| - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Но сначала мы откроем свои блокноты и запишем дату. А теперь зафиксируем погодные условия, наблюдаемые на данный момент. - Какая погода сегодня? - Посмотрите, что у меня в руках? - А зачем он нужен? - А кто из вас мне скажет, сколько градусов сейчас у нас на улице? - Какое у нас время года сейчас? - А по каким признакам мы можем это понять? -А где можно лучше всего наблюдать за признаками весны, растениями и животными? -Как вы думаете, лес отличается зимой, весной, осенью и летом? А чем же он отличается? - Ребята, я предлагаю вам насладиться таким чудесным днём и сходить на интересную экскурсию в лес. Вы согласны? - Как вы думаете, какие задачи нам надо выполнить сегодня во время экскурсии? - Запишем задачи в свои блокноты. - Скажите, что мы получим, решив все поставленные задачи? -Правильно. Какие принадлежности вы должны были принести сегодня с собой? - Никто ничего не забыл? (Если у кого-то чего-то не хватает, просят поделиться) | Дети приветствуют учителя. - Сегодня очень тёплый солнечный день. - Термометр. - Термометр нужен для измерения температуры воздуха. - Дети смотрят на термометр (термометр находится за окном класса) и говорят о том, сколько градусов тепла на улице. Учащиеся открывают блокноты и записывают всё необходимое -Весна. - Тает снег; теплеет; набухают почки и появляются листочки на деревьях, которые вскоре начинают цвести; возвращаются птицы с юга и т.д. -В лесу! -Отличается! Растения в разные сезоны года выглядят по-разному, животные зимой впадают в спячку, птицы улетают. А весной все оживает, птицы возвращаются. - Согласны. Учащиеся предлагают свои варианты: познакомиться с особенностями леса, растениями, животными и др. -Основные задачи, которые нам необходимо выполнить в ходе экскурсии: 1. Выявить сезонные изменения в лесу. 2. Проследить особенности леса. 3. Познакомиться с животным и растительным миром леса. 4. Проследить влияние человека на природу. - Мы достигнем цели, получим новые знания, которые сможем применять на уроках. Учащиеся должны были принести фотоаппарат, лупу, блокнот, планшетку, карандаш, ластик, точилку, перчатки, пакетики, газеты, ножницы, лопатку, ложечку. - Нет. (Если ученик что-то забыл, то с ним делятся одноклассники либо учитель) | Личностные: -
Самоопределение; -
Смыслообразование. Регулятивные : -
Целеполагание: -
Прогнозирование. Коммуникативные: Познавательные: I. Общеучебные УД: III. Логические УД : -
Анализ; -
Синтез; -
Обобщение. | 5-7 минут Термометр Блокнот, карандаш, ластик Фотоаппарат, лупа, блокнот, планшетка, карандаш, ластик, точилка, перчатки, пакетики, газеты, ножницы, лопатка, ложечка. |
Остановка 1. Сезонные изменения в природе Задача: определение погодных условий в лесу. Остановка 2. Растительный мир весеннего леса Задача: определение признаков наступления весны в растительном мире леса. Остановка 3. Животный мир весеннего леса Задача: определение признаков наступления весны в животном мире леса. Остановка 4. Экологическая остановка Задача: анализ влияния человека на природу. | - Ребята, вот мы и дошли до места назначения. - Посмотрите, что это мы нашли? - От кого письмо? - Кто поможет мне прочитать его? - Ребята, мы поможем Белоснежке? Учитель раздает учащимся листочки с загадками с целью поделить их на 4 команды по 5 человек. - Сейчас каждому из вас предстоит отгадать загадку, которую вы получили на листочке. - Все смогли отгадать загадки? Давайте-ка проверим. - Ребята, у кого получился ответ «Зима»? - Соберитесь все в одну команду. - А у кого - «Весна»? Также соберитесь вместе. - Может у кого-то есть ответ «Лето»? Станьте дружно вместе. - А у кого «Осень»? Соберитесь и вы в команду. - Итак, ребята, вы поделились на 4 команды, теперь выберите капитана, который подойдет ко мне и получит задания, их необходимо будет выполнить. - Все задания получили? - А теперь вспомним правила работы в команде. - Правильно. Пора познакомиться с маршрутом. У каждой команды есть карта нашей экскурсии, на которой отмечены все остановки. К каждой остановке предложен ряд заданий, которые вам необходимо выполнить в группе. - Посмотрите на маршрутный лист (карту экскурсии), какая наша 1 остановка? - Вспомним, что же такое погода? - А мы можем определить температуру воздуха в лесу? - Как мы это сделаем? - Так сколько градусов тепла здесь? Запишите результат. -Давайте сравним температуру воздуха в лесу с температурой воздуха за окном нашего кабинета. Совпадает ли температура? - Ребята, отгадайте загадку: «Виден в небе гриб, дракон, И лошадка, даже слон: То плывут издалека В белых клочьях…» - Взгляните на небо, вы видите облака? - Что вы можете о них рассказать? - Запишите себе в блокноты основное. - Все успели записать? Отгадайте еще одну загадку: «Он летает выше туч, Он коварен и могуч. А бывает, не приметен Озорник, проказник...» (Ветер) - А откуда берется ветер? - Ребята, а сегодня есть ветер? Что вы можете о нем сказать? - Запишите себе в блокноты, какой сегодня ветер. -Все успели записать? - Куда дальше ведет нас маршрутный лист? - Какие растения вы видите? - Ребята, скажите, мы со всеми этими растениями можем встретиться в любое время года? - А по каким признакам растений можно определить наступление весны? - Сейчас каждой группе необходимо выполнить следующее задание: найдите растения, изображенные на картинке в карточке и соберите из них гербарий. У каждой команды в карточке свои растения изображены. Если что-то не получится найти, то обратитесь за помощью ко мне. - Какие правила сбора гербария мы должны помнить? - Отправимся на следующую остановку. На какую? - Ребята, давайте вспомним, каких животных мы сегодня встретили? -А какие признаки наступления весны можно найти в животном мире леса? - Влияет ли весна на животных? -А когда возвращаются с юга наши птички? - А кто первым прилетает? - Ребята, а чем отличается грач от ворона? -Правильно! Сколько всего вы знаете. -А сейчас каждая группа должна провести фотоохоту. То есть вы должны сделать фото различных птиц и животных, постараться найти гнезда птиц. - Какая наша последняя остановка? - Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? - А кто же здесь так наследил? -Можно ли назвать такое отношение к природе хорошим? - Ребята, мы можем это как-то исправить? - Скажите, а лес сможет просуществовать без человека? - А человек без леса? - Тогда может человеку всё-таки стоит беречь лес? - Теперь каждая группа напишет свою памятку для всех людей, в которой будет указано, как беречь лес: что можно делать, а чего нельзя. Эти памятки мы заберем с собой и повесим на стенд в нашем классе, чтобы все видели. | -Находят конверт с письмом. -От Белоснежки. - Желающий ученик читает письмо. - Да, мы поможем Белоснежке. Учащиеся отгадывают загадки. Учащиеся, у которых ответ «Зима» собираются в команду. Так же делятся на команды и остальные учащиеся, у которых получились ответы : «Весна», «Осень», «Лето». Учащиеся выбирают капитана в своей команде, который получает задания у учителя. - Да. Правила работы в команде: 1. Умей договариваться; 2. Один говорит, другие слушают; 3. Своё несогласие высказывай вежливо; 4. Помогай другому; 5. Работай тихо, чтобы не мешать другим. Каждая группа внимательно рассматривает маршрут экскурсии. - Остановка 1. Сезонные изменения леса Учащиеся могут ответить, что погода– это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. -Да, можем. -Необходимо взять термометр, положить(повесить) его в теневое место на высоту не меньше 1,5 м от земли, подождать определенное время, а потом по шкале и высоте ртутного столба определить температуру воздуха. Учащиеся вместе с учителем измеряют температуру воздуха и записывают результат. Дети сравнивают температуру воздуха в лесу с температурой воздуха за окном кабинета, фиксируют результат. -Облака. - Да. Дают ответ на основе увиденного: много их или мало; перьевые, кучевые и т.д. Учащиеся записывают информацию об облаках. - Да. -Ветер. - Ветер – это столкновение теплых и холодных воздушных масс. - Да, совсем небольшой и теплый. Могут попробовать определить направление ветра. Записывают в блокноты всю информацию о ветре. -Да. - Маршрутный лист ведет нас знакомиться с растительным миром весеннего леса. - Деревья, травы, кустарники, мхи, лишайники, кустарнички, цветы. - Нет, есть растения, которые растут и цветут в начале весны. Например: подснежники, пролески. - Распускаются новые листочки, начинают цвести деревья и цветы. Учащиеся находят известные им растения и собирают гербарий. - Аккуратно выкапываем растение с корнем. - Нельзя собирать больные и одиночные растения. - Корень выкопанного растения освобождаем от земли и кладем растение в газету. -Остановка 3. Животный мир леса. Учащиеся называют птиц, жучков и других животных, которых им удалось встретить за время экскурсии. Дети высказывают предположения. - Да. - Когда начинает теплеть возвращаются с юга птицы. -Грачи,трясогузки. - Вороны крупнее грачей. У ворона клюв черный, а у грача- черно-серый. Вороны оседлые, а многие грачи перелетные. Дети делают фотографии. - Остановка 4. Экологическая остановка. Учащиеся говорят о мусоре, следах от костров, спиленных деревьях. -Человек. -Нельзя, это плохое отношение к природе. - Никогда не будем сами мусорить, губить растения. - Да, сможет. - Нет, человек без леса не сможет. - Да, человеку необходимо оберегать природу. Учащиеся в своих группах пишут памятки о сбережении леса. | Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: -
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -
Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: I. Общеучебные УД: III. Логические УД: | 3 минуты - Спрятан конверт с письмом Текст письма: «Здравствуйте ребята, гномы мне сказали, что лес не меняется ни зимой, ни осенью, ни летом, ни весной. Но я им не верю. Вы поможете мне разобраться в этом?» Загадки: 1. Хоть сама и снег, и лёд, А уходит — слёзы льёт. (Зима) 2. Тает снег, звенят ручьи, Всё сильней потоки. И летят уже грачи К нам из стран далёких. (Весна) 3. Зелёное, жёлтое, красное, Самое в году прекрасное! Босоногое, щедрое, жаркое, Дачное, пляжное, яркое! (Лето) 4. Вот и стали дни короче, И длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, Пожелтели лес и луг. (Осень) Задания для учащихся. Маршрутный лист (карта экскурсии) Приложение 2. 5 минут Термометр Блокнот, карандаш, планшетка 5 минут Маршрутный лист Карточки с заданиями (Приложение 3), карандаш, блокнот, планшетка; лопатка, газета, перчатки. 7 минут (Ведет учащихся до места назначения, задавая вопросы. Групповые задания выполняются на месте.) Фотоаппарат. |
| -Вот и прошли мы все остановки. -Вам все задания удалось выполнить? -Что не получилось? -Какие задания вам понравились больше всего? Почему? -Вам понравилась экскурсия? - Вы бы хотели еще сюда вернуться? - Что больше всего запомнилось? - Что вас разочаровало? - А теперь взглянем, что же нам удалось насобирать сегодня? Вы только посмотрите, какие необычные растения удалось найти каждой группе. - Мы достигли поставленной цели? - Все задачи решили? А теперь откройте свои блокноты и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет дома написать сочинение на тему: «Экскурсия в весенний лес», в котором вы расскажете о том, что вам больше всего запомнилось и понравилось, каким вы увидели лес и его жителей. -Заполните дома свой дневник погоды, используя данные, полученные сегодня на экскурсии, вы их записывали себе в блокнот. - Собранный гербарий поделите между собой и дома высушите. На следующем уроке мы с вами будем с ним работать. Поэтому обязательно принесите высушенные растения. -Вам все понятно?Если у вас возникли вопросы, задайте их мне. - Ребята, вы очень хорошо сегодня поработали. Молодцы. | Учащиеся отвечают, все ли задания им удалось выполнить. Говорят о возникших трудностях. Высказывают свои мнения., аргументируя их. - Да. - Да, мы хотели бы вернуться. Дети высказывают своё мнение. Дети рассматривают растения, собранные для гербария. -Да, мы решили поставленные задачи и достигли заданной цели, познакомившись с лесом, его жителями, ярусами и т.д. Учащиеся записывают домашнее задание в блокноты. Внимательно слушают учителя. Задают вопросы, если они есть. -Все понятно! | Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: I. Общеучебные УД: -
Осознание и построение произвольного высказывания в устной и письменной формах; -
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | 5 минут Карандаш, блокнот, планшетка |