1 | Организационный момент 1 мин | Настроить учащихся на работу на уроке. | Приветствие. Проверка присутствия и готовности учащихся к уроку. Эпиграф венгерского математика Дьёрдь Пойа «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Пожелание: сделать каждому для себя открытия сегодня на уроке. | Включение учащихся в деловой ритм урока | Личностные: - формирование навыков самоорганизации. |
2 | Актуализация знаний и проверки усвоения изученного материала 6 мин | Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала. Эмоциональный настрой на работу | 1) Ода электронной таблице «Электронные таблицы» 2) Какие приложения можно назвать ЭТ? 3) Структура ЭТ 4) Кто создал ЭТ? 5) игра «Угадай» - о структуре ЭТ Краткий итог: знаем основные понятия и элементы интерфейса электронной таблицы, а также приёмы работы в ней. | Отвечают на вопросы, предложенные учителем: 1) в стихах есть тайный смысл, дети объясняют; 2) MS Ecxel, Open Office Calc 3) рассказывают о структурных элементах 4) узнают о создателях ЭТ 5) играют в игру – называют элементы структуры | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; Личностные: - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - развитие внимания и памяти Коммуникативные: - умение работать в паре. |
3. | Мотивация к изучению новой темы. Создание проблемной ситуации 8 мин | Постановка учебной проблемы Побуждение учащихся к формулированию проблемы и темы урока | Предлагает выполнить в MS Excel следующее практическое задание: составить таблицу для решения задачи о нахождении площади. Текст задачи и указания по ее выполнению представлены в Приложении 1 лист Периметр Интересуется, получилось ли найти искомые величины; почему в результирующих ячейках нули, или неверные данные Предлагает проверить формулы в последующих ячейках. Просит сформулировать возникшую проблему. Предлагает учащимся назвать тему урока. Поясняет: адрес ячейки, который при копировании формулы не изменяется, называется абсолютным. Побуждает к уточнению темы урока. Показывает тему на слайде. | Читают текст задания, открывают MS Excel и выполняют задание на компьютерах. Предполагаемые ответы: При копировании формулы из ячейки в остальные получаются нули и неверные результаты Формула изменилась, ссылка на цену указывает на пустую ячейку, поэтому получается умножение на ноль. Как закрепить ячейку на месте, чтобы она не менялась. Ученики пытаются дать свою формулировку: «Как закрепить ячейки», «Закреплённый адрес» и т.д. Абсолютный адрес. Записывают тему в рабочий лист. | Познавательные: - умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать. Личностные: - умение выделять проблему Регулятивные: - умение целеполагания – постановки учебной задачи (исходя из того, что ученик уже знает и то, что для него еще не известно); Коммуникативные: - умение работать индивидуально и в паре с одноклассником. |
4 | Объяснение нового материала 5 мин. | Открытие учащимися новых знаний через участие в проблемно-диалогической беседе. | Спрашивает, какие есть предположения, как закрепить адрес ячейки, чтобы во всех скопированных ячейках он остался неизменным. Предлагает вспомнить, с помощью чего закрепляют корабли. Предлагает открыть Приложение 1, лист 3 (задача с путешественником), внимательно просмотреть формулы в решённой задаче и попробовать найти такой якорь для ячейки В1. Просит назвать, что же является якорем для «закрепляемой» ячейки. Благодарит за правильную догадку. Просит доделать задачу из Приложения 1, закрепив нужный адрес значком доллара. Предлагает сверить полученные результаты. Обращает внимание учащихся, что в первом случае адрес ячейки при копировании изменяется относительно исходной ячейки на величину смещения. Предоставляет возможность ученикам дать определения. Предлагает подвести итога этапа и назвать основные типы ссылок в электронных таблицах. | Ученики высказывают разные мнения: задать особый формат, выделить каким-либо способом: заливкой, рамкой и т.д. Предполагаемый ответ: якорем. Открывают Приложение 2, просматривают формулы, ищут закономерности в записи адресов ячеек, входящих в формулы. Знак доллара. Вносят исправления в первую таблицу. Доделывают решение задачи. Проверяют ответы. Предполагаемые ответы: ссылка, меняющаяся относительно исходной ячейки - относительная ссылка; абсолютная ссылка всегда ссылается на ячейку с фиксированным адресом. Называют и записывают определения. | Познавательные: - формирования навыков обработки информации; - умение анализировать, объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности; - актуализация сведений из имеющегося опыта информационной деятельности; Регулятивные : - применять навыки работы в электронных таблицах на практике - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
6. | Физкульт-минутка 1-2 мин | Забота о своём здоровье как продолжение формирования ценности здорового образа жизни. | Организует физкультминутку. Гимнастика для снятия зрительного напряжения. Показ видеопрезентации. | Выполняют упражнения. | Личностные: формирование ценности здорового образа жизни. |
7. | Закрепление изученного Этап первичного закрепления. 8 мин | Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание ситуации успеха. | Учащимся предлагается: - выполнить игру «Сортировка формул» - рассмотрение смешанных адресов - записать, как изменилась формула при копировании | Игра – вызываются 2 человека - отвечают, логически размышляют - запись формулы на доске, сравнение с образцом | Регулятивные: самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: умение определять значения после копирования формулы; Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем |
8 | Этап самостоятельной работы. 10 мин | Формирование навыков по организации вычислений в электронной таблице. Кейс-метод | 2018 год- год волонтера В 2018 году – чемпионат Мира в по футболу в России Предлагается учащимся выступить в роли Волонтеров и помочь в составлении инструкций для болельщиков чемпионата. Выдается задания (кейс) для работы. 2 группы учащихся получают задания для расчетов. Предлагает учащимся самостоятельно создать и заполнить таблицу, выполнить расчёты. Практическая работа. Итоги практической работы. | Делятся на 2 группы. Обсуждают задания. Практическая работа. Самооценка практической работы. | Познавательные: - умение применять начальные навыки по организации вычислений в электронной таблице; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
9 | Итог урока 5 мин | Осмысление полученных знаний Продолжение формирования умения оценивать свои результаты. | Подводим итоги. Выводим цели на экран С какими видами адресации вы сегодня познакомились? Почему они так называются? В каких случаях какие из них лучше использовать? Как эти виды ссылок вы использовали в практической работе? | Узнали об относительной, абсолютной и смешанной адресации. Научились создавать расчетные таблицы, применяя в формулах различные виды ссылок для организации вычислений. | Регулятивные: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - владение основами самооценки в учебной деятельности; |
10 | Домашнее задание 1 мин | Планирование учебной деятельности учащихся в домашних условиях | Задача раздается учащимся о расчетах калорий для футболиста | Записывают задание в дневник. | Регулятивные: - умение организовывать учебную деятельность самостоятельно; работать индивидуально, Познавательные: -умение использовать учебную литературу. |
11 | Рефлексия учебной деятельности 1 мин | Осмысление своих действий. | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учащихся: Благодарит за урок. | Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке | Регулятивные: - рефлексия способов и условий действия, Личностные: нравственно–этическая оценка |