СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс

Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Цели: раскрыть основные темы и мотивы лирики Ф. И. Тют­чева и А.А.Фета, постичь сложнейший поэтический мир рус­ских поэтов-современников, чтобы волновавшие их вопросы, испытанные переживания стали частью душевного, духовногоопыта учащихся;

выявить сходства и различия поэтического миро­ощущения поэтов Тютчева и Фета;

учиться восприятию и истолко­ванию лирического произведения, анализируя художественные образы и языковые средства, присущие только этим поэтам.

 

Рекомендации: для рассмотрения данной темы целесо­образно отвести два урока.

Подготовка к уроку: класс делится на четыре творческие группы.

1. Исследователи творчества Ф. И. Тютчева.

2. Исследо­ватели творчества А. А. Фета.

 3. Эксперты.

4. Создатели компьютерной презентации на тему «Поэзия А. А. Фета,Ф. И. Тютчева и русский романс».

Оборудование: на доске портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, портрет Елены Денисьевой, портрет героини лю­бовной лирики А. А. Фета Марии Лазич, репродукции картин русских художников-пейзажистов И.И.Левитана, И.И.Шишкина, репродукции картин художников-импрессионистов В. Бо­рисова-Мусатова, Клода Моне, компьютерная презентация.

Музыкальный фон: романсы на стихи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыка А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайков­ского «Времена года», «Соната № 14».

Просмотр содержимого документа
«Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета»

10 класс

Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Цели: раскрыть основные темы и мотивы лирики Ф. И. Тют­чева и А.А.Фета, постичь сложнейший поэтический мир рус­ских поэтов-современников, чтобы волновавшие их вопросы, испытанные переживания стали частью душевного, духовногоопыта учащихся;

выявить сходства и различия поэтического миро­ощущения поэтов Тютчева и Фета;

учиться восприятию и истолко­ванию лирического произведения, анализируя художественные образы и языковые средства, присущие только этим поэтам.


Рекомендации: для рассмотрения данной темы целесо­образно отвести два урока.

Подготовка к уроку: класс делится на четыре творческие группы.

1. Исследователи творчества Ф. И. Тютчева.

2. Исследо­ватели творчества А. А. Фета.

3. Эксперты.

4. Создатели компьютерной презентации на тему «Поэзия А. А. Фета,Ф. И. Тютчева и русский романс».

Оборудование: на доске портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, портрет Елены Денисьевой, портрет героини лю­бовной лирики А. А. Фета Марии Лазич, репродукции картин русских художников-пейзажистов И.И.Левитана, И.И.Шишкина, репродукции картин художников-импрессионистов В. Бо­рисова-Мусатова, Клода Моне, компьютерная презентация.

Музыкальный фон: романсы на стихи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыка А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайков­ского «Времена года», «Соната № 14».



Ход урока

Целый мир от красоты.

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что

Бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

А. А. Фет

Звучит романс на стихи Ф. И. Тютчева «Я встретил вас - и все былое».

I.Объявление темы и цели урока.

Словоучителя.Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-эссе, посвященный творчеству русских поэтовФ. И. Тютчева и А. А. Фета. Удивительных поэтов, но вместе с тем сложных. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

  1. Знакомиться с лирикой Тютчева и Фета.

  2. Учиться восприятию и истолкованию лирических произве­дений, художественных образов, языковых средств, присущих только этим необыкновенным поэтам.

  3. Будем учиться выделять сходства и различия поэтического мироощущения сложнейших русских поэтов-современников.

  4. Активизировать мышление посредством компьютерной технологии.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

III. Восприятие учащимися учебного материала.

1. Вступительное слово учителя об эпохе, о месте и ро­ли творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в литературном про­цессе того времени.

Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета пришлось на эпоху мощного общественного подъема в стране и социальных проти­воречий действительности. Унизительное крепостное право, тормозившее не только экономическое, но и культурное развитие России, политическая реакция после поражения восстания де­кабристов, поражение русской армии в Крымской войне и смерть Николая I, покушение на нового царя.

Это были годы напряженной общественно-политической борьбы между революционными демократами и сторонниками медленных, постепенных реформ, которая не могла не найти от­ражение в литературе. Ареной этой борьбы стал журнал «Совре­менник». На одном полюсе оказались поэты демократического направления во главе с Чернышевским и Некрасовым. Они при­нимали активное участие в жизни страны, в своих произведениях писали о тяжелой судьбе русского народа, обличая произвол и насилие.

Вопрос.Ребята, скажите, как Чернышевский в своей дис­сертации «Эстетические отношения искусства к действительно­сти» (1855) определил назначение искусства и какова роль худож­ника слова?

Ученики рассказывают об основных положениях диссерта­ции Н. Г. Чернышевского. «Высшее назначение искусства – бытьучебником жизни». Творчество Н. А. Некрасова открыло новую эпоху в русской поэзии. В тревожные для родины дни поэт не име­ет права уклоняться от участия в борьбе. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Учитель. Иное представление об искусстве, о назначении поэзии и роли поэта в обществе отобразили в своем творчестве поэты, современники Чернышевского и Некрасова, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Для них искусство стало убежищем от тягот жизни, орудием исцеления душевных невзгод. «Мы постоянно искали в поэзии, - писал Фет в предисловии к сборнику «Вечерние огни», -единственное убежище от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских».

2. Природа - Любовь – Красота-основные симво­лы лирического пространства двух великих поэтов, творчество которых так много значило для русской литературы, для русского сознания.

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года».

Учитель. Несравненный Вивальди. Времена года. Судьба Тютчева-поэта необычна. Это судьба последнего романтика, тво­рившего в эпоху торжества реализма. Романтизм поэта сказыва­ется в тонком понимании и гениальном изображении природы. Неповторимо запечатлел он в своих стихотворениях все четыре времени года.

Вопрос.Какой предстает природа в стихах поэта? В чем особенность изображения природу поэтом Тютчевым?

Ученики выразительно читают стихотворения о природе: «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначаль­ной».

Вопрос. Какие чувства, ассоциации рождают у вас поэти­ческие строки Тютчева? Постараемся раскрыть значение поэти­ческих образов поэта.

Ученики выразительно читают стихотворения «Осенний вечер», «Еще земли печален вид».

  1. Словарная и лингвистическая работа с использованием ИКТ.

Вопрос.Ребята, какой прием построения стихотворений использует поэт, чтобы показать связь человека и природы? Как поэт объясняет единство человека и природы?

Скажите, согласны ли вы с поэтом Некрасовым, который о стихотворении «Осенний вечер» писал: «... Каждый стих хватает за сердце, как хватает за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно, и пе­рестать слушать жаль».

4.Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

Словоучителя. Ребята, вершиной человеческого сча­стья является любовь. Я думаю: любовная лирика рождается то­гда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его ду­ше сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. Возраст Тют­чева-поэта приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно констати­ровал: «Я отжил свой век и ... у меня ничего нет в настоящем». Но случилось так, что в его сердце вновь пришла ВЕСНА, ВЕСНА ЛЮБВИ. «И может быть на мой закат печальный / Блес­нет любовь улыбкою прощальной» (Пушкин).

Последняя любовь! Давайте посмотрим, какой она была в жизни поэта.

Опережающее обучение.

Учащиеся, заранее получившие индивидуальные задания,представляют свои работы:

  1. Читают наизусть стихотворение «Последняя любовь».

  2. Анализ стихотворения.

  3. Рассказ об истории любви Ф. И. Тютчева и Елены Алек­сандровны Денисьевой.

Учитель. Итогом размышлений поэта о природе челове­ческих взаимоотношений, о любви стал цикл стихотворений, посвященных Елене Денисьевой. Он получил название «Денисьевского цикла».

Учащиеся читают наизусть стихотворения «денисьевскогоцикла»:

- «Я очи знал - о, эти очи!»

  • «О, как убийственно мы любим...»

  • «Чему молилась ты с любовью...»

  • «Не говори: меня он, как и прежде, любит»

  • «Предопределение».

Учитель. Ребята, попытаемся понять, как складывались отношения двух любящих людей.

Учащиеся проводят анализ стихотворения «Я очи знал - о, эти очи!» по предложенным вопросам.

Вопросы для анализа стихотворения:

  1. Человек, рассказывающий о своих чувствах, счастлив или нет? Как вы это определили?

  2. Какие художественные средства помогают поэту запечат­леть образ любимой женщины, передать притягательную силу любящих и любимых глаз?

  3. «От их волшебной, страстной ночи / Я душу оторвать не мог». Чем объяснить возникновение такой метафоры? Как вы понимаете эти слова?

  4. Как вы можете объяснить выражение: «непостижимый взор, обнажающий жизнь до дна».

5) Какими словами передана поэтом «история любви»?
(Страстная ночь, горе, страсти глубина, страдания, роковой,волненье, слезы.) Можно ли взаимоотношения лирического герояи его возлюбленной назвать гармоничными?

6) Какой пушкинский мотив (чудное мгновение) повторяетпоэт в стихотворении? Что рождают чудные мгновения в душелирического героя?

Пока класс анализирует предложенное стихотворение, два ученика выполняют работу у доски.

1-езадание. Проследить за чувствами лирического героя, постичь внутренний мир его возлюбленной.

2-е з а д а н и е. Что в облике возлюбленной вызывает восхи­щение? В чем лирический герой упрекает себя? (Учащиеся пред­ставляют на доске ответы в виде логической схемы, логиконов или какой-либо другой форме.)

Проверка работ учащихся. После демонстрации отве­тов, делается вывод:

Лирический герой с горечью признается самому себе, что он не способен ответить возлюбленной на ее чувства так страстно, до полной самоотдачи. Его мучает совесть. Поэт подчеркивает духовное богатство и нравственную чистоту любящей женщины. Для поэта она Мадонна.

Вопрос.Что такое любовь в понимании Тютчева?

Учащиеся читают наизусть стихотворение «Предопределение» и находят ключевое слово-ответ: любовь в понимании Тютчева - это поединок роковой.

Вопрос.Кто же победитель и кто побежденный в этой борьбе?

(Неравная борьба двух сердец», сердце женщины нежнее, а потому оно неизбежно должно «изнывать» и «зачахнуть».)

Учитель. Ребята, изменился ли характер переживаний ли­рического героя в стихотворениях, которые сегодня прозвучали, по сравнению с ранней лирикой поэта.

(Любовь в стихах «денисьевского цикла» явила совершенно новый лик.Звучит тема мук, страданий в любви.)

Притягательная сила поэзии Тютчева в том, что с высоким и своеобразным мастерством он передал в ней сложность, мучи­тельность, напряженность и силу человеческих исканий и разду­мий. Наиболее близок ему в этом А. А. Фет, которого по праву называли певцом красоты. Поэт считал, что красота присуща са­мой жизни.

5. Природа в поэзии Фета.

Учитель читает стихотворение А. А. Фета «Это утро, ра­дость эта».

Красота жизни во всем: в сиянии луны, в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой былинке, в трелях соловья и в бие­нии любящего сердца.

К сожалению, поэзия А. А. Фета в 60-е годы XIX века с не­приятием была встречена в демократических кругах, а у нашихсовременников стихи удивительно тонкого лирика вызывают восторг и наслаждение. Как это соотнести?

- Ребята, а можно ли на такой вопрос дать однозначный от­вет? Ведь мир стихов о природе А. А. Фета необычайно привле­кателен и многообразен. Сердце поэта, распахнутое для красо­ты, рождало одну за другой весенние мелодии.

Звучит (тихо) музыка П. И. Чайковского «Времена года». На ее фоне ученики читают наизусть стихотворения о природе:

«Я пришел к тебе с приветом»;

«Шепот, робкое дыханье».

(После чтения - анализ стихотворения «Шепот, робкое ды­ханье».)

Вопрос.Правда ли, что природа у Фета - источник жиз­ненной мудрости.

Ученики читают стихотворение «Заря прощается с зем­лею», делятся своими ощущениями от прочитанного (услышан­ного).

6. Любовнаялирика А. А. Фета.

Слово учителя. Красота чувства любви составляет ос­нову поэзии Фета. Любовь для поэта великое чувство, опреде­ляющее во многом характер и судьбу человека.

Рассказ учащихся об адресатах любовной лирики А. А. Фета.

Вопрос.Как в лирике поэта проявляется чувство любви, составляющее основу человеческого бытия?

Чтение и анализстихотворений:

«Сияла ночь. Луной был полон сад».

Звучит музыка В. Бетховена «Лунная соната».

«На заре ты ее не буди».

Вывод. Почти все стихотворения о любви написаны от первого лица, строятся поэтом в форме монолога, стихотворения звучат как воспоминания о любви. Само чувство любви поэтом не показывается, а создается с помощью отдельных деталей, от­тенков, переживаний.

Звучит романс на стихи А. А. Фета «На заре ты ее не буди».

Учитель. Ребята, вы заметили, что у нас на уроке звучала музыка великих композиторов и романсы на стихи поэтов, твор­чество которых было в центре нашего внимания. Как вы считае­те, это случайно?

7.«Микрофон».

Ученики делают вывод, отмечая музыкальность поэзии Тютчева и Фета.

- Музыка для поэта - философия жизни. Стихи Тютчева и Фета очень музыкальны, они вдохновляли композиторов на соз­дание замечательных произведений.

8. Компьютерная презентация работы «Поэзия А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и русский романс».

ІV.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Общее и различное в творчестве и лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Два самобытных, уникальных таланта; у каждого свой осо­бый поэтический мир и свое восприятие мира природы, мира любви, мира человеческих чувств, бытия. Вместе с тем, можно найти очень много точек соприкосновения, свидетельствующих об их внутреннем единстве. Одухотворение природы, воспева­ние красоты человеческих чувств и духовного мира лирического героя; изображения красоты как главной эстетической и обще­человеческой ценности. Подводя итог сказанному, мы делаем вывод, что жизнь А.А.Фета иФ. И. Тютчева продолжается в их стихах, романсах, написанных на их стихи, и всегда будет продолжаться.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!