СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок (фамилию автора, к сожалению, не сохранила) внеклассного чтения "О. Уайльд. "Мальчик-звезда"" РЯиЛ 2019-4

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок (фамилию автора, к сожалению, не сохранила) внеклассного чтения "О. Уайльд. "Мальчик-звезда"" РЯиЛ 2019-4»

Урок

Тема. 0. Уайльд. «Мальчик-звезда»

Цели урока: создать условия для усвоения сведений об ирландском писателе О. Уайльде; подвести учащихся к пониманию идеи сказки «Мальчик-звезда»; содействовать развитию навыков аналитического прочтения произве­дения; способствовать формированию чувств сострадания, ответственности, бескорыстия.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Давайте говорить о красоте,

О той, что поселилась в сердце,

И тогда всем людям на земле

Открыта будет к счастью дверца.

Давайте говорить о красоте...


  1. Определение целей урока.

  • Ребята, я пришла сегодня, чтобы пого­ворить с вами о красоте, научить вас быть кра­сивыми. А с какой целью вы пришли на уроц? (Рассказать сюжет; познакомиться с его ав­тором; поговорить о сказке «Мальчик-звезда»; узнать что-то об авторе произведения; выска­зать своё мнение о поступке мальчика.)

  • Значит, мы сегодня будем говорить о сказке «Мальчик-звезда». Вы продемонстри­руете, насколько внимательно научились чи­тать произведения, выскажете своё мнение о поступках героев сказки.


  1. Информационно-аналитический этап.

  1. Знакомство с О. Уайльдом.

  • Скажите, кто написал сказку «Мальчик-звезда». (О. Уайльд)

  • Найдите в портретной галерее портрет автора сказки «Мальчик-звезда».

Учащиеся находят необходимый портрет в галерее портретов писателей, чьи произве­дения уже читали (А. Пушкин, Н. Некрасов, О. Уайльд, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А Фет). Портрет выносится на передний план.

  • Посмотрите внимательно на портрет. Какой человек перед нами? (Добрый, вни­мательный, открытый, честный, любящий детей и т. д.)

  • Так ли это? Давайте соберём паззлы. Мы многое узнаем об Оскаре Уайльде и вместе с тем определим, в какой стране он родился.


Учитель озвучивает факты из жизни писателя. Учащиеся отвечают: «Да, это о нём!» или «Не может быть!» Поскольку паззлы разных размеров, паззлы с неверными ответами не ложатся в ячейку. Затем из собранных букв ребятам надо составить на­звание страны, где родился О. Уайльд.

  • О. Уайльд не только писатель, но и поэт, и журналист. + (И)

  • О. Уайльд вместе с отцом помогал бед­ным. + (Р)

  • Оскар не умел дружить. - (3)

  • О. Уайльд знал английский, француз­ский и немецкий языки. + (JI)

  • Окончил школу на отлично. + (А)

  • Одноклассники рисовали на него кари­катуры.+ (Н)

  • Он рисовал на одноклассников карика­туры. - (М)

  • Признан самым остроумным человеком в Великобритании. + (Д)

  • Оскар обижал животных. - (К)

  • Придумывал добрых героев в книгах. + (И)

  • С ним никому не было скучно. 4- (Я)

  • Он дразнил в школе девочек. - (Е)

— Настало время знакомиться с героями этого умного, доброго, талантливого писателя.


Проверка первичного восприятия прочи­танного (фронтальный опрос).

— Ребята, когда я читала эту историю, моментами мне казалось, что в мире очень холодно. Читая какие эпизоды, я могла ощу­щать холод? (Описание зимы, когда мальчик бросал в женщину камнями.)

— Читая какие эпизоды, наши девочки могли бы плакать? (Ответы мальчиков.)

— Читая какие эпизоды, наши мальчики думали, что они бы так не поступили? (От­веты девочек.)

  • Оформление выставки (групповая ра­бота).

— Вижу, что сказка прочитана. Многие эпизоды оставили в вашей душе неизгла­димые впечатления. А теперь мы оформим выставку. Каждая группа принесла с собой предметы, которые встретились в сказке. Сейчас вы по очереди будете обмениваться этими предметами. Задача группы, получив­шей предмет, — рассказать, с каким событи­ем он связан, и определить, на чёрный или белый фон его следует поставить. Ответ не­обходимо обосновать.

Тумбы для выставки задрапированы тканью белого, что означает «хорошо», «правильно», и чёрного цвета, что означает «плохо».

1-я группа

2-я группа

Игрушка сова (белый, умели радоваться)

Снежинка (белый)

Камень (чёрный)

Кукла малыш ( чёрный )

Хворостинка ( чёрный )

Свирель (дудочка) ( чёрный )

Фонарик ( чёрный )

Игрушка заяц ( белый )

Жёлтая монета ( белый )

Белая монета ( белый )

— Вот такая получилась у нас выставка. Жаль, что и чёрное пространство мы запол­нили. По чьей вине эти предметы попали на чёрный фон? (Ответы учащихся.)

— Человек может очернить даже золото своими поступками. У меня в руках листоч­ки с высказываниями, которые я прочитала в сказке О. Уайльда. Попробуйте объяснить смысл выражения и пересказать эпизод, ког­да они были сказаны.

В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.

Как ты поступил со мной, так и я по­ступил с тобой.


Учащиеся объясняют смысл выражения, пересказывают необходимые эпизоды.


Физкультминутка


— Ребята, у меня для вас есть видеообра­щение. Его подготовили для вас наши стар­шеклассники, члены клуба «Школьное лес­ничество».

Демонстрируется видеозапись.


Текст обращения

Дорогие пятиклассники, вы прочитали удивительное произведение, которое учит всех людей на Земле быть добрыми, любить близких, не обижать слабых. Уверены, что теперь вы сможете ответить на любой вопрос из тех, которые мы для вас подготовили.

Учащиеся по очереди задают вопросы. Пятиклассники обсуждают их в группах, затем афишируют результат.

— Ребята, встретился ли вам на страни­цах сказки хоть один зверёк, который не по­страдал от мальчика?

— Друзья, а вспомните ли вы, сколько раз мальчик помог Зайчонку?

— А сколько раз Зайчонок помог маль­чику?

— Ребята, найдите ответ мальчика Зай­чонку и зачитайте. (За услугу, которую я оказал тебе, ты отблагодарил меня сторицей, и за добро, что я для тебя сделал, ты воздал мне стократ.)

— Знаете ли вы значение слов сторицей, стократ? Как следует понимать это выра­жение?

Учитель объясняет значение слов, поправляя догадки учащихся.

— Ребята, вы прочитали сказку. Докажи­те, что это сказка.

— Вы просто молодцы, уверена, что в сле­дующем году вы пополните ряды нашего клу­ба и мы вместе будем совершать добрые дела.

— Человек не может жить без добра. Что может произойти с человеком, который жи­вёт в своё удоволь-ствие, который не способен на добрые поступки? А что случилось с мальчиком? Могу ли я утверждать, что мальчик преобразился?

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, затем афишируют результаты работы.

— Чем же закончилась сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда»? (Мальчик сделал много добрых дел и стал властелином, человеком.)

— А теперь давайте подумаем, какое до­брое дело именно сегодня вы можете сделать в классе, в школе, дома. Напишите своё до­брое дело на звёздочках.

Учащиеся делают записи на звёздочках.

— Слушая вас, ребята, я начала соста­влять правила нашего класса.

Правила класса

  • Дети должны беречь друг друга.

  • Мальчики должны защищать слабых.

  • Нужно всегда помогать тем, кто в беде.

  • Маленьких нельзя обижать.

  • Нельзя присваивать себе чужое.

  • Не жалейте отдать человеку то, в чём он нуждается больше вашего.

  • Несите людям радость.

— Мы ещё прочитаем много произведе­ний на уроках литературы, сделаем какие-то выводы, усвоим уроки добра, уроки человеч­ности и обязательно допишем эти правила. Эти правила теперь всегда будут висеть на доске. А всех, кто согласен их выполнять, я прошу подписаться в уголке листа.

— А теперь прикрепите на этот лист ваши звёздочки. Снять их можно только тог­да, когда вы выполните то доброе дело, о котором написали.


IV. Рефлексия.

Допишите предложения:

  • Как хорошо, что сегодня я активно работал на уроке. Я смог(ла)...

  • Как хорошо, что О. Уайльд написал такую сказку. Я смог(ла)...


V. Подведение итогов урока.