СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физической культуры как средство воспитания

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важно, чтобы школьники не просто посещали урок физической культуры, а занимались с удовольствием. Ведь только обучение и воспитание в благоприятной обстановке "обречены" на успех и приносят пользу здоровья. Каждый урок, кроме грамотно организованного в сфере методики, должен быть еще и запоминающимся в творческом подходе и формировать мотивацию к систематическому наблюдению за своим физическим состоянием.

Просмотр содержимого документа
«Урок физической культуры как средство воспитания»

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра человековедения физической культуры



Курс ”Духовно-нравственное воспитание

на занятиях физкультурой и спортом ( в условиях реализации ФГОС )”





Самостоятельная работа №1

по теме: Урок физической культуры как средство воспитания»











Исполнитель: Захарова Мария Алексеевна

учитель физической культуры МОУ «Лицей»

г. Дедовск



Руководитель: к.п.н., доц.

Никифоров Юрий Борисович







Москва 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

1. Урок - основная форма организации занятий в школе

2. Конспект тренировочного занятия с направленностью на воспитание

3. Цели и задачи воспитания на уроке физической культуры

4. Выбор средств и методов воспитания в соответствии с задачами и содержанием урока

Заключение

Список литературы



ВВЕДЕНИЕ

«Какой бы роли и позиции учитель не придерживался, он всегда находится под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз” М.И. Калинин



Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. Но за последние десятилетия урок претерпел значительные изменения (как и всё образование в целом). Изменения эти связаны с целым рядом причин, но, основная из них, - ухудшение здоровья детей. Увеличилось число учащихся со слабым и средним физическим развитием, отнесённых по медицинским показаниям к подготовительной или специальной группе по физической культуре. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой по физическому воспитанию, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Практика показывает, что большинство творчески работающих учителей уже давно используют авторские разработки для обучения детей с учётом их различных физических (природных) способностей, возможностей и состояния здоровья.

Если раньше принято было тревожиться о том, что за время обучения в школе выпускник просто обрастает «школьными болезнями», то теперь дети приходят в первый класс школы с целыми букетами хронических заболеваний. Причём этот показатель не зависит от того, посещал ли ребёнок детское дошкольное заведение или нет.

Так же очень важно что бы школьники не просто посещали урок физической культуры, а занимались с удовольствием. Ведь только обучение и воспитание в благоприятной обстановке «обречены» на успех и приносят пользу здоровью.

Каждый урок должен быть грамотно методически организован и проведён, с включением широкого спектра средств и методов физической культуры.





1. Урок - основная форма организации занятий в школе


Главенствующее положение урока физической культуры определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры - всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).

Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:

) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями;

) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;

) осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

) способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению .

К основным из них относятся следующие:

.Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, не более 2-3.

.Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

.Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.

.Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

.Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.

.Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

.Обеспечение безопасности урока. Повышенная опасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно- воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.

. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.



2. Конспект тренировочного занятия с направленностью на воспитание



пп

Тема урока

Сроки

Содержание и контроль

Планируемые результаты, УУД

Понятия

Предметные результаты

Регулятивные

Личностные результаты

Домашнее задание

1

Инструктаж по технике безопасности по л/а.

5 мин.

Знать требования инструкций.

Устный опрос


Техника безопасности.

Использовать инструктаж по технике безопасности по л/а. Понимать об утомлении и переутомлении. Соблюдать двигательный режим школьника.

Формулировать и удерживать учебную задачу; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.


Формировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе. Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Комплекс утренней гимнастики

№1

Тема урока

Сроки

Содержание и контроль

Понятия

Предметные результаты

Регулятивные результаты

Личностные результаты

Д-з

2







3

Разминка







Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон.

10 м







25 м

Подготовка к основным упражнениям





Уметь демонстрировать темп бега

Разогрев мышц







Стартовый разгон

Гимнастика, упражнения на все группы мышц.





Комплекс ОРУ. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (20 – 30 м) – 2 -3 раза в чередовании со спокойным бегом. Старты из различных И. П. до 60 метров. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 10– 15 с.). П/ игра – «Перемена мест».

Формировать умение правильно устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке, рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека. Уметь договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Анализировать приемы действий при выполнении физических упражнений и в спортивных играх.



Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Формировать способность проявлять волю во время выполнения физических упражнений. Формировать процесс саморегуляции в управлении своими эмоциями в различных ситуациях .

Комплекс утренней гимнастики

№1

4

Заминка

10 м

Уметь правильно заканчивать физические нагрузки

Расслабляющие упражнения

Понижение пульса, снижение интенсивности упражнений, растяжка

Формировать умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Формировать мотивацию к систематическому наблюдению за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок данных мониторинга здоровья ( рост, масса тела и др








3. Цели и задачи воспитания на уроке физической культуры.


Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи и цели. В методике физического воспитания задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные.

. Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося. При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.

. Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения.

. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.

Цель воспитания – не научить ученика конкретным движениям, не дать здоровье и двигательную активность, как думают многие… А именно научить ребенка «перешагивать» через себя, не хныкать, когда трудно и преодолевать свой страх.


4. Выбор средств и методов воспитания в соответствии с задачами и содержанием урока.

Важную роль в обучении имеют новые подходы в преподавании, где дети активные обучающиеся, где они отходят от стереотипов и строят свое собственное понимание на основе личных исследовании.

Приоритетом служат «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Учитель должен помочь детям осознавать и нести ответственность за собственное обучение, чтобы в будущем он мог добиться успеха в обучении самостоятельно, чтобы на уроках всегда была мотивация к обучению. Готовясь к урокам учитель задает себе вопрос: – Что сумеют сделать ученики? Планируя свои уроки, учитель так разрабатывает задания, чтобы дети в процессе исследования, эксперимента, добывали знания сами. Это повысит как ответственность, так и самооценку самого ребенка.

Но если ученик действует самостоятельно, то как же будет проходить оценивание обучения? Ребенок привык к традиционным методам как обучения, так и оценивания. Когда учитель поставил оценку, и она была для него как закон. Он не слышал никаких комментариев, никаких рекомендации. Применение взаимооценивания и самооценивания на уроке, когда детям предоставлена возможность оценить друг друга или себя, за проведенную работу, дает учащимся возможность видеть результат обучения и анализировать. Не было удивительным то, что они это делали с большим энтузиазмом; указывали на ошибки и предлагали пути решения. Даже ученики со слабой мотивацией к обучению становились увереннее и голос их звучал сильнее и четче, когда он анализирует выставленные оценки. Я думаю, такой метод оценивания вселит чувство ответственности и уверенности в наших детей.

Учитель, пристально изучив возрастной состав класса, должен создать благоприятную атмосферу для эффективности обучения. Тут учитель приобретает позицию лидера. Учитель, прежде всего сам креативен, мыслит критически и стремится изменить и переоценить практическую деятельность. Чтобы добиться положительного результата в обучении учащихся, он должен учитывать как возрастные особенности, так и уровни обученности учащихся. Поэтому, планируя уроки, учитель должен составлять задания дифференцированно, чтобы привлечь внимание как слабых, так и сильных учащихся

Разделение учителем ролевых позиций в образовательной парадигме строится на качественно новых взаимоотношениях с обучающимися (доверие, взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь). При реализации функций взаимодействия в задачу учителя входит не подавлять активность, а обеспечивать внутреннюю мотивацию, чтобы учащийся захотел говорить, читать, писать и добывать новую информацию. Эти позиции, в свою очередь, способствуют реализации главной функции учителя – управление взаимодействием обучающихся, установлению новой формы педагогической деятельности – личностно-ориентированного коммуникативного взаимодействия.

В личностно-ориентированном подходе к учебному процессу прослеживается новая роль учителя, который является субъектом взаимодействия с учащимися на уроке, оказывает дидактическое воздействие, организуя познавательную деятельность учащихся, обеспечивая внутренние мотивы и желания учителя, проявлять самостоятельность в получении новой информации. При этом учитель всё более стимулирует интеллектуальную активность, побуждая учащихся решать проблемные задачи, раскрывая интеллектуальный потенциал, творческую потребность обучающегося.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Применив на практике новые подходы в обучении, у учеников намечается развитие качеств:
•саморазвитие и самосовершенствование;
• знания приобретаются в деятельной форме с акцентом на будущую занятость;
• учащиеся учатся грамотно отбирать информацию, осваивают способы работы с информацией
• учащиеся развивают навык диалогового общения и вырабатывают коммуникативно – речевую культуру.
• у учеников развивается неподдельный интерес и положительные эмоции к обучению.

Сам процесс обучения формируется на основе критического, аналитического, логического мышления. Ученики обучаются способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний. Таким образом, эффективное управление при внедрении новых подходов в образовательный процесс позволит в дальнейшем добиться значительных успехов в воспитании конкурентоспособной личности.

Думаю, конечный результат уже в скором времени даст о себе знать. Мы ставим перед собой задачу – стать учителями новой формации. А ученики должны поставить перед собой задачу – стать учениками новой формации.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запоржанова. - Киев: Здоровье, 1987. -223 с.

. Лазаренко, Г. Сделаем урок интересным / Г. Лазаренко // Спорт в школе. 2009. - № 10. - С. 11-12.

. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие. - М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - 322с.

. Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед. спец. высш. учебных заведений / Б. Н. Минаев, Е. М. Шиян. М.: Просвещение, 1989.

. Мызан,Г.И. Педагогический контроль в процессе физического воспитания школьников / Г.И. Мызан. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. - 94 с.

. Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре: 1 - 11 кл.: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 248 с.

. Берштейн, А.А. О ловкости и ее развитии / А.А. Берштейн. - М.: ФиС, 1991. -288 с.

. Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. - Волгоград, 2005. - 67 с.

. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск: Народная асвета, 1978.

. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов /Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина, и др./ Под. ред. Б. А. Ашмарина - М.; Просвещение, 1990. - 287с.

. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ», 2002.- 864 с.

. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 С.

. Цеммер, В.В. Урок физической культуры и здоровье детей / В.В. Цеммер Физическая культура в школе. - 2009. - № 3. - С. 38-41.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!