СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ФГОС «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА В ЗАДАЧАХ» , 8 КЛАСС (авторские задачи)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по решению задач с помощью квадратных уравнений по плану проводится в январе и совпадает по времени с датой прорыва блокады Ленинграда. Я подобрала и самостоятельно составила задачи, связанные с героической страницей истории нашей Родины. Эмоциональный фактор, связанный с осмыслением жизни сверстников в годы войны, заставляет ребят по-особенному воспринимать текст задач. Я предлагаю им поставить себя на место «объекта» задачи, после таких уроков даже «слабые» ученики запоминают алгоритмы решения задач.  

Просмотр содержимого документа
«УРОК ФГОС «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА В ЗАДАЧАХ» , 8 КЛАСС (авторские задачи)»

УРОК «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА В ЗАДАЧАХ», 8 КЛАСС

Лукьянец Жанна Владиславовна, учитель высшей категории

МБОУ УСОШ №1 им. А.С.Попова г.УДОМЛЯ Тверской обл


Примечание: уроки по решению задач с помощью квадратных уравнений по плану проводится в январе и совпадает по времени с датой прорыва блокады Ленинграда. В этот день в школе проходил день истории, поэтому я подобрала и самостоятельно составила задачи, связанные с героической страницей истории нашей Родины. Эмоциональный фактор, связанный с осмыслением жизни сверстников в годы войны, заставляет ребят по-особенному воспринимать текст задач. Я предлагаю им поставить себя на место «объекта» задачи (говоря математическим языком). Я заметила, что после таких уроков даже «слабые» ученики запоминают алгоритмы решения задач.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК

Алгебра 8 класс, авторы: Колягин, Ткачева, Фёдорова ФГОС Просвещение 2016

Педагогические цели

Способствовать осмыслению обучающимися алгоритмов решения текстовых задач

формировать и развивать умения решения задачи, самостоятельного выявления задач разного типа, составления математической модели, плана решения.

создать условий для интегрирования в личный опыт новой информации, для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки

создать условия для осознания вклада, сделанного нашим народом в Великой Отечественной войне

Тип урока

интегрированный урок математика-история, время работы – 45мин

Планируемые результаты (предметные)

  • умение работать с текстом задачи, определять её тип, составлять план решения задачи,

  • умение решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений,

  • моделирование реальных ситуаций, описываемых в задачах,

  • формирование умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций на основе изученных формул,

  • развитие устойчивого интереса к предмету через задачи;

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний в истории человечества в целом

Личностные результаты

  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • развитие логического мышления через моделирование возможных жизненных ситуаций,

  • воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей нашей страны,

  • осмысление социально-нравственного опыта нашего народа;

  • развитие навыков исследовательской деятельности через домашнее задание

Метапредметные результаты

  • владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),

  • способность решать творческие задачи,

  • представление результатов своей деятельности в различных формах,

  • готовность к коллективной работе

Форма организации занятия

групповая, индивидуальная

Основное содержание темы, понятия и термины

Решение задач с помощью квадратных уравнений, составление таблиц, составление и решение уравнений, сводящихся к квадратным

Образовательные ресурсы

Учебник, презентация, распечатанные задания для групп








ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Формы,

методы,

методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1.Организа-ционный

момент

Фронтальная. Словестный. Слово учителя.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные:

саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий),

быстрое включение в деловой ритм

взаимо-контроль, само-контроль

2. Активизация знаний.

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словестный.

Беседа.

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, формулируют учебную задачу.

Познавательные:

умение считывать информацию.

Регулятивные:

целеполагание (насколько хорошо я знаю теорию и ставлю задачу познать новое); планирование учебных действий.

Личностные:

Самоопределение (личностная значимость информации), смыслообразование (понимание зачем это делать)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

устный опрос 

3. Применение знаний в нестандартных измененных условиях

Групповая.

Практический.

Проблемный.

Предлагает решение задач, выполняет роль координатора, организовывает самостоятельную работу, активный диалог между учащимися, где они смогли бы выявить границы применения нового знания при выполнении заданий.

Работают в группах. Отвечают на вопросы. Обсуждают. Работают с текстами, определяют тип задачи, составляют таблицы, составляют уравнения,

самостоятельно решают поставленные задачи.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование, составление таблицы по условию задач.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

Личностные:

смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом); умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, контролировать процесс и результат учебной деятельности.

взаимо-контроль,

само-контроль учащихся


4. Контроль

Индивидуальная

Практический.

Проблемный.


учитель помогает слабым ученикам

Решают задачи индивидуально или в парах, пользуясь опорными конспектами, определяют основные шаги решения задачи.

Используют листы дополнительных задач на выбор

Познавательные:

умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка результатов.

Регулятивные:

коррекция знаний - внесение необходимых дополнений и корректив в план решения;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Коммуникативные:

инициатив­ное сотрудничество в поиске ин­формации.

пись-менный контроль 

5. Подведение итогов. Рефлексия

Фронтальная.

Словестная.

Беседа.

Индивидуальная.

выявляет ценностное отношение учащихся к полученному знанию и процессу познания, возвращаясь к учебным задачам урока.

Подводит итоги. Предлагает заполнить «Лист самоанализа»

Оценивают историческое событие, вклад победы над фашизмом в развитии современной цивилизации.

Проговаривают способы решения задач.

Заполняют самоанализ.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка результатов.

Регулятивные:

оценивание результатов своих действий, внесение соответствующих коррективов от успешной (неуспешной) деятельности.

Личностные:

умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи.

Коммуникативные:

смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом).

Само-контроль учащихся


5. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словестный.

Сообщение учителя.

Комментирует задание.


Воспринимают задание, уточняют

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Регулятивные:

планирование самостоятельного выполнения задачи

Личностные:

личностное самоопределение (личностная значимость информации)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе и информации




ХОД УРОКА


1.Организационный момент (2 мин)


2. Активизация знаний, постановка учебной задачи (4мин)

учитель беседует, рассказывает основные вехи истории блокады Ленинграда (слайды 1-5). При составлении презентации не использован звуковой ряд для того, чтобы можно было беседовать с ребятами, задавать вопросы, слушать их рассуждения.

слайд 1 Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

слайд 2 8 сентября 1941 года, кольцо блокады замкнулось. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковала и другая беда: очень морозные зимы. Закончилось топливо, и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды.

(обратить внимание на нормы выдачи хлеба, где и как можно было достать воду и еду)

слайд 3 Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города, устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей.

cлайд 4 как вы думаете, чем занимались ваши сверстники в блокаду? Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почте. Представьте себя на их месте. Как тяжело им было?

Сегодня - день памяти жителей блокадного Ленинграда, и на уроке математики, решая задачи, мы вспомним подвиги ваших сверстников и их старших товарищей.

3. Применение знаний в нестандартных измененных условиях (16 мин)

cлайд 5 Давайте разберем задачу о юном токаре.

«Чтобы выполнить задание в срок, токарь в свои 13 лет должен был изготавливать по 24 детали в смену. Но он ежедневно перевыполнял норму на 15 деталей и за 6 дней до срока изготовил на 21 деталь сверх плана. Сколько деталей изготовил юный токарь?»

К какому типу относится эта задача? (ответ учащихся -задача на раздельную работу).

В парах вспомните алгоритм решения задачи. (Ребята, пользуясь опорными конспектами, определяют основные шаги решения задачи, учитель помогает слабым ученикам)

Далее идет работа у доски (составление таблицы, составление и решение уравнения, ответ по условию задачи), учащиеся сменяют друг друга, учитель контролирует процесс работы, задает вопросы.

cлайд 6 Многие мальчики и девочки были награждены медалями. Несмотря на голод и холод, школы продолжали работать. Даже в бомбоубежищах. Писали карандашом на сшитых страницах газет или книг.

Слайд 7 Посмотрите на фото и давайте решим задачу 2.
«В двух школах Василеостровского района перед войной учились 1500 учащихся. Во время блокады, несмотря на голод и холод, ребята продолжали учиться, читать, решать задачи на сшитых из старых газет самодельных тетрадках. Весной 1942 года число учеников первой школы уменьшилось вдвое, а второй – на 60% . Общее число учеников стало 670. Сколько учащихся было в каждой школе до войны?»

Разбор задачи проводится на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Слайд 8 С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни. Летом - водный, а зимой - ледовый путь соединял Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием. Каждый их рейс был подвигом.
20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.

4. Контроль (15 мин), самостоятельная работа индивидуально или в парах

слайд 10 «Матросам баржи, на которой привезли муку, надо было разгрузить 160 мешков. Даже находясь под обстрелом, без сна и отдыха, они справились с работой на 3 часа раньше срока, так как разгружали в час на 12 мешков больше намеченного. Сколько мешков в час они разгружали?»

На столе у учителя лежат листы с дополнительными задачами на выбор, которые после решения задачи со слайда ученики берут сами и решают:

1) «Переводчица в штабе работает над расшифровкой немецкого документа о правилах поведения в захваченном городе для солдат, в котором 200 стр. Переводя в день на 5 страниц больше, чем запланировала, она завершила работу на 2 дня раньше срока. Сколько страниц в день переводилось?»

2) «Юная швея должна сшить 60 маскировочных халатов к определенному сроку. Она шила в день на 2 масхалата больше, чем планировалось. За 4 дня до срока ей осталось сшить 4 масхалата. Сколько масхалатов в день шила швея?»

3) «Учительница должна проехать 48 км на подводе, чтобы успеть привезти детей к барже для эвакуации. Однако истощенные дети собирались медленно и задержались на 48 мин. Чтобы успеть вовремя, нужно ехать со скоростью, на 3 км/ч большей, чем планировалось. С какой скоростью поедет подвода?»

4) «Санитарная машина, вывозящая эвакуированных детей, задержалась на переправе, пропуская грузовик с мукой, на 16 мин. После этого водитель увеличил скорость на 10 км/ч и проехал 80 км от переправы до эвокопункта без опоздания. С какой скоростью ехала машина до задержки?»

5) «Длина Невы -74 км. Катер, везущий боеприпасы, прошел 45 км против течения, за 1 час разгрузился, и вернулся обратно через 15 часов. Определите скорость катера, если скорость течения 2 км/ч»

Слайд 11(3 мин) Нынешнее шоссе, ведущее к Ладоге, лишь отчасти повторяет маршрут военной трассы. Длина "Дороги жизни" в 1941-44 гг. составляла не 45 км, а больше 100. Большая часть пути проходила по льду Ладожского озера. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по "Дороге жизни" за весь период ее действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. Из города по ней было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

слайд 12 Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Я вам советую прочитать «Ленинградскую поэму» Ольги Берггольц. К 27 января 1944 года Ленинградский и Волховский фронты с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда.

5. Подведение итогов. Рефлексия. Карточка самооценивания (3мин)

Вид деятельности

Оценка процесса получения результата

Оценка результата деятельности

1

Работа с текстом, выделение главного, выбор неизвестного



2

Составление таблицы



3

Составление уравнения



4

Решение уравнений



5

Ответ на вопрос задачи



6

Всего баллов



7

Итого: ваша оценка за урок



8

В нескольких словах опиши, что ты чувствовал(а), слушая о блокаде и смотря на фотографии тех лет




Система оценивания

Оценка процесса получения результата

Оценка результата деятельности

1 балл – самостоятельно справлялся с трудностями, возникающими при решении задачи;

1 балл – верно решил задачу;

0,5 балла – справлялся с трудностями, возникающими при решении задачи, но только с помощью одноклассников или учителя;

0,5 балла – ход решения правильный, но есть неточности, которые привели к неверному ответу;

0 баллов – завтра у меня получится справиться с трудностями, если я проработаю материал сегодняшнего урока.

0 баллов – не справился с задачей или решил ее неверно.

Если у вас: 5 баллов – ставим оценку «5»;

4-4,5 баллов – оценка «4»;

3-3,5 баллов – оценка «3».



6. Домашнее задание (2мин)

1) Пользуясь опорными конспектами, решите задачу на движение. «Из д. Ко́ккорево во Всеволожском районе, где находился штаб по координации работы «Дороги жизни», выехали одновременно два грузовика. Скорость первого на 20 км/ч больше скорости второго. Проехав 120 км до Ленинграда, он прибыл на 1 ч раньше другого грузовика. Определите скорости грузовиков»

2) Используя задачи из УЧЕБНИКА или из других источников, составьте и решите 1-2 задачи о нашем городе, о вашей семье, о событиях из вашей жизни. Эти задачи мы будем использовать на наших следующих уроках

Спасибо за внимание!









КРАТКИЙ АНАЛИЗ УРОКА:

учебный материал соответствует программным требованиям, теме, целям урока, возрасту учащихся, их возможностям

Для этого мной выбран следующий комплекс методов:

словесный – объяснение, наглядный - презентация; практические – упражнения и задания:

Запланированы различные виды заданий и упражнений с учетом психофизического состояния учащихся.

Включены

  • задания с опорой на несколько анализаторов - слуховой и зрительный

  • задания, предполагающие перенос только что показанных умений на индивидуальное задание

  • задания, предусматривающие смену доминантного анализатора.

Учтена смена видов деятельности на уроке, проведена физпауза, учитывающая, что все дети в классе имеют в анамнезе нарушения в осанке и сколиозы.

Я постаралась дать установку на сотрудничество и взаимопомощь; соблюден личностно-ориентированный подход.

Для формирования навыков самоконтроля и самооценки мыслительной деятельности предложена самооценка.

Во время урока использован эмоциональный фактор.


ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УРОКА ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ

1) http://ru.wikipedia.org/wiki/ Блокада Ленинграда

2) фото с сайта http://fotki.yandex.ru/users/alexr1981/view/381746/

3) http://www.russlav.ru/aktualno/blokada-leningrada.html

4) http://900igr.net/kartinki/istorija/Blokada-Leningrada.files/

5) О. Ф. Берггольц, «Ленинградская поэма» 

6) «Сборник для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы» под редакцией Л.В.Кузнецова