороге»

(Памятки прикреплены на доске

-Приложение 1)


3.Следование к месту экскурсии

Цель: закрепить знания детей о том, как правильно вести себя на проезжей части.


- Теперь пора отправляться к месту экскурсии, все готовы?

- Строимся по парам, никто не выходит из строя.

Учитель ведет детей, обращает их внимание на встречающиеся по пути деревья, травы, кустарники, на птиц, жучков.

- Ребята, мы подходим к дороге, в каком месте и как мы будем с вами переходить проезжую часть?



Учитель и учащиеся переходят дорогу.

Учитель ведет учащихся до места назначения, соблюдая все правила.

Учащиеся проверяют, всё ли у них готово.

Учащиеся становятся в пары.


Дети идут в строю, слушают во всём учителя.



Учащиеся говорят о том, что будут переходить проезжую часть по пешеходной дорожке, когда остановятся машины, чтобы их пропустить.


Личностные:

  • Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

I. Общеучебные УД:

  • Осознание и построение произвольного высказывания в устной и письменной формах.

15 минут


Красные флажки у учителя.



4.Основная часть экскурсии

Цель: сформировать представление о признаках весны в лесу.















































Остановка 1. Сезонные изменения в природе


Задача: определение погодных условий в лесу.









































Остановка 2. Растительный мир весеннего леса


Задача: определение признаков наступления весны в растительном мире леса.






















Остановка 3. Животный мир весеннего леса


Задача:

определение признаков наступления весны в животном мире леса.













Остановка 4. Экологическая остановка

Задача: анализ влияния человека на природу.
















- Ребята, вот мы и дошли до места назначения.

- Посмотрите, что это мы нашли?

- От кого письмо?

- Кто поможет мне прочитать его?

- Ребята, мы поможем Белоснежке?

Учитель раздает учащимся листочки с загадками с целью поделить их на 4 команды по 5 человек.

- Сейчас каждому из вас предстоит отгадать загадку, которую вы получили на листочке.

- Все смогли отгадать загадки? Давайте-ка проверим.

- Ребята, у кого получился ответ «Зима»?

- Соберитесь все в одну команду.

- А у кого - «Весна»? Также соберитесь вместе.

- Может у кого-то есть ответ «Лето»? Станьте дружно вместе.

- А у кого «Осень»? Соберитесь и вы в команду.

- Итак, ребята, вы поделились на 4 команды, теперь выберите капитана, который подойдет ко мне и получит задания, их необходимо будет выполнить.

- Все задания получили?

- А теперь вспомним правила работы в команде.





- Правильно. Пора познакомиться с маршрутом. У каждой команды есть карта нашей экскурсии, на которой отмечены все остановки.

К каждой остановке предложен ряд заданий, которые вам необходимо выполнить в группе.


- Посмотрите на маршрутный лист (карту экскурсии), какая наша 1 остановка?

- Вспомним, что же такое погода?




- А мы можем определить температуру воздуха в лесу?

- Как мы это сделаем?







- Так сколько градусов тепла здесь? Запишите результат.


-Давайте сравним температуру воздуха в лесу с температурой воздуха за окном нашего кабинета. Совпадает ли температура?


- Ребята, отгадайте загадку:

«Виден в небе гриб, дракон,

И лошадка, даже слон:
То плывут издалека
В белых клочьях…»

- Взгляните на небо, вы видите облака?

- Что вы можете о них рассказать?



- Запишите себе в блокноты основное.


- Все успели записать?

Отгадайте еще одну загадку:

«Он летает выше туч,
Он коварен и могуч.
А бывает, не приметен
Озорник, проказник...» (Ветер)

- А откуда берется ветер?

- Ребята, а сегодня есть ветер? Что вы можете о нем сказать?


- Запишите себе в блокноты, какой сегодня ветер.


-Все успели записать?



- Куда дальше ведет нас маршрутный лист?


- Какие растения вы видите?


- Ребята, скажите, мы со всеми этими растениями можем встретиться в любое время года?

- А по каким признакам растений можно определить наступление весны?

- Сейчас каждой группе необходимо выполнить следующее задание:

найдите растения, изображенные на картинке в карточке и соберите из них гербарий. У каждой команды в карточке свои растения изображены. Если что-то не получится найти, то обратитесь за помощью ко мне.

- Какие правила сбора гербария мы должны помнить?










- Отправимся на следующую остановку. На какую?

- Ребята, давайте вспомним, каких животных мы сегодня встретили?


-А какие признаки наступления весны можно найти в животном мире леса?

- Влияет ли весна на животных?

-А когда возвращаются с юга наши птички?

- А кто первым прилетает?

- Ребята, а чем отличается грач от ворона?



-Правильно! Сколько всего вы знаете.

-А сейчас каждая группа должна провести фотоохоту. То есть вы должны сделать фото различных птиц и животных, постараться найти гнезда птиц.



- Какая наша последняя остановка?


- Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите?

- А кто же здесь так наследил?

-Можно ли назвать такое отношение к природе хорошим?

- Ребята, мы можем это как-то исправить?

- Скажите, а лес сможет просуществовать без человека?

- А человек без леса?

- Тогда может человеку всё-таки стоит беречь лес?

- Теперь каждая группа напишет свою памятку для всех людей, в которой будет указано, как беречь лес: что можно делать, а чего нельзя. Эти памятки мы заберем с собой и повесим на стенд в нашем классе, чтобы все видели.








-Находят конверт с письмом.

-От Белоснежки.

- Желающий ученик читает письмо.

- Да, мы поможем Белоснежке.



Учащиеся отгадывают загадки.






Учащиеся, у которых ответ «Зима» собираются в команду.



Так же делятся на команды и остальные учащиеся, у которых получились ответы : «Весна», «Осень», «Лето».

Учащиеся выбирают капитана в своей команде, который получает задания у учителя.



- Да.

Правила работы в команде:

1. Умей договариваться;

2. Один говорит, другие слушают;

3. Своё несогласие высказывай вежливо;

4. Помогай другому;

5. Работай тихо, чтобы не мешать другим.

Каждая группа внимательно рассматривает маршрут экскурсии.







- Остановка 1. Сезонные изменения леса


Учащиеся могут ответить, что погода– это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

-Да, можем.


-Необходимо взять термометр, положить(повесить) его в теневое место на высоту не меньше 1,5 м от земли, подождать определенное время, а потом по шкале и высоте ртутного столба определить температуру воздуха.

Учащиеся вместе с учителем измеряют температуру воздуха и записывают результат.


Дети сравнивают температуру воздуха в лесу с температурой воздуха за окном кабинета, фиксируют результат.





-Облака.

- Да.

Дают ответ на основе увиденного: много их или мало; перьевые, кучевые и т.д.

Учащиеся записывают информацию об облаках.

- Да.




-Ветер.

- Ветер – это столкновение теплых и холодных воздушных масс.

- Да, совсем небольшой и теплый. Могут попробовать определить направление ветра.

Записывают в блокноты всю информацию о ветре.


-Да.



- Маршрутный лист ведет нас знакомиться с растительным миром весеннего леса.

- Деревья, травы, кустарники, мхи, лишайники, кустарнички, цветы.

- Нет, есть растения, которые растут и цветут в начале весны. Например: подснежники, пролески.

- Распускаются новые листочки, начинают цвести деревья и цветы.

Учащиеся находят известные им растения и собирают гербарий.







- Аккуратно выкапываем растение с корнем.

- Нельзя собирать больные и одиночные растения.

- Корень выкопанного растения освобождаем от земли и кладем растение в газету.






-Остановка 3. Животный мир леса.


Учащиеся называют птиц, жучков и других животных, которых им удалось встретить за время экскурсии.

Дети высказывают предположения.


- Да.

- Когда начинает теплеть возвращаются с юга птицы.

-Грачи,трясогузки.

- Вороны крупнее грачей. У ворона клюв черный, а у грача- черно-серый. Вороны оседлые, а многие грачи перелетные.




Дети делают фотографии.





- Остановка 4. Экологическая остановка.

Учащиеся говорят о мусоре, следах от костров, спиленных деревьях.

-Человек.

-Нельзя, это плохое отношение к природе.

- Никогда не будем сами мусорить, губить растения.


- Да, сможет.

- Нет, человек без леса не сможет.

- Да, человеку необходимо оберегать природу.

Учащиеся в своих группах пишут памятки о сбережении леса.

Личностные:

  • Самоопределение;

  • Смыслообразование;

  • Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

  • Планирование.

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

I. Общеучебные УД:

  • Поиск и выделение необходимой информации;

  • Осознание и построение произвольного высказывания в устной и письменной формах.

III. Логические УД:

  • Анализ;

  • Синтез;

  • Сравнение;

  • Классификация;

  • Обобщение;

  • Подведение под понятие;

  • Построение логической цепи рассуждений.


3 минуты



- Спрятан конверт с письмом

Текст письма: «Здравствуйте ребята, гномы мне сказали, что лес не меняется ни зимой, ни осенью, ни летом, ни весной. Но я им не верю. Вы поможете мне разобраться в этом?»



Загадки:

1. Хоть сама и снег, и лёд,

А уходит — слёзы льёт. (Зима)

2. Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. (Весна)

3. Зелёное, жёлтое, красное,

Самое в году прекрасное!

Босоногое, щедрое, жаркое,

Дачное, пляжное, яркое! (Лето)

4. Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. (Осень)


Задания для учащихся.





Маршрутный лист (карта экскурсии)

Приложение 2.











5 минут











Термометр





















Блокнот, карандаш, планшетка























































5 минут

Маршрутный лист























Карточки с заданиями

(Приложение 3), карандаш, блокнот, планшетка;



лопатка, газета, перчатки.







































7 минут



(Ведет учащихся до места назначения, задавая вопросы. Групповые задания выполняются на месте.)









Фотоаппарат.












































5.Заключительная часть экскурсии

Цель: подвести итоги экскурсионной работы.



-Вот и прошли мы все остановки.

-Вам все задания удалось выполнить?


-Что не получилось?

-Какие задания вам понравились больше всего?

Почему?

-Вам понравилась экскурсия?

- Вы бы хотели еще сюда вернуться?


- Что больше всего запомнилось?

- Что вас разочаровало?


- А теперь взглянем, что же нам удалось насобирать сегодня?

Вы только посмотрите, какие необычные растения удалось найти каждой группе.

- Мы достигли поставленной цели?

- Все задачи решили?



А теперь откройте свои блокноты и запишите домашнее задание.

Вам необходимо будет дома написать сочинение на тему: «Экскурсия в весенний лес», в котором вы расскажете о том, что вам больше всего запомнилось и понравилось, каким вы увидели лес и его жителей.

-Заполните дома свой дневник погоды, используя данные, полученные сегодня на экскурсии, вы их записывали себе в блокнот.

- Собранный гербарий поделите между собой и дома высушите. На следующем уроке мы с вами будем с ним работать. Поэтому обязательно принесите высушенные растения.

-Вам все понятно?Если у вас возникли вопросы, задайте их мне.

- Ребята, вы очень хорошо сегодня поработали. Молодцы.


Учащиеся отвечают, все ли задания им удалось выполнить.

Говорят о возникших трудностях.

Высказывают свои мнения., аргументируя их.


- Да.

- Да, мы хотели бы вернуться.


Дети высказывают своё мнение.



Дети рассматривают растения, собранные для гербария.




-Да, мы решили поставленные задачи и достигли заданной цели, познакомившись с лесом, его жителями, ярусами и т.д.

Учащиеся записывают домашнее задание в блокноты. Внимательно слушают учителя. Задают вопросы, если они есть.














-Все понятно!

Личностные:

  • Самоопределение.

Регулятивные:

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

I. Общеучебные УД:

  • Осознание и построение произвольного высказывания в устной и письменной формах;

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



5 минут



















Карандаш, блокнот, планшетка


Следование в школу

Цель: закрепить знания детей о том, как правильно вести себя на природе и на проезжей части.



- А теперь смотрим, не забыли ли мы ничего, всё ли забрали. Не оставили ли после себя мусор?

- Строимся снова по парам. Все помнят, как мы возвращаемся назад? Как ведём себя?

- Ребята, мы подходим к школе. Все запомнили, что нужно сделать дома?


-Правильно. А теперь все идём домой, аккуратно переходим через дорогу. До свидания!

Учащиеся всё проверяют.



Учащиеся строятся по парам, рассказывают учителю о правилах поведения по дороге домой.

-Да, запомнили: написать сочинение, сделать аппликацию или плакат из гербария.

-До свидания!

Личностные:

  • Нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

I. Общеучебные УД:

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


15 минут





























































Приложение 1.















Приложение 2. «Маршрутный лист экскурсии»







Маршрутный лист







Приложение 3.

Рябина Орешник

Береза Клен Дуб

4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс