СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики 7 класс сила упругости

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Просмотр содержимого документа
«Урок физики 7 класс сила упругости»

Технологическая карта урока


Описание урока/занятия

Предмет

физика

Класс

7 класс

Тема

Сила упругости.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Одинцова Светлана Васильевна, учитель физики и информатики

Образовательная организация

МБОУ Верх-Ирменская СОШ

Район

Ордынский

Город/поселение

Верх-Ирмень

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Время реализации урока


Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

  • сформировать у учащихся более глубокие представления учащихся о силе упругости, выяснить её природу, провести исследования зависимости силы упругости от различных факторов;

  • экспериментальным путём установить зависимость деформации тела от различных факторов, проверить в каких случаях и при каких деформациях выполняется закон Гука;

  • научить учащихся решать задачи связанные с реальными ситуациями из повседневной жизни, уметь находить правильные решения в различных жизненных ситуациях, экспериментально решать предложенную задачу, умение анализировать полученные результаты.

Развивающие:

  • способствовать развитию речи, логического мышления, трудоспособности, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях,

  • развивать творческие способности, интерес к исследованию результатов полученных в результате эксперимента.

Воспитательные:

  • сформировать коммуникативные навыки работы в процессе коллективной деятельности;

  • способствовать развитию чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;

  • воспитать активную позицию учащихся в учебном процессе и умение добиваться поставленной цели.

Планируемые результаты


Предметные:Сформировать представлений о силе упругости,

Изучить причины возникновения силы упругости,

Выявить природу силы упругости,

Экспериментально установить, от чего зависит сила упругости.

уметь: решать задачи на применение закона Гука, изобразить силу на рисунке.

Личностные:формирование навыков самоорганизации; развитие логического мышления; развитие умений применять знания на практике.

Метапредметные:общеучебные умения анализа, сравнения, классификации.

Формирование основных универсальных умений информационного характера: постановки и формулирования проблемы; поиска и выделения необходимой информации; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях; умений представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Дидактическая структура урока

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

  • организована работа по мотивации обучающихся.

Ученики самостоятельно ставят цель урока как собственную учебную задачу,

  • проектируют средства достижения поставленных целей,

  • оценивают результаты своей работы.

Структура урока выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: создана проблемная ситуация, ученики принимают данную ситуацию и выявляют проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью, тем самым, направляя учеников к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.

Дополнительная информация


Размер мультимедиа компонента

42,1 Мб + физминутка 20,2 Мб

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

презентация

Ресурсы, оборудование и материалы:деревянная линейка, динамометр, набор грузов, пружины разной жёсткости, штатив с лапкой и муфтой, пластилин, мячик, ластик, лист бумаги.

Список учебной и дополнительной литературы

1.Пёрышкин А.В., 7 класс– М.: «Дрофа», 2009 г.

2.Громов С.В., Родина Н.А.,Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 1999 г.

3. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике».- Ярославль: Академия развития, 2007 г.

4. Журнал "Физика-Первое сентября" № 11/2013

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/socnav/prep/phis001/dyn/dyn10.html

http://images.yandex.ru

http://yadi.sk/d/1zDIA7Z89nQGa

Используемые педагогические технологии, методы и приемыкейс-метод, проблемный, исследовательский.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы

Готовят рабочее место

Регулятивные:осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные, личностные:Умение слушать и вступать в диалог

Постановка проблемы.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала.


Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы.

В реальном мире без сомнения

Не обойтись без тяготения.

Земля притягивает нас

Не отпуская ни на час.

Но почему, в обычной жизни

Лежат тетради на столе,

Сидим на стуле мы спокойно,

Что не пускает нас к земле?


Вопрос: Почему мы можем спокойно сидеть на стульях? Что не пускает нас к земле и препятствует силе тяжести?

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации.


Регулятивные:Постановка цели учебной задачи.


Коммуникативные, личностные:Умение выражать свои мысли, строить высказывания

Формулирование темы и целей урока.

Тема урока будет называться:

Назови цели урока:

-исследовать

-выяснить

-научиться

Формулируют тему урока «Сила упругости»

Цели урока

1) Исследовать факторы, от которых зависит сила упругости;

2) Выяснить, какую роль играет сила упругости в нашей жизни.

3)научитьсярешать задачи на применение закона Гука

Регулятивные :- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Коммуникативные, личностные:- формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные:- развитие познавательной активности

- умение кратко формулировать мысль

- умение обрабатывать информацию и делать вывод;

Открытие нового знания

Цель:

обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Итак. Осень. Уборка урожая закончена. Дачные участки убраны.

Однажды мама сказала Вовке:

-Хочу поручить тебе важное дело. Сходи-ка ты на наш дачный участок. Оставляли мы с тобой там тыкву самую большую на семена, пришло время, достать их и принести домой.

-Всего-то!? Какое простое поручение, я быстро управлюсь,- сказал Вовка.

Пришёл Вовка на дачу, нашёл тыкву (какая огромная голубушка!!!). Да вот незадача, инструмента-то на даче не нашлось (всё убрано, к зиме готово). Стал Вовка искать, всё обошёл. Все его трофеи: аптечные резинки (мама ими пакетики с семенами перетягивала), да тетрадь старая Вовкина по русскому языку(для розжига наверное), а в ней один листок всего остался с поговорками и афоризмами про единство. Стал Вовка думать, что же делать, уж очень хотелось мамино поручение выполнить. Достать семена из тыквы и принести домой. А на ум только и приходят те ситуации, в которых впросак попадал.

Вот, например, послала как-то мама в магазин, список дала. Всё по списку Вовка покупал, так, как написано, было: бананы, киви, ананас и большой арбуз. Только пришёл домой

и увидел, что большая часть бананов и киви пришла в негодность. Некоторые из них приобрели непонятную форму, а некоторые, вообще, развалились.

Почему фрукты приобрели непонятную форму? Что с ними произошло?

А ещё играл как то с мячом, а он все летел не туда куда нужно. Но важное открытие Вовка сделал в тот день: мяч сколько ни пинай сколько ни сжимай он опять становиться прежним (вот бы бананы также). Заинтересовался Вовка и давай все предметы деформировать и пришел к выводу(какому?)

У вас на партах предметы деформируйте каждый и в соответствии с результатом разделите их на две группы.(мячик, лист бумаги, пластилин, линейка, воздушный шарик, резинка, ластик). Сделайте вывод.

Неупругие предметы Вовку уж совсем и не заинтересовали. А деформировать предметы можно ведь по-разному. Как? Вовка взял один предмет и показал на нем все виды деформации.



Ну почему же тела сопротивляются деформации?

Итак, какая сила называется силой упругости.






Рассмотрите рисунок и сделайте вывод. А как зависит сила упругости от величины деформации тела?


СИЛА УПРУГОСТИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ДЕФОРМАЦИИ

Это физический закон, который в XVII веке сформулировал английский ученый Роберт Гук, а сегодня, вы, не зная этого, открыли этот закон сами, с помощью наблюдений и рассуждений.

Формулируется закон Гука.
























Слушают, отвечают на вопросы







Деформация (изменение формы и объема тела)








Проводят эксперимент, деформируют предметы и делят их на две группы.


Делают вывод: деформации бывают упругими и неупругими.



Показывают разные виды деформации.


Сила упругости – это и есть «коллективная» сила взаимодействия частиц, благодаря которой твёрдое тело сохраняет форму.




Делают вывод проанализировав рисунок.


Чем больше деформировано тело, тем больше сила упругости. Вывод: сила упругости прямо пропорциональна степени деформации.



Записывают в тетрадь

Познавательные информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.


Регулятивные:Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные, личностные:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации; владение монологической и диалогической фор­мами речи

Физминутка

Теперь давайте с вами немного отдохнем и представим, что мы в цирке (физминутку создал ученик 8 «а» класса Грибенщиков Максим)

Выполняют упражнения

Коммуникативные, личностные: - формирование здорового образа жизни

Первичное закрепление знаний

Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач

зафиксировать новое содержание урока.

Итак, мы думали как Вовка, шли тем же путем, теперь мы знаем всё, чтобы найти решение проблемы…

Группами обсуждаем и предлагаем свой вариант решения.

(озвучиваются все варианты решения проблемы, путем коллективного обсуждения выбираем верный). Смотрим видео.


Вовка с отцом являлся большим поклонником рыбной ловли. Давайте посмотрим некоторые из случаев, которые произошли на рыбалке и постараемся решить предложенные задачи.

1. «Однажды, они пытались поймать кальмара массой около 3 т. Пришлось выдержать нелёгкий трёхчасовой бой».

Вопрос:смогли ли они поднять кальмара на тросе, изготовленном из стали жёсткостью 10 кН/м? Максимальная сила, которую выдерживает трос, равна 18 кН.

2. «Прошлым летом удалась отличная рыбалка. Вовка с отцом поймали замшелых щук, достигавших 1,5 м и массой 50 кг, осетров длиной 2,6 м и массой 128 кг и сомов до 5 метров массой 300кг».

Вопрос:насколько удлинилась капроновая нить при подъёме сома, коэффициент жёсткости которой равен 15 кН/м, при равномерном поднятии.


Учащиеся обсуждают решение проблемы и предлагают свои варианты решения.



Класс делится на 2 группы. Каждой группе учащихся даётся карточка с задачей. Учащиеся должны решить данную задачу, на доске воспроизвести ход решения и проанализировать полученный результат.

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Регулятивные: Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений

Коммуникативные, личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Итоги урока, рефлексия

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Давайте ещё раз вспомним основные моменты урока. Что мы выяснили про силу упругости в процессе нашего путешествия? Как возникает? От чего зависит? Какую роль играет в нашей жизни?

Графическая рефлексия «Рука успеха».

.

Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали.


Ученики обводят свою руку, им предлагается подписать пальчики , что нового вы сегодня узнали на уроке, в середине руки поставьте оценку уроку, отношение к уроку.

Здесь же цветовая рефлексия: оценка красная – все понравилось, зеленая – похуже, синяя – ничего не понятно.

Коммуникативные, личностные: - развитие самооценки

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Домашнее задание

Цель: согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

Объявляет Д/З: § 26; вопросы;

Пользуясь материалом учебника и дополнительной литературой, заполните таблицу:

«Злые» дела силы упругости

«Добрые» дела силы

упругости




Учащиеся записывают домашнее задание,

получают консультацию


Регулятивные: Организация учащимися своей учебной деятельности

Коммуникативные, личностные: Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!