Урок
Тема. 0. Уайльд. «Мальчик-звезда»
Цели урока: создать условия для усвоения сведений об ирландском писателе О. Уайльде; подвести учащихся к пониманию идеи сказки «Мальчик-звезда»; содействовать развитию навыков аналитического прочтения произведения; способствовать формированию чувств сострадания, ответственности, бескорыстия.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный этап.
Давайте говорить о красоте,
О той, что поселилась в сердце,
И тогда всем людям на земле
Открыта будет к счастью дверца.
Давайте говорить о красоте...
Определение целей урока.
Ребята, я пришла сегодня, чтобы поговорить с вами о красоте, научить вас быть красивыми. А с какой целью вы пришли на уроц? (Рассказать сюжет; познакомиться с его автором; поговорить о сказке «Мальчик-звезда»; узнать что-то об авторе произведения; высказать своё мнение о поступке мальчика.)
Значит, мы сегодня будем говорить о сказке «Мальчик-звезда». Вы продемонстрируете, насколько внимательно научились читать произведения, выскажете своё мнение о поступках героев сказки.
Информационно-аналитический этап.
Знакомство с О. Уайльдом.
Скажите, кто написал сказку «Мальчик-звезда». (О. Уайльд)
Найдите в портретной галерее портрет автора сказки «Мальчик-звезда».
Учащиеся находят необходимый портрет в галерее портретов писателей, чьи произведения уже читали (А. Пушкин, Н. Некрасов, О. Уайльд, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А Фет). Портрет выносится на передний план.
Посмотрите внимательно на портрет. Какой человек перед нами? (Добрый, внимательный, открытый, честный, любящий детей и т. д.)
Так ли это? Давайте соберём паззлы. Мы многое узнаем об Оскаре Уайльде и вместе с тем определим, в какой стране он родился.
Учитель озвучивает факты из жизни писателя. Учащиеся отвечают: «Да, это о нём!» или «Не может быть!» Поскольку паззлы разных размеров, паззлы с неверными ответами не ложатся в ячейку. Затем из собранных букв ребятам надо составить название страны, где родился О. Уайльд.
О. Уайльд не только писатель, но и поэт, и журналист. + (И)
О. Уайльд вместе с отцом помогал бедным. + (Р)
Оскар не умел дружить. - (3)
О. Уайльд знал английский, французский и немецкий языки. + (JI)
Окончил школу на отлично. + (А)
Одноклассники рисовали на него карикатуры.+ (Н)
Он рисовал на одноклассников карикатуры. - (М)
Признан самым остроумным человеком в Великобритании. + (Д)
Оскар обижал животных. - (К)
Придумывал добрых героев в книгах. + (И)
С ним никому не было скучно. 4- (Я)
Он дразнил в школе девочек. - (Е)
— Настало время знакомиться с героями этого умного, доброго, талантливого писателя.
Проверка первичного восприятия прочитанного (фронтальный опрос).
— Ребята, когда я читала эту историю, моментами мне казалось, что в мире очень холодно. Читая какие эпизоды, я могла ощущать холод? (Описание зимы, когда мальчик бросал в женщину камнями.)
— Читая какие эпизоды, наши девочки могли бы плакать? (Ответы мальчиков.)
— Читая какие эпизоды, наши мальчики думали, что они бы так не поступили? (Ответы девочек.)
— Вижу, что сказка прочитана. Многие эпизоды оставили в вашей душе неизгладимые впечатления. А теперь мы оформим выставку. Каждая группа принесла с собой предметы, которые встретились в сказке. Сейчас вы по очереди будете обмениваться этими предметами. Задача группы, получившей предмет, — рассказать, с каким событием он связан, и определить, на чёрный или белый фон его следует поставить. Ответ необходимо обосновать.
Тумбы для выставки задрапированы тканью белого, что означает «хорошо», «правильно», и чёрного цвета, что означает «плохо».
1-я группа | 2-я группа |
Игрушка сова (белый, умели радоваться) | Снежинка (белый) |
Камень (чёрный) | Кукла малыш ( чёрный ) |
Хворостинка ( чёрный ) | Свирель (дудочка) ( чёрный ) |
Фонарик ( чёрный ) | Игрушка заяц ( белый ) |
Жёлтая монета ( белый ) | Белая монета ( белый ) |
— Вот такая получилась у нас выставка. Жаль, что и чёрное пространство мы заполнили. По чьей вине эти предметы попали на чёрный фон? (Ответы учащихся.)
— Человек может очернить даже золото своими поступками. У меня в руках листочки с высказываниями, которые я прочитала в сказке О. Уайльда. Попробуйте объяснить смысл выражения и пересказать эпизод, когда они были сказаны.
В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.
Как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой.
Учащиеся объясняют смысл выражения, пересказывают необходимые эпизоды.
Физкультминутка
— Ребята, у меня для вас есть видеообращение. Его подготовили для вас наши старшеклассники, члены клуба «Школьное лесничество».
Демонстрируется видеозапись.
Текст обращения
Дорогие пятиклассники, вы прочитали удивительное произведение, которое учит всех людей на Земле быть добрыми, любить близких, не обижать слабых. Уверены, что теперь вы сможете ответить на любой вопрос из тех, которые мы для вас подготовили.
Учащиеся по очереди задают вопросы. Пятиклассники обсуждают их в группах, затем афишируют результат.
— Ребята, встретился ли вам на страницах сказки хоть один зверёк, который не пострадал от мальчика?
— Друзья, а вспомните ли вы, сколько раз мальчик помог Зайчонку?
— А сколько раз Зайчонок помог мальчику?
— Ребята, найдите ответ мальчика Зайчонку и зачитайте. (За услугу, которую я оказал тебе, ты отблагодарил меня сторицей, и за добро, что я для тебя сделал, ты воздал мне стократ.)
— Знаете ли вы значение слов сторицей, стократ? Как следует понимать это выражение?
Учитель объясняет значение слов, поправляя догадки учащихся.
— Ребята, вы прочитали сказку. Докажите, что это сказка.
— Вы просто молодцы, уверена, что в следующем году вы пополните ряды нашего клуба и мы вместе будем совершать добрые дела.
— Человек не может жить без добра. Что может произойти с человеком, который живёт в своё удоволь-ствие, который не способен на добрые поступки? А что случилось с мальчиком? Могу ли я утверждать, что мальчик преобразился?
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, затем афишируют результаты работы.
— Чем же закончилась сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда»? (Мальчик сделал много добрых дел и стал властелином, человеком.)
— А теперь давайте подумаем, какое доброе дело именно сегодня вы можете сделать в классе, в школе, дома. Напишите своё доброе дело на звёздочках.
Учащиеся делают записи на звёздочках.
— Слушая вас, ребята, я начала составлять правила нашего класса.
Правила класса
Дети должны беречь друг друга.
Мальчики должны защищать слабых.
Нужно всегда помогать тем, кто в беде.
Маленьких нельзя обижать.
Нельзя присваивать себе чужое.
Не жалейте отдать человеку то, в чём он нуждается больше вашего.
Несите людям радость.
— Мы ещё прочитаем много произведений на уроках литературы, сделаем какие-то выводы, усвоим уроки добра, уроки человечности и обязательно допишем эти правила. Эти правила теперь всегда будут висеть на доске. А всех, кто согласен их выполнять, я прошу подписаться в уголке листа.
— А теперь прикрепите на этот лист ваши звёздочки. Снять их можно только тогда, когда вы выполните то доброе дело, о котором написали.
IV. Рефлексия.
Допишите предложения:
Как хорошо, что сегодня я активно работал на уроке. Я смог(ла)...
Как хорошо, что О. Уайльд написал такую сказку. Я смог(ла)...
V. Подведение итогов урока.