Тема: Непроверяемые написания
Цели урока: углубить знания учащихся о непроверяемых написаниях в корне слова; способствовать формированию навыков работы с орфографическим словарём, расширению словарного запаса учащихся; воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: мультимедийная презентация, светофор настроения, картинки для игры «Магазин слов», шкатулка, проверочный тест.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный этап.
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Подготовка к восприятию материала.
На слайде карта королевства Орфограмма.
Ребята, мы продолжаем с вами путешествовать по бескрайним просторам королевства Её Высочества Орфограммы. Как вы помните, она очень строгий и мудрый правитель, поскольку всё в её стране подчинено строгим правилам. Например, жители города Проверяемых согласных и гласных чётко знают, что каждого из них необходимо проверять, отыскивая «родственников», т. е. проверочные слова, а жители Приставкограда всегда неизменяемы. Однако есть в королевстве один город, который не похож на все остальные. Жители соседних поселений, даже сама королева, называют его «бермудским треугольником». Любой неопытный путник, попав туда, сразу пропадает. Речь идёт о Непроверяемограде. В нём живут слова, которые нельзя проверить, т. е. словарные слова. Королева Орфограмма дала поручение исследовать это загадочное место. Я предлагаю вам отправиться в научную экспедицию и развеять все слухи и мифы об этом городе. Мы познакомимся с правописанием некоторых словарных слов, определим правила работы с орфографическим словарём. Прежде чем мы отправимся в путь, я должна убедиться, что вы люди грамотные и вам можно доверить такое важное дело.
Проверка домашнего задания.
Проверочный тест (отдельный лист для каждого ученика).
Что изучает орфография:
а) правописание слов; б) словосочетание и предложение; в) состав слова и способы образования слов?
В каких словах необходимо писать букву о:
а) тр..ва; б) см..треть; в) д..ска; г) ст..рик; д) доп..лнять?
Каким словом можно проверить безударную гласную в слове роса:
а) росинка; б) росы (мн.ч.); в) росистый; г) росе?
В каких словах нужно писать букву ё:
а) пч..лы; б) ж..лудь;. в) ш..рты; г) щ..ки; д) ч..порный?
В каких словах необходимо писать букву о:
а) ш..рох; б) ш..пот; в) медвеж..нок; г) ш..колад; д) девч..нка?
Выберите слова с непроизносимыми согласными:
а) звез..ный; б) ужас..ный; в) чудес..ный; г) мес..ный; д) опас..ный.
Выберите слова с приставкой на -з:
а) бе..крайний; б) ра..стояние; в) бе..брежный; г) ра..клеить; д) ра..множить.
Буква ы пишется в следующих словах:
а) без..нициативный; б) без..сходный; в) сверх..нтересный; г) сверх..изысканный.
Найдите слово с пропущенной орфограммой «Правописание неизменяемых приставок»:
а) ра..бежаться; б) ..дание; в) о..гадать.
Выберите слово, которое записано с ошибкой:
а) просьба; б) парчёвый; в) камышом; г) тяжело; д) удивительный.
Что такое орфограмма?
Какие орфограммы вы уже изучили? Вспомните, от чего зависит их написание.
IV. Изучение нового материала.
Создание ситуации успеха.
В..да, л..сной, см..шной, д..ржать, скр..пучий, сож..леть, объед..нить.
Создание проблемной ситуации.
Итак, мы добрались до Непроверяемограда и встречаем первых его жителей. Вставьте пропущенные буквы в слова. Можно ли проверить данные орфограммы? Что же нам делать? Что нам может помочь в этой ситуации? (Словарь.)
Работа со словарём.
Смотрите, в витрине магазина есть несколько словарей (на слайде). Какой же нам выбрать? (Орфографический словарь.)
Давайте вспомним правила пользования словарём.
Учитель обращает внимание на словарик «Пиши правильно», расположенный в конце учебника.
Выполнение упр. 114 учебника.
Какие профессии упоминаются в стихотворении?
Какова основная мысль стихотворения?
Как вы понимаете высказывание К. Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»? Какие профессии вам нравятся?
Что вы знаете о профессиях своих родителей?
V. Закрепление.
Выполнение тренировочных упражнений.
Обратите внимание: справа находится магазин слов (к доске прикреплены конверты с картинками «продуктами»). Представьте, что вы пришли в магазин. Заполните ваши корзины необходимыми покупками. Каждая группа учащихся должна сама решить, в какой отдел магазина она отправится, выбрать необходимый конверт и записать название товара, отражённого на картинке. Если слово записано с ошибкой, значит, денег для покупки товара недостаточно, необходимо пополнить баланс (написать это слово несколько раз, придумать объяснение, как лучше его запомнить, и др.)
Мясо, рыба и другие продукты: баранина, говядина, колбаса, макароны, сардельки, сосиски, сметана, чебуреки, вермишель, камбала, лосось, паштет, свинина, творог, молоко.
Кондитерские изделия: вафли, крекер, мармелад, мороженое, пирожное, йогурт, зефир, конфеты, халва, шоколад.
Овощи: баклажаны, картофель, огурцы, перец, редис, сельдерей, щавель, кабачки, морковь, патиссоны, помидоры, салат, чеснок.
Фрукты, ягоды: абрикосы, апельсины, арбузы, бананы, виноград, гранаты, ежевика, лимоны, мандарины, персики, черёмуха, черешня, яблоки, грейпфруты, калина, малина, манго.
Одежда, обувь, головные уборы: гимнастёрка, берет, джемпер, жакет, костюм, свитер, сарафан, шаровары, галифе, ботинки, джинсы, кофта, кроссовки, сапоги, фуражка, шинель.
Игрушки: автомат, горилла, конструктор, крокодил, мартышка, робот, пистолет, верблюд, динозавр, жираф, лабиринт, обезьяна, петух, черепаха.
Мебель, домашняя утварь: кровать, табурет, диван, тахта, кастрюля, тарелка, черпак, сковорода.
Физкультминутка
После окончания физкультминутки запишите словарные слова, которые вам удастся запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые получится расшифровать.
Жил один садовод, он развёл огород,
Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принёс чемодан,
Полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды. (Дети выполняют соответствующие движения и садятся.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде:
Ни в земле, ни в воде —
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА! (В. И. Ковалько)
Ребята, пока мы отвлеклись на физкультминутку, кажется, мы с вами заблудились и попали в тупик Ошибок. Что же делать? Слова-монстры надвигаются на нас. Только наши знания помогут нам спастись. Необходимо исправить ошибки в словах:
мебель, кортина, диван, краватъ, компота, квортира, коструля, стокан, тарелка, табурет, теливизор, компъютер.
Вы одолели злых монстров. Двигаемся дальше. Наш путь лежит через аллею Близнецов. Здесь живут слова с удвоенными согласными. Вот беда, близнецы поссорились, не хотят вместе стоять в слове. Этим воспользовались чужаки, которые попытались внести путаницу и всех перессорить. Отыщите «чужаков» — слова, в которых нет удвоенных согласных. В случае необходимости, воспользуйтесь нашим помощником — словарём.
Аппетит, миллион, иллюстрация, грамматика, телеграмма, килограмм, теннис, касса, косса, рассказ, бассейн, зеленньш, территория, терраса, коллекция, суббота, суффикс.
VI. Обобщение изученного.
Ребята, пора возвращаться обратно. Мы успешно справились с заданиями. Давайте ещё раз проверим, правописание всех ли слов, которые встречались сегодня на уроке, вы запомнили.
Дети поочередно достают из «волшебного сундучка» (шкатулки) непроверяемые слова с пропущенными буквами, озвучивают их правильное правописание.
VII. Рефлексия.
Впереди нас ждёт светофор настроения. Перейдя улицу, мы окажемся дома. Выберите круг бумаги такого цвета, который отражает ваше настроение:
красный — мне не понравилось, я ничего не понял и не запомнил;
жёлтый — мне всё безразлично, было скучно;
зелёный — урок понравился, узнал много нового и полезного.
VIII. Домашнее задание.
§ 14, упр. 115 либо составить словарный диктант, который состоит из непроверяемых слов на определённую тематику: 1) одежда, обувь; 2) школа; 3) государство; 4) флора и фауна; 5) спорт.