СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Элементы материаловедения.Ткани из волокон растительного происхождения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является ознакомление учащихся с особенностями конструкционных материалов из волокон растительного происхождения.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Элементы материаловедения.Ткани из волокон растительного происхождения"»

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ.

ТКАНИ ИЗ ВОЛОКОН РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

Цель урока:

ознакомить учащихся с особенностями конструкционных материалов из волокон растительного происхождения, их свойствами, их влиянии на организм человека, развивать аналитические способности, умение распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, воспитывать внимание, бережливость, эстетический вкус.

Оборудование

Коллекции «Хлопок», «Лен», «Виды волокон», образцы х/б и льняных тканей, емкость с водой, увеличительное стекло.

Основные понятия

Хлопок-сырец, лен-долгунец, волокно, пряжа, нити, суровая ткань, отбеливание, окраска.

Тип урока

Комбинированный

ХОД УРОКА.

1 Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний.

Викторина.

1Как называется процесс изготовления тканей?

2 Как называются переплетающиеся в ткани нити?/вдоль и поперек ткани/

3Как называется уплотненный край ткани, идущий вдоль длины ?

4 Как определить направление нити основы?

5 На образцах покажите гладко-крашеные ткани, с ворсом, с рисунком.

За правильные ответы жетоны-лоскутки.

3 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

3.1 На прошлом уроке мы знакомились с процессом изготовления тканей на ткацких станках на ткацких фабриках. Вы уже знаете, как переплетаются нити основы и утка, как их определить и как это поможет в процессе изготовления изделия. Но вот у вас в руках различные лоскутки – жетоны и те, что я вам передала.

Отличаются они? Чем? Можете ли вы сказать, что из таких тканей можно сшить? Оказывается для пошива пальто и летнего платья необходимы совершенно разные ткани. Сегодня мы познакомимся с тканями, которые изготавливают из волокон растительного происхождения.

3.2 На доске надпись «ЛЕН».

Демонстрация мультфильма «Ивашкина рубашка».

Демонстрация коллекции «Льняные волокна, ткани и их предназначение» /лен- постельное белье, рабочая одежда, столовое убранство, гардины, модная одежда/

3.3 Межпредметные связи. Обозначаем, как урок технологии связан с другими предметами:

-география - выращивание льна/ Россия, Белоруссия, Эстония, Украина/

-биология - натуральное волокно благоприятно действует на состояние организма,

- история – лен – материал, из которого шили одежду, оформляли интерьер жилища /экспонаты из школьной костюмерной или иллюстрации/

3.4 Я хочу обратить ваше внимание на этикетки ,прикрепленные к швейным изделиям, которые вам передаю. 100% хлопок. Это именно тот материал, из которого шьют изделия для новорожденных деток, ваше нижнее белье, ваши школьные блузки.

На доске надпись «ХЛОПОК»

Демонстрация коллекции «Х/Б волокна» - сравним с льняными.

Демонстрация образцов Х/Б тканей: батист, байка, бязь, сатин, паплин и т.д.

А сейчас мы познакомимся со свойствами тканей из волокон растительного происхождения. НО сначала разберемся, что такое свойства тканей и для чего нам надо это выяснять?

ТИП

СВОЙСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

механические

прочность

Выдержка физической нагрузки


Сминаемость


Сохранит ли заломы


драпируемость

Образуются ли мягкие склады

гигиенические

Гигроскопичность


Впитывает ли влагу


Теплозащитность


Сохраняет ли тепло


Пылеемкость


загрязняемость


воздухопроницаемость

Пропускает ли воздуз

технологические

усадка

Уменьшение размеров при стирке и ВТО


Осыпаемость


Выпадение нитей


Раздвижка нитей в швах

Смещение нитей в результате строчки

оптические

Блеск


Отражение света


Колорит


Соотношение цветов



Дети заполняют таблицу, а учитель демонстрирует свойства. Скажите , какие гигиенические свойства являются определяющими-для верхней одежды?

Для белья?

Для летней одежды? ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ

Для каких изделий важны и

-высокая прочность? получают

-малая сминаемость? Жетоны-лоскутки

- драпируемость?

Чем важны при раскрое и утюжке

-осыпаемость?

-усадка?

ФИЗМИНУТКА.

4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, Теперь мы можем заполнить другую таблицу «Свойства тканей из волокон растительного происхождения» /работа с учебником/

Свойства и признаки определения вида ткани

Х/Б

ЛЬНЯНЫЕ

Блеск

матовый

Блестящий

Равномерность нитей

Равномерн.

Неравномерн.

Крепость

средняя

Высокая

Сминаемость

средняя

Высокая

Гигроскопичность

хорошая

Хорошая

осыпаемость

слабая

Сильная

воздухопроницаемость

средняя

высокая



Во время выполнения работы учитель использует увеличительное стекло, емкость с водой, лоскутки ткани для демонстрации опыта на крепость, сминаемость, осыпаемость.

5 Закрепление знаний.

Назовите свойства тканей. Игра «Шаг- свойство»

Что крепче ? ткань из льна или хлопка?

Школьную юбку практичнее сшить из льна или х/Б ткани? Почему?

6 Подведение итогов.

Оценивание работы на уроке /учет и жетонов-лоскутков/

Домашнее задание: подобрать лоскутки, принести швейные принадлежности.

7 Рефлексия.

Знания, которые вы получили сегодня, не раз помогут вам сделать правильный выбор в творческом процессе изготовления разнообразных швейных изделий, сориентруют вас в мире моды .Желаю вам не ошибаться в выборе тканей, ведь от этого зависит ваше здоровье.