«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».
В.А.Сухомлинский.
Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей. В настоящее время система образования ориентирована на воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи, то есть быть конкурентноспособным. В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию ее индивидуальных способностей.
В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.
Считаю, что системно-деятельностный подход способствует развитию устной и письменной речи, так как в процессе обучения есть возможность использовать различные формы работы: индивидуальные и групповые. Развитие творческих способностей учащихся путем организации работы с использованием накопленных знаний и открытием новых.
В своей практике часто сталкиваюсь с ситуацией, когда учащиеся, владея теоретическими знаниями, испытывают трудности в применении их на практике. С целью отработки навыка грамотного письма использую прием
«лови ошибку».Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками, или отрывок из творческой работы, написанной учеником. Например.
Мы сидели у костра и наблюдали пробуждение природы. Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.
Находят ошибку, характеризуют и исправляют. В данном тексте ошибка заключается в неправильном употреблении причастного оборота. Это грамматическая ошибка. (Вся природа, точно прикрытая вуалью, пряталась за прозрачную матовую дымку.)
Благодаря данному приему, учащиеся осознают свои возможности в учении, адекватно рассуждают о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Побуждая учащихся к аналитическим действиям, использую прием «умение отвечать на вопросы» и прошу ответить:
- Почему допустили ошибку?
-В чем твоя ошибка?
-Почему дал неправильный ответ?
- На что следует обратить внимание?
Умение отвечать на вопросы - жизненно важный вид речевого общения, который проявляется в различных ситуациях. Используя этот прием, создаю ситуацию успеха для слабых учеников. Отвечая на вопрос, они аргументируют, выражают свои мысли, видят ошибки и исправляют их, используют имеющиеся знания –все это повышает мотивацию к процессу обучения.
Тема «Текст» является ключевой в школьной программе русского языка. Работая над основными речеведческими понятиями этой темы, учащиеся поэтапно осваивают все элементы комплексного анализа текста. Особенно актуальны уроки развития речи в условиях подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту в части 2 предполагает демонстрацию учащимися компетентности в областях лингвистической (понятие сочинения-рассуждения дается на уроках русского языка), литературной (для доказательства собственной позиции по предложенной проблеме выпускник должен привести не менее двух аргументов, один из которых берется из художественной литературы). Работая с текстом, использую прием «реставратор».
«Реставратор» - это прием, который осуществим на этапе самостоятельного творческого использования сформированных умений и навыков: навык работы с текстом, навык работы в группах, умение использовать знания, полученные на предыдущих уроках. Формируются личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия. Восстановить текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный», ученик сможет, прочитав или прослушав текст (познавательные учебные действия), осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи (регулятивные учебные действия).Обучающиеся осознают возникающие трудности, ищут пути преодоления. Варианты заданий : исправить орфографические и пунктуационные ошибки, восстановить текст, устранить повторы слов,восстановить правильный порядок предложений, восстановить текст, вставив необходимые причастия и деепричастия
«Проблемный вопрос»
Готовясь к уроку, постоянно задаю себе вопрос: «Как построить урок, чтобы побудить учащихся к мыслительному процессу, зажечь в них «искру познания»? Моя практика показала, что новый материал вызывает больший интерес, если его изложение начать с проблемного вопроса. Тем самым создается познавательная ситуация, в решении которой вовлекаются ученики. Проблемный вопрос, с которого возможно начать изложение нового материала, должен вызвать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать.
Например, на уроке русского языка в 5 классе, при изучении безударной гласной в корне слова, задаю такой вопрос: «Почему слово «капуста» не имеет пары?»
трАва - трАвы;
пОля - пОле;
кАпуста
Задание: объяснить орфограмму в корне слова.
Учащиеся объясняют, что проверочные слова трАвы, пОле – проверочные.
-Подберите проверочное слово к слову «капуста».
К слову «капуста» не могут подобрать проверочное слово.
Учащиеся формулируют проблему: какую гласную писать и почему.
-Что можно предпринять?
Они предлагают способы решения проблемы: спросить у учителя, у родителей, посмотреть в словаре.
Словарь – это фиксация слов, следовательно, именно там можно найти решение данной проблемы.
Ученики мыслят, используют имеющиеся знания, слушают, высказывают, то есть выполняют личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.
В отличие от проблемного вопроса, ответ на проблемную задачу не может быть дан без базовых знаний поэтому процесс ответа на проблемную задачу, помимо активизации деятельности учащихся, является средством актуализации и контроля знаний учащихся.
«Проблемная задача» - это серия проблемных вопросов, которые трансформируют проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы их решения. Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация, проблемная задача, модель поисков решения, решение.
На уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Возвратное местоимение», ученикам предлагаю определить морфологические признаки местоимения. Учащиеся пытаются изменить возвратное местоимение по числам – не получается, пытаются изменить по родам – не получается, пытаются изменить по падежам: просклоняли, но затрудняются в определении формы именительного падежа. Проблема- просклонять надо, но не получается определить форму именительного падежа. Делают попытки, подбирают разные формы – не получается, кто-то из учеников приходит к выводу: «Нет формы именительного падежа». Учащиеся делают вывод: возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа. Ученики мыслят, анализируют, делают вывод, то есть, формируются личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.
Таким образом учащиеся , решая проблемы, усваивают новый материал.