СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.

Планируемые результаты:

умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием. Поиск  в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»»

Тема: Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.

Метапредметные:

Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Ход урока.

I.Мотивирование к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок.

Улыбнемся друг другу,

И нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!


Девиз нашего урока:

Внимательно слушай - и всё услышишь.

Внимательно смотри - и всё увидишь.

Думай - и всё поймёшь


II.Установка на художественное восприятие текста.

А) Прослушайте загадки.

Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом - 
Все покрылось серебром. (Зима)


Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям, 
Нам - тепло, 
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...( Весна)


Б) Составление ассоциативного ряда к словам зима и весна (кластер)

- Выберите из предложенных утверждений подходящие, чтобы описать:

1 группа: изменения с приходом весны и зимы в неживой природе;

2 группа: изменения с приходом весны и зимы в живой природе;

3 группа: изменения с приходом весны и зимы в жизни человека.


В) Чтение записей вслух, составление кластера на доске.

-Сравнивая ваши ответы, мы видим, что у многих учеников времена года зима и весна вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.


III. Постановка учебной задачи. Тема урока.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о зиме и весне)

- А как вы думаете, почему именно об этих временах года пойдет речь?

- Чтобы узнать автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся, вам нужно разгадать его имя.

вечтютродёф (Фёдор Тютчев)

УЗ - Сегодня мы постараемся увидеть образы зимы и весны, созданные Ф. И. Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится»


- Ахмеров Гена подготовил для нас биографию Ф.И. Тютчева и сейчас он нам её расскажет. На карточке вы видите критерии оценки, по этим критериям мы будем оценивать Гену.


Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году и прожил семьдесят лет. Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи. Свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. Шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Весенние воды», «Осенний вечер». Поэтическим мастерством его восхищались,  перед талантом его преклонялись. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы.  


- На нашем уроке мы познакомимся с одним из стихотворений Ф.Тютчева «Зима недаром злится».

- Какие знания и умения нам пригодятся при работе состихотворением?

- Ребята, как вы думаете, почему стихотворение так называется?

Словарная работа

- В стихотворении встретятся  следующие слова, прочитаем их.

Хлопочет

Взбесилась

Наперекор

Трезвон

Пуще

- Выясним значения этих слов, для этого возьмите карточку, которая лежит у вас на столах. Соедините слова с их значениями самостоятельно.

Толковый словарь русского языка.

Взбесилась – очень сильно разозлилась.

Наперекор - вопреки, противоположно тому, чего ожидали, хотели.

Пуще – ещё больше, сильнее.

Трезвон - звон во все колокола (обычно церковные). Праздничный трезвон. 

Хлопочет - заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться. 

Контраст – это резкая противоположность.


- На партах словари, ими можно воспользоваться.

- Обратите внимание на слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение? Запомните  значение этого слова.


IV. Усвоение новых знаний и способов действий

1.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

- Итак, прослушайте данное стихотворение и ответьте на вопрос, какое настроение  в этом  стихотворении? Почему вы так считаете? Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

1. Учебник с.212 Самостоятельная работа над стихотворением по плану (в парах)

1.Читай вслух (с напарником) всё стихотворение.

2. Обменяйся с напарником впечатлениями.

- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

- Какими нам представляются зима и весна?

- Что делает их «живыми»?

- Как называется этот литературный приём? (олицетворение)

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

3. Работа над образами героев: зимы и весны

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

-Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Контраст – это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового.


- Ваша задача:

1 группа: выбрать из текста учебника слова, характеризующие Зиму и Весну.

Зима

Злится

хохочет
хлопочет

гонит

шумит
ворчит
ведьма

дитя
злая

прекрасное
взбесилась

горя мало

Весна

Злится

хохочет
хлопочет

гонит

шумит
ворчит
ведьма

дитя
злая

прекрасное
взбесилась

горя мало



2 группа: - Представьте, что вы художники. Нарисуйте портрет Зимы. (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)

3 группа: - Представьте, что вы художники. Нарисуйте портрет Весны. (Молодая девушка, радостное выражение лица, яркая одежда, кудрявые волосы.


6. Работа над выразительностью.

- Прослушайте это стихотворение и выполните задание.

1 группа: Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме.

2 группа: Выберите, с какой интонацией нужно читать о Весне.

3 группа: Подчеркните слова, на которые падают логические ударения (слова, которые нужно выделить голосом)

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.



С какой интонацией нужно читать о Зиме? Подчеркните ответ.

Радостно.

Спокойно.

Гневно.

Оживлённо.

Бодро.

Сердито.

С насмешкой.


С какой интонацией нужно читать о Весне? Подчеркните ответ.

Радостно.

Спокойно.

Гневно.

Оживлённо.

Бодро.

Сердито.

С насмешкой.


7. Выразительное чтение группами.

- Сейчас каждая группа по очереди будет читать это стихотворение, а остальные будут оценивать чтение по следующим критериям:

Критерии оценки:

  1. Соблюдение пауз.

  2. Простановка логических ударений.

  3. Эмоциональность.

3) Просмотр видеоклипа «Зима недаром злится…»

4. Дополнительное задание

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием. После того как каждая группа выполнит задание, его необходимо защитить при всем классе.

  1. Подберите как можно больше определений к словам «весна» и «зима». Воспользуйтесь словарем синонимов. ( холодная, грозная, теплая, солнечная, расцветают цветы, волшебная и т.д.)

  2. Придумайте рассказ от лица Зимы о Весне , используя следующие слова: игристая, веселая, нежная, мокрая.

  3. Придумайте диалог, в котором Весна прогоняет Зиму, затем инсценируйте его.


V. Рефлексия деятельности (итог урока)

- С каким произведением познакомились?

  • Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?

  • А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?

  • Какое настроение у вас возникло на уроке?

  • За что могли бы себя похвалить?

  • Понравился ли вам урок?


  • Какую учебную задачу ставили перед собой?

  • У меня на уроке было … настроение, потому что…

  • Мне надо поработать над …

  • Я могу похвалить своих товарищей за …

  • Мне понравилось …

VI. Домашнее задание.

Учебник с.212.

– нарисовать иллюстрацию,

– выучи наизусть.