3. Самоопределение к деятельности (5 мин) | - А теперь разгадайте ребус – Что вы видите на этом рисунке? -Как вы думаете, между этими понятиями есть какая-то связь? Сформулируйте тему урока. слайд - Как вы считаете, у отдельной семьи может быть свой бюджет? | Разгадывают ребус - семья и бюджет -да - Бюджет семьи или семейный бюджет -Да, бюджет составляет не только государство. Его составляют заводы, фабрики, различные фирмы и даже семьи деньги. ответы уч-ся | Познавательные: уметь анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы Регулятивные: уметь ставить цели, адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
4. Открытие нового знания (5 мин) | Слайд - А теперь я предлагаю вам встретиться с героями из м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: -Почему Матроскин и Шарик поссорились? -- Почему он так это сделал? Почему? -- Я предлагаю сегодня на уроке учиться правильно распределять деньги в семье, чтобы не оказаться на месте Шарика. | - смотрят мультфильм и отвечают на вопрос -Израсходовал деньги на ненужный товар. - Не знал, как правильно распределить деньги. | Познавательные: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, работать с таблицей Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
5.Физминутка (1 мин) | - Поиграем с вами в игру. Если вы услышите доходы, то хлопайте в ладоши. Если расходы, топайте ногами. (зарплата, питание, пенсия, заправка автомобиля, премия, развлечения, одежда, продажа молока, покупка молока, потеря карандашей, сбор папоротника) | Выполняют упражнения на внимание | |
6. построение проекта выхода из затруднения (20 мин) | -- Мы разделимся на 4 группы семьи: семья Ивановых, Петровых, Сидоровых, Семеновых (в группе по 4 человека) - Выбираем роль членов семьи. (Папа, мама, 1-2 ребёнка, возможны дедушка и бабушка) - Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов. - Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? Слайд - А деньги, которые расходуют? Слайд - как это называется ? слайд - Давайте сделаем выводы. - Итак, каждая группа – это семья. - Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «Школярики». (Каждой семье раздаются карточки – Приложение 2) - У вас у каждой семьи на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой. (приложение 3) - Сложите все школярики. Сколько у вас получилось? - Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье. - Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? Слайд 19 - Что произойдёт, если… Доходы Доходы Расходы Доходы = Расходы – Какая формула будет наилучшей? Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? – Что в этом случае делать? – На чём мы можем сэкономить? - Что означает слово ЭКОНОМИЯ? - Можно ли сэкономить на квартплате? - Можно ли сэкономить на продуктах? - Можно ли сэкономить на одежде и обуви? Смысл пословицы : «Копейка рубль бережёт». – А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? – А непредвиденные расходы? – И так, что мы сейчас составили? – Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье. – А для чего он нужен? -Какой вывод можно сделать? | - делятся на группы по 4 человека -определяют роли в семье, Выбирают бейджики (приложение 1) на доске выбирают карточки (Приложение 2) -Доходы -Расходы - семейный бюджет - Так вот сегодня мы будем учиться как правильно распределять деньги в семейном бюджете, чтобы не оказаться на месте Шарика. - считают доходы - считают расходы -подсчитывают расходы, сравнивают -Доходы не должны превышать расходы -Дефицит бюджета -Накопления -Не сможем отложить сбережения -Если экономия – отложим сбережения, Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить. -Бережливость -отвечают на вопросы - Лотерея, премия. - Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок. -План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет. -А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Шарика - чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы. | Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, делать правильные выводы Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой (3 мин) | Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо поняли материал нашего урока, предлагаю вам тест: 1) Из чего складывается бюджет: а) из заработной платы, пенсии и стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег. 2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: а) расходы; б) проценты; в) доходы. 3) Деньги, которые тратятся из бюджета это: а) доходы; б) расходы; в) прибыль. 4) Лучшим считается бюджет, в котором: а) доходы больше расходов б) доходы равны расходам в) доходы меньше расходов. - Проверьте свои ответы, сверяясь с ответами на доске | Выполняют тест, осуществляют проверку | Регулятивные: оценка правильности выполнения действий; внесение необходимых корректив после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |