Баллада И.Ф.Шиллера «Перчатка»
Цели:углубить представление о жанре баллады на примере баллады И.Шиллера;учиться определять признаки баллады;
Ход урока.
-
Организационный момент. Формулирование темы и целей урока.
- Назовите произведение, автора, жанр.
Из вереска напиток
Забыт давным-давно,
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино… (Р.Стивенсон, баллада «Вересковый мёд»)
- Сегодня урок посвятим жанру баллады. Сформулируйте тему: автор и название на с.221-222.
- Сколько вопросов в теме? Запишем план урока в виде вопросов.
1) Кто такой Шиллер?
2) Что такое баллада?
- Какие цели поставим на уроке? Сформулируйте предложения.
* Узнать, … (кто такой Шиллер).
* Вспомнить, … (что такое баллада).
3. Работа по теме урока. 1) Знакомство с Шиллером.
А) Пересказ статьи учебника с.121-122.
Б) Ответь на вопросы и запиши предложением вывод: «Кто такой Шиллер?»
* Какую литературу прославил Шиллер? (Немецкую)
* В каком веке он жил и творил? (18 век)
* Какие жанры предпочитал Шиллер? (Стихотворения, драмы)
Шиллер – великий немецкий поэт и драматург 18 века. (Записать).
2) Понятие о балладе. А) Прослушивание фонохрестоматии «Перчатка» (В переводе В.А.Жуковского). Впечатление.
- Понравилось ли стихотворение? Чем? Зачитайте понравившиеся фрагменты. Прокомментируйте выбор. Б) Работа с таблицей.
№ | Вопрос | Ответ (Записывать) |
1. | Подберите эпитеты: какие эмоции вызывает стихотворение. | Сильные, яркие, острые эмоции (переживания). |
2. | Что лежит в основе стихотворении? | Рассказ о необычном случае – сюжет. |
3. | Откуда автор взял сюжет? (Из преданий о временах Франциска 1, когда при дворе любили развлечения. В то время во французском дворе ходили легенды о смелости и приключениях рыцаря Делоржа (прототип)). | Из истории или легенды (есть фантастика). |
4. | Герои стихотворения вступают в разговор? | Диалог. |
- Сформулировать определение баллады связным предложением.
Баллада – это сюжетное стихотворение на историческую или легендарную тему, вызывающее яркие эмоции. - Проверить по словарю литературоведческих терминов. С.273
3) Анализ содержания. * Когда и где происходят события? Чтение фрагментов текста. (Рыцарские времена, двор Франциска 1, 16 век)
* Работа в парах. Восстановите элементы сюжета. (На карточке цитаты даны вразброс). Перескажите сюжет баллады.
«глядел на поприще, сраженья ожидая» (пространство, арена)
«косматый лев выходит»
«смелый тигр из-за решётки прянул»
« два барса … очутились»
«вдруг женская с балкона сорвалась перчатка»
«Ты мне перчатку возвратишь».
«Перчатку смело он берёт»
«Спокойно всходит на балкон»
«В лицо перчатку ей он бросил»
- Какой момент сюжета будет кульминацией? Почему?
* «Красавица и рыцарь» Работа с текстом. Иллюстрация на с.225.
- Выберите слова, характеризующие внутренний мир героев.
Красавица | Рыцарь |
С лицемерною и колкою улыбкой | Не отвечав ни слова Смело идёт Дерзости такой Спокойно Холодно В лицо перчатку бросил |
Неискренняя, бездушная, жестокая, тщеславная (любит быть на виду, выставить свои достоинства – красоту) | Хладнокровный, мужественный, безрассудно смелый, справедливый, гордый, с честью и достоинством (уважение к себе и самого себя) |
* Убедите текстом, что «его красавица» специально уронила перчатку.
Зачем она так поступила?
( - тщеславие: обратить на себя внимание, гордится красотой;
- легкомыслие: играла с чужой жизнью;
- гордость: проверяет его чувства)
* Перечитаем финал. Почему рыцарь так оскорблён?
(Задета его честь: подвиг – это победа на турнире в честном поединке, а не испытание храбрости по глупости).
* Можно ли назвать поступок рыцаря жестоким? Что означает его жест – бросил в лицо перчатку?
В Средние века бросить перчатку – вызвать на поединок (сегодня фразеологизм означает « вызвать кого-нибудь на соревнование, на борьбу или просто на спор»). Поднять перчатку – принять вызов, так что рыцарь достойно вышел из поединка.
4. Обобщающие выводы. Рефлексия.
1. Используя сюжетный план баллады, составьте свой план из 5 пунктов.
План.
-
В ожидании турнира.
-
Зрелище перед сражением.
-
Красавица уронила перчатку.
-
Дерзость рыцаря.
-
Рыцарь защитил свою честь.
-
Докажите, что «Перчатка» - это баллада.
-
Синквейны: «Рыцарь», «Красавица».
Рыцарь. Красавица.
Молодой, отважный. Легкомысленная, тщеславная.
Идёт, берёт, бросил в лицо. Бросила, улыбается, испытывает.
Честь и достоинство. Наказана по делу.
Молодец! Глупая!
Д/з. Выразительное чтение баллады в переводе М.Лермонтова.
Чем отличается от перевода Жуковского? (Настроение, ритм, характеры героев). с.226, в.1
Для индивидуальной работы: «Почему баллада называется «Перчатка»?