СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок философские вопросы в пьесе НА ДНЕ М.Горького

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 11 классе. Проблемы духовности в современном мире и пьесе Горького. Жизнеутверждающие мотивы в пьесе классика.

Просмотр содержимого документа
«Урок философские вопросы в пьесе НА ДНЕ М.Горького»

ФКОУ СОШ г.Чехов-2 МО



Урок литературы по пьесе М.Горького «На дне»

«Евангелие от Максима»

Чем живы люди.


Социальное, философско-этическое содержание пьесы

и авторская позиция

по основным вопросам бытия человека и общества.









Учитель – Черных Инна Александровна.














г. Чехов-2

2014 г.




Урок по пьесе М.Горького «На дне»

«Евангелие от Максима»


Тип урока – повторительно-обобщающий, подготовка к сочинению


Тема урока – социальное, философско-этическое содержание пьесы

и авторская позиция по основным вопросам бытия

человека и общества.


Технологии и методики –информационно- коммуникационные,

Проблемного обучения,

Составление опорного конспекта,

Исследовательская работа,

Оборудование урока: М.Горький «На дне»,

Театральная афиша

Компьютер,

Презентации «Жанр и проблематика пьесы»

«Правда и ложь в пьесе»

«Три философии»

«Философско-этическое содержание пьесы»

Фрагмент х/ф «На дне» (театр «Современник»)


















Ход урока.

Постановка задач урока

Каковы идейные истоки его пьесы, которые позволят нам

- разобраться в реальном и символическом планах пьесы,

- выявить авторскую позицию в разрешении проблемы о назначении человека, о смысле его жизни.


А помогут нам в этом непростом деле эксперты, исследовавшие творческий замысел , подготовительную работу писателя

Философ,

Филолог,

И авторы презентаций по проблеме урока и пьесы в целом

Пьеса стала своеобразным итогом наблюдений автора над жизнью в России, её вечными духовными исканиями не только дворянской интеллигенции, но и захватившими широкие народные слои . Он открыл мир босяков

Отрывок из рассказа «Бывшие люди»

Кто расскажет о нас: кто мы, куда идём

МГ пишет пьесу «На дне»

Опубликована в Мюнхене, поставлена в 1902 – в России и в 1903 в Германии, Норвегии

И сразу обнаружились противоречивые мнения, оценки пьесы и её идейного содержания критиками, артистами, разных театров и разных эпох.

То это видели как конфликт христианского пассивного «мнимого» гуманизма Луки и революционного гуманизма Сатина.

То стремились увидеть символический план пьесы

Филолог

Так, В. Турбин увидел в костылёвской ночлежке «подобие храма: тяжёлые каменные своды, какие-то катакомбы первых веков христианства, новозаветные персонажи: разбойники, блудница, врачеватель- Лука, тёзка евангелиста.»

П. Долженков, наоборот считает, что «ночлежка – ад. В этом аду есть свой бес-искуситель лукавый – Лука, есть и герой, но его имя созвучно имени «Сатана» - Сатин. Он вырастает в пьесе в идеолога «дна»


Учитель О чём свидетельствуют эти противоречия?

( О сложности самой проблемы: что лучше – правда или сострадание, о смещении акцентов в самой философии от эпохи к эпохе

В пьесе явно 2 плана: конкретно-исторический и общечеловеческий, предметно-бытовой и идеальный).

Попробуем и мы вступить в этот спор, чтобы решить для себя и своего времени: какая жизненная позиция приемлема для нас в 21 веке


Презентация №1 Социально-философские проблемы в пьесе (Борзых –Воробьёва)

Филолог: 1902 год Серебряный век, религиозно-духовный ренессанс.

Высокий интерес к философским исканиям итальянского Возрождения В гуманизме эпохи Возрождения привлекатнльна идея: человек – творец всего в этом мире, он равен Богу, если не выше Его! В своей способности творить миры. Эпиграф – Ф.Петрарка

В искусстве утверждается новое направление - Символизм не только как эстетическая категория, но и как тип мышления


Учитель Применим такое видение мира к восприятию пьесы, тем более театр – искусство условное! (Работа с опорным конспектом)


Итак Ремарка – бытовой план, ночлежка, стол, нары, лестница

Чаша, лампа, книга, карты, ключи, хлеб, бутылки вина, в углу – веник, обрубки деревьев для сидения

Это атрибуты босяцкого быта .Грязь, скверна , ветошь


Но пьеса не остаётся в рамках бытовой пьесы,

В чём своеобразие конфликта пьесы?

(Что конфликт лежит не в бытовом плане , а внесобытийном и

касается жизни души героев: её будоражат вопросы жизни и смерти, правды и лжи, есть ли Бог)


Представим идеальный план пьесы

Икона Троицы, отец, сын и святой дух-утешитель,гора, дом, древо

Апостол Лука, Мария Магдалина


Две правды звучат со сцены, как и в жизни, в них много противоречивого . А какова авторская позиция?

Оформление записей в тетрадях / на доске

Лука Сатин Автор

Евангелие от Луки Этическое кредо Евангелие от Максима


Проследим всем ходом наших наблюдений, как они взаимодействуют на разных этапах раскрытия конфликта.


Чтение притчи о добром самарянине из Евангелия от Луки.

Как этот сюжет работает в пьесе?


ЛУКА – ДОБРЫЙ ДЕДУШКА. Что он проповедует? – смирение. Следование христианским заповедям, добродетелям

А ЧТО ЕГО АНТИПОД ИСПОВЕДУЕТ ? – анархизм, отказ от всяких этических обязательств и норм


Философ.

«Ничего не делай, просто обременяй землю», - советует Сатин

«Сделай так, чтобы работа была мне в удовольствие, Тогда я, может быть, стану работать»

Он занимает позицию анархиста с чертами сверхчеловека : волюнтаризм сверхчеловека - основа ницшеанства - нового учения

Отрицание морали для сверхчеловека - норма


Учитель Опасная философия, современники МГ и герои пьесы знали об этих идеях, знали и о появлении разных сект как результате религилзно-философских исканий.

Лука советует Сатин ,проповедующему ничегонеделание, идти к бегунам


Философ

Бегуны, богомильство, хлысты – религиозные искания того времени.

Бегуны – старообрядческая, «странническая» секта. Сектанты отказывались от официальной религии, протестовали против гнёта бегством в леса Религиозный догмат – учение о конце света, поэтому надо порвать с обществом «Антихриста», не подчиняться властям, государственным законам. Вот и Лука – без паспорта, странник, собирается к хохлам пойти и посмотреть их новую веру…


Литературовед

Близки к ним и богомилы – приверженцы древнеславянского учения о сотворении мира и Сатанаиле. Апокриф о нём М.Г.даже включил в повесть «В людях», где С. представлен первым сыном божьим, творцом человека, а душу в него вдохнул Бог. За участие в искушении А и Е, за подстрекательства к бунту против бога С .был низвергнут с неба и лишён божественной силы, став просто Сатаной-искусителем. Сатана из богомильского апокрифа, возможно, стал прообразом Сатина. Тогда станет понятна его реплика и её аллегорический смысл

Сатин – «Дважды убить нельзя»– он духовно уже мертв, оказавшись на дне жизни, и более страшного наказания нет.

Актёр говорит о себе : - Погиб, талант, а потом и человек (удавился)


УчительПри сотворении человека участвовали Бог и Сатанаил – первородный сын Бога С – тело чел. Бог – дал вечную душу, свободную волю и разум. Только 1 заповедь – не вкушать с древа познания. Сатанаил первых людей вверг в грех, и тогда Бог через Моисея дал людям 10 заповедей. Ещё дал учение Христа возлюби ближнего как самого себя.

В начале 20 веке остались ли они незыблемыми?

Милосердие, доброта, любовь к ближнему. «Ветхо- и новозаветные истины» - в пьесе для некоторых героев это уже «ветхие добродетели», которыми никто уже не руководствуется в жизни, а ханжески прикрываются по традиции

Кто из героев нарушает заповеди? Попирает христианские добродетели и святыни – основы человеческой этики

Костылёв – ханжа,

Василиса – прелюбодействует,

Пепел – убивает, крадёт,

Сатин – обманывает, картёжник. Карты – символы страданий Христа – язычниками опошлены, и до сих пор игра – грех! Т. к . это глумление над христианскими Святынями. Они изображались в храмах в ранний период христианства: крест, гвоздь (у гвоздей были не круглые, а квадратные шляпки!) , сердце- чаша, копьё-пика – КРЕСТИ, БУБНЫ, ЧЕРВИ, ПИКИ – КАРТОЧНЫЕ МАСТИ.

Безверие, опошление прежних добродетелей – признак неблагополучия общества, идейного бездорожья– признак омертвения души в результате отчаяния.

Такую ситуацию мы на историческом пути нашего общества наблюдали не раз


Сцена из спектакля / х/ф «На дне»


Вокруг каких этических проблем вращается мысль героев?

Правда – ложь . Эти антиномии многократно усилены в пьесе.


Презентация №2 Правда и ложь Хмель К

Философ Актёр называет Сатина Навухудоносором не случайно, как и всё в этой пьесе. Исторический Н – разрушитель Иерусалима, града божьего, храма , где хранились скрижали Моисея. С – отвергает божьи заповеди всем своим способом существования.

Вот и становится ночлежка дискуссионным клубом, храмом, где рождалась новая религия – концепция жизни человека и общества

Учитель

Сатин – не идеальный герой, но умён, образован Ему автор передаёт право выразить авторскую позицию

Ложь во благо нужна рабам и хозяевам, Правда – бог свободного человека.

Но Сатин же и защищает старика

Почему?» Старая дрожжа проквасил всех» – разбудил чувства.

«Подействовал как кислота на старую монету».

Старик - доброта в действии

(В «Мастере и Маргарите» Иешуа будет общаться со своими мучителями только с позиции добра )

С приходом Луки в ночлежке изменилась атмосфера Взял веник и прибрался. В идеальном плане – вымел скверну, каждому нашёл тёплое слово, при нём люди вспомнил, что они люди, братья по несчастью,

Но утешительство Луки автор развенчал композиционно: после ухода Луки стало ещё хуже.

Христианское утешительство не приемлет МГ .Это путь смирения с действительностью.

Одна из ремарок записана автором так «Явился Лука» как на картине Иванова «Явление Христа народу». Репетируя второе пришествие Христа, Горький констатирует: буржуазный мир нельзя оздоровить средствами гуманизма и добра.


Литературовед

Критикам М.Г.писал «Развенчайте Луку, проповедника –нигилиста», «лукавого старца», призывающего к примирению со своим положением, а значит делающего всех рабами.

Сатин заметил: - В карете прошлого никуда не уедешь

Но милосердие, любовь к ближнему – вечная ценность


Термины переносим в столбик «Евангелие от Максима»

Что же противопоставить утешительству Луки? Его правде-мечте?


Литературовед:

М.Г. мечтал о свободном человеке, способном переделать мир по законам добра, гармонии и красоты . В 1900 году он писал Пятницкому: «Моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее… Мир - плод его творчества. Бог – частица его сердца и разума».


Разум Сатина разбужен. Давайте послушаем его

Мартыненко В.


Чем привлекательна философия Сатина и чем она опасна?


Презентация № 4


Литературовед. В эти годы МГ много размышляет о том, на каких основах можно построить жизнь, достойную человека.


Примирение с действительностью отвергает

Анархизм сверхчеловека развенчивает

«Человека создаёт сопротивление свинцовым мерзостям жизни»


МГ предъявляет к человеку высокие требования:


Активная жизненная позиция,

Активное жизнетворчество

«Смысл жизни вижу в жизнетворчестве,» - писал в поэме «Человек»

Выражая такие мысли, МГ думал о русских людях, с их упованием на доброго барина или смирение.


Философ

В письме к философу В.Розанову он признавался: «Любимая книга моя – книга Иова, всегда читаю её с величайшим волнением, а особенно 40-ю главу., где бог поучает человека, как ему быть боговерным и как спокойно встать рядом с Богом. И всегда, читая эту главу, мысленно кричу своим, русским, - да перестаньте же вы быть рабами божьими!»


Учитель

Чехов призывал современников «Выдавливайте из себя по капле раба!»


Так литература 20 века приняла гуманистическую традицию 19 века.

Традицию размышлять не о том, как жили люди, а о том, как должно жить среди людей, и чем люди живы!




Д/з Сочинение-размышление «Мои размышления о том, чем живы люди» ( на примере произведений М.Горького)








Оформление кабинета к уроку.


« Евангелие от Максима»


Человек! Это – великолепно!

Это звучит гордо!


Всё для человека

Всё – во имя человека


Всё в мире – дело его рук и мозга!


Надо уважать человека.


Надо жить лучше, надо жить так, чтобы самому себя можно было уважать.


Человек должен стать целостной, а не противоречивой личностью


Верить не в свою мелкую правду, а в общечеловеческую


Мир строить - на принципах

жизнетворчества:


На основах любви


Братской взаимопомощи,


Человеческой солидарности


Перестать быть рабами Божьими, и встать с Богом рядом, вспомнив, что созданы мы по образу и подобию Божьему.



















Дополнительныё материалы.

Первая проблема пьесы — философский спор о правде.

Вторая — что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во спасение Луки. Или 2) Правда Сатина.

Третья — ложь-якорь, держащий людей на “дне”.

В пьесе “На дне”. Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. 
    Каждый герой несет свою философию, свою идею. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки — вера в человека: “Человека уважать надо!”. Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. 
    С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее. Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: “Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего”, несет облегчение обитателям “дна”, утешает их, будит в каждом Человека. Барон, вырвавшийся из мира вещей, восклицает: “А ведь зачем-нибудь-то я родился”. 
    Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу — возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и он верит: “Я сегодня работал, мел улицу, а водки — не пил!”. Лука сеет слова утешения и надежды, но все его обещания ложны. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.

После его ухода в ночлежке стало ещё хуже: клещ разорился, примкнул к Сатину в попойках,

Актёр удавился… Почему?

Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Наташа — пропала, Анна — умерла. 
    Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их. Для чего он лжет? Возможно, для того, чтобы самому еще более утвердиться в своей вере в то, что он говорит.


Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!”. Из философии Луки Сатин берет веру в человека: “Человек — вот правда!”, но без жалости. Сатин — философ, рассуждает о значении человека: “существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга”, Порой он бывает циничен и именно этот цинизм обнажает ту грязь, с которой бок о бок живет и (сам Сатин и все остальные жители. Сатин — карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: “Хорошо это — чувствовать себя человеком!”. 
    Но Сатин к настоящему делу не пригоден. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, объединенных общей судьбой, выраженной тюремной песней: “Мне хочется на волю, но цепь порвать я не могу”. 
    Трагедия несбыточности надежд, напрасности слов, отражены в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит на дно всех персонажей Горького.

Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет спасения Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и не повидавшая настоя-щей жизни, мучимая мыслью, «как бы больше другого не съесть». Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными. Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительна для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них правда.

Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает. Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вместо того чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он при-миряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. А как думаем мы?

Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает философию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергают утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом, акте уже не появляется.

Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин.

Его сознание, разбуженное философией Луки,заработало, начало будоражить его воображение «Ложь... религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!» – говорит он. Из этого вовсе не следует, что Сатин – положительный герой. Главное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправду. Но к настоящему делу Сатин непригоден.

Казалось бы, Лука и Сатин – непримиримые враги. И вдруг Сатин начинает защищать старика. Почему? Что между ними общего? Сатин благодарен Луке за то, что он пробудил в нем давно забытые чувства, заставил их заново пережить. Старик «подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...», –говорит Сатин. В душе его что-то перевернулось, но все-таки ни к каким активным действиям он не способен. «Дно» слишком засосало его, оттуда уже не выбраться. Это человек морально разложившийся и опустившийся. В нем нет даже привычки к труду. «Может быть, я и стану трудиться», – говорит он. Поэтому положительным героем, способным воплотить в жизнь мысли Горького, высказываемые им, Сатин стать не может. Он только выразитель авторской точки зрения, обличитель, но не активный деятель и борец.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!