СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок финансовой грамотности "Моя семья - моё богатство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок финансовой грамотности в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок финансовой грамотности "Моя семья - моё богатство"»

Урок окружающего мира

3-й класс

Тема:

"Моя семья – моё богатство"

Цель:

способствовать формированию первоначальных представлений о «семейном бюджете», формированию представлений о структуре семейного бюджета.

Задачи:

1. Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть начальными практическими навыками распределять семейный бюджет.

2. Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

3.Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами.

Предметные: умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы; умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах; умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи.

Метапредметные: формирование  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи, умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Основные понятия

Семейный бюджет, доходы, расходы

Ресурсы

Ноутбук, презентация, видеофрагмент мультфильма, таблица расходов и доходов семьи семьи , тест

Форма занятия

Урок-игра




Технологическая карта (структура занятия)


Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Орг. момент

(1 мин)

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Слушают учителя, настраиваются на урок

Регулятивные: организовывать свое рабочее место

Коммуникативные: уметь слушать учителя

2. Актуализация знаний (10 мин)

-о каком бюджете мы говорила на прошлом уроке?


- слушают, отвечают на вопросы


Познавательные: уметь работать с информацией


Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

3. Самоопределение к деятельности

(5 мин)

- А теперь разгадайте ребус

– Что вы видите на этом рисунке?

-Как вы думаете, между этими понятиями есть какая-то связь?

Сформулируйте тему урока.

слайд

- Как вы считаете, у отдельной семьи может быть свой бюджет?

Разгадывают ребус


- семья и бюджет


-да



- Бюджет семьи или семейный бюджет

-Да, бюджет составляет не только государство. Его составляют заводы, фабрики, различные фирмы и даже семьи деньги. ответы уч-ся

Познавательные: уметь анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы

Регулятивные: уметь ставить цели, адекватно реагировать на указанные ошибки  

Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

4. Открытие нового знания

(5 мин)

Слайд

- А теперь я предлагаю вам встретиться с героями из м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос:

-Почему Матроскин и Шарик поссорились?

-- Почему он так это сделал? Почему?


-- Я предлагаю сегодня  на уроке учиться правильно распределять деньги в семье, чтобы не оказаться на месте Шарика.

- смотрят мультфильм и отвечают на вопрос




-Израсходовал деньги на ненужный товар.

- Не знал, как правильно распределить деньги.



Познавательные: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, работать с таблицей

Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

5.Физминутка

(1 мин)

- Поиграем с вами в игру. Если вы услышите доходы, то хлопайте в ладоши. Если расходы, топайте ногами. (зарплата, питание, пенсия, заправка автомобиля, премия, развлечения, одежда, продажа молока, покупка молока, потеря карандашей, сбор папоротника)

Выполняют упражнения на внимание


6. построение проекта выхода из затруднения

(20 мин)

--  Мы разделимся на 4 группы семьи: семья Ивановых, Петровых, Сидоровых, Семеновых (в группе по 4 человека)

- Выбираем роль членов семьи. (Папа, мама, 1-2 ребёнка, возможны дедушка и бабушка)



- Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов.





 - Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться?

Слайд

- А деньги, которые расходуют?

Слайд

- как это называется ? слайд



- Давайте сделаем выводы.





- Итак, каждая группа – это семья.

- Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «Школярики».

 (Каждой семье раздаются карточки – Приложение 2)

- У вас у каждой семьи на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой.

(приложение 3)

- Сложите все школярики. Сколько у вас получилось?

- Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье.



- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?



Слайд 19

- Что произойдёт, если…

Доходы

Доходы Расходы

Доходы = Расходы

– Какая формула будет наилучшей?

Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.


– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?


– Что в этом случае делать?

– На чём мы можем сэкономить? 

- Что означает слово ЭКОНОМИЯ?

- Можно ли сэкономить на квартплате?

- Можно ли сэкономить на продуктах?

- Можно ли сэкономить на одежде и обуви?

Смысл пословицы : «Копейка рубль бережёт».

– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

– А непредвиденные расходы? 





– И так, что мы сейчас составили?

– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен?









-Какой вывод можно сделать?




- делятся на группы по 4 человека


-определяют роли в семье, Выбирают бейджики  (приложение 1)

на доске выбирают карточки (Приложение 2)




-Доходы





-Расходы




- семейный бюджет




- Так вот сегодня мы будем учиться как правильно распределять деньги  в семейном бюджете, чтобы не оказаться на месте Шарика.



- считают доходы







- считают расходы













-подсчитывают расходы, сравнивают



-Доходы не должны превышать расходы








-Дефицит бюджета


-Накопления


-Не сможем отложить сбережения











-Если экономия – отложим сбережения,
Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.





-Бережливость


-отвечают на вопросы



- Лотерея, премия.



- Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.


-План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.



-А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Шарика




- чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы.

Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, делать правильные выводы

Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки    

Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

(3 мин)

Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо поняли материал нашего урока, предлагаю вам тест:    

1) Из чего складывается бюджет:                                

а) из заработной платы, пенсии и стипендии;        

б) из доходов и расходов;                 

в) из денег.                                     

2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:   

а) расходы;                            

б) проценты;                       

в) доходы.                                 

3) Деньги, которые тратятся из бюджета это:          

а) доходы;                                                                 

б) расходы;                                        

в) прибыль.                               

4) Лучшим считается бюджет, в котором: 

а) доходы больше расходов                       

б) доходы равны расходам           

в) доходы меньше расходов.                          

- Проверьте свои ответы, сверяясь с ответами на доске


Выполняют тест, осуществляют проверку

Регулятивные: оценка правильности выполнения действий; внесение необходимых корректив после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

8.Итог.

Рефлексия

(2 мин)

- О чём узнали сегодня?

- Продолжите фразы:

- Мне было интересно….

- Мне было непонятно….

- Теперь я могу…

О бюджете, доходах, расходах, экономии семьи;

как можно помочь семье накопить на отдых



Регулятивные: уметь оценивать свои достижения























Приложение 1.


Ивановы

Петровы

Сидоровы

Семеновы

Папа-инженер

Папа-полицейский

Папа-доктор

Папа- строитель

Мама-декр отпуск

Мама-учитель

Мама-продавец

Мама - агроном

Ребёнок-малыш

Бабушка-пенсионерка

Ребёнок-студент

Ребенок - малыш

Дедушка-пенсионер

Ребёнок-школьник

Дедушка-пенсионер

Бабушка – пенсионер



Бабушка - пенсионер

Дедушка - пенсионер



Приложение 2.

Дедушка – пенсия (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

Брат – стипендия  (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

Мама в отпуске по уходу за ребёнком – пособие  (пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

Папа – зарплата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

Мама – зарплата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

Бабушка – пенсия (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).







Приложение 3.

Карточка 1. Доходы

Доходы.

Зарплата папы – 50 школяриков

Зарплата мамы – 30 школяриков

Пенсия дедушки – 10 школяриков

 Пенсия бабушки – 10 школяриков

 Стипендия старшего сына (дочери) –2 школярика

Пособие – 3 школярика

Доход вашей семьи: -----















Карточка 2 Расходы.

Лекарства – 2 школярика

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 школяриков

Одежда, обувь – 10 школяриков

Бытовая химия  - 2 школярика

Предметы личной гигиены – 2 школярика

Транспорт (автобус, такси) – 4 школярика

Велосипед – 20 школяриков

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки - 5 школяриков

Книги, канцелярские товары – 2 школярика

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 школяриков

Игрушки – 3 школярика

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 школяриков

Отдых, поездка – 40 школяриков

Расход:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!