СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Ф.Шиллер Баллада "Перчатка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Ф.Шиллер Баллада "Перчатка"»

Баллада И.Ф.Шиллера «Перчатка»

Цели:углубить представление о жанре баллады на примере баллады И.Шиллера;учиться определять признаки баллады;

Ход урока.

  1. Организационный момент. Формулирование темы и целей урока.

- Назовите произведение, автора, жанр.

Из вереска напиток

Забыт давным-давно,

А был он слаще мёда,

Пьянее, чем вино… (Р.Стивенсон, баллада «Вересковый мёд»)

- Сегодня урок посвятим жанру баллады. Сформулируйте тему: автор и название на с.221-222.

- Сколько вопросов в теме? Запишем план урока в виде вопросов.

1) Кто такой Шиллер?

2) Что такое баллада?

- Какие цели поставим на уроке? Сформулируйте предложения.

* Узнать, … (кто такой Шиллер).

* Вспомнить, … (что такое баллада).

3. Работа по теме урока. 1) Знакомство с Шиллером.

А) Пересказ статьи учебника с.121-122.

Б) Ответь на вопросы и запиши предложением вывод: «Кто такой Шиллер?»

* Какую литературу прославил Шиллер? (Немецкую)

* В каком веке он жил и творил? (18 век)

* Какие жанры предпочитал Шиллер? (Стихотворения, драмы)

Шиллер – великий немецкий поэт и драматург 18 века. (Записать).

2) Понятие о балладе. А) Прослушивание фонохрестоматии «Перчатка» (В переводе В.А.Жуковского). Впечатление.

- Понравилось ли стихотворение? Чем? Зачитайте понравившиеся фрагменты. Прокомментируйте выбор. Б) Работа с таблицей.

Вопрос

Ответ (Записывать)

1.

Подберите эпитеты: какие эмоции вызывает стихотворение.

Сильные, яркие, острые эмоции (переживания).

2.

Что лежит в основе стихотворении?

Рассказ о необычном случае – сюжет.

3.

Откуда автор взял сюжет?

(Из преданий о временах Франциска 1, когда при дворе любили развлечения. В то время во французском дворе ходили легенды о смелости и приключениях рыцаря Делоржа (прототип)).

Из истории или легенды (есть фантастика).

4.

Герои стихотворения вступают в разговор?

Диалог.

- Сформулировать определение баллады связным предложением.

Баллада – это сюжетное стихотворение на историческую или легендарную тему, вызывающее яркие эмоции. - Проверить по словарю литературоведческих терминов. С.273

3) Анализ содержания. * Когда и где происходят события? Чтение фрагментов текста. (Рыцарские времена, двор Франциска 1, 16 век)

* Работа в парах. Восстановите элементы сюжета. (На карточке цитаты даны вразброс). Перескажите сюжет баллады.

«глядел на поприще, сраженья ожидая» (пространство, арена)

«косматый лев выходит»

«смелый тигр из-за решётки прянул»

« два барса … очутились»

«вдруг женская с балкона сорвалась перчатка»

«Ты мне перчатку возвратишь».

«Перчатку смело он берёт»

«Спокойно всходит на балкон»

«В лицо перчатку ей он бросил»

- Какой момент сюжета будет кульминацией? Почему?

* «Красавица и рыцарь» Работа с текстом. Иллюстрация на с.225.

- Выберите слова, характеризующие внутренний мир героев.

Красавица

Рыцарь

С лицемерною и колкою улыбкой

Не отвечав ни слова

Смело идёт

Дерзости такой

Спокойно

Холодно

В лицо перчатку бросил

Неискренняя, бездушная, жестокая, тщеславная (любит быть на виду, выставить свои достоинства – красоту)

Хладнокровный, мужественный, безрассудно смелый, справедливый, гордый, с честью и достоинством (уважение к себе и самого себя)

* Убедите текстом, что «его красавица» специально уронила перчатку.

Зачем она так поступила?

( - тщеславие: обратить на себя внимание, гордится красотой;

- легкомыслие: играла с чужой жизнью;

- гордость: проверяет его чувства)

* Перечитаем финал. Почему рыцарь так оскорблён?

(Задета его честь: подвиг – это победа на турнире в честном поединке, а не испытание храбрости по глупости).

* Можно ли назвать поступок рыцаря жестоким? Что означает его жест – бросил в лицо перчатку?

В Средние века бросить перчатку – вызвать на поединок (сегодня фразеологизм означает « вызвать кого-нибудь на соревнование, на борьбу или просто на спор»). Поднять перчаткупринять вызов, так что рыцарь достойно вышел из поединка.

4. Обобщающие выводы. Рефлексия.

1. Используя сюжетный план баллады, составьте свой план из 5 пунктов.

План.

    1. В ожидании турнира.

    2. Зрелище перед сражением.

    3. Красавица уронила перчатку.

    4. Дерзость рыцаря.

    5. Рыцарь защитил свою честь.

    1. Докажите, что «Перчатка» - это баллада.

    2. Синквейны: «Рыцарь», «Красавица».

Рыцарь. Красавица.

Молодой, отважный. Легкомысленная, тщеславная.

Идёт, берёт, бросил в лицо. Бросила, улыбается, испытывает.

Честь и достоинство. Наказана по делу.

Молодец! Глупая!

Д/з. Выразительное чтение баллады в переводе М.Лермонтова.

Чем отличается от перевода Жуковского? (Настроение, ритм, характеры героев). с.226, в.1

Для индивидуальной работы: «Почему баллада называется «Перчатка»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!