Постановка проблемы. Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. | Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. В реальном мире без сомнения Не обойтись без тяготения. Земля притягивает нас Не отпуская ни на час. Но почему, в обычной жизни Лежат тетради на столе, Сидим на стуле мы спокойно, Что не пускает нас к земле? Вопрос: Почему мы можем спокойно сидеть на стульях? Что не пускает нас к земле и препятствует силе тяжести? | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. | Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные:Постановка цели учебной задачи. Коммуникативные, личностные:Умение выражать свои мысли, строить высказывания |
Формулирование темы и целей урока. | Тема урока будет называться: Назови цели урока: -исследовать -выяснить -научиться | Формулируют тему урока «Сила упругости» Цели урока 1) Исследовать факторы, от которых зависит сила упругости; 2) Выяснить, какую роль играет сила упругости в нашей жизни. 3)научитьсярешать задачи на применение закона Гука | Регулятивные :- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему Коммуникативные, личностные:- формирование навыков самоорганизации - развитие логического мышления Познавательные:- развитие познавательной активности - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод; |
Открытие нового знания Цель: обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Итак. Осень. Уборка урожая закончена. Дачные участки убраны. Однажды мама сказала Вовке: -Хочу поручить тебе важное дело. Сходи-ка ты на наш дачный участок. Оставляли мы с тобой там тыкву самую большую на семена, пришло время, достать их и принести домой. -Всего-то!? Какое простое поручение, я быстро управлюсь,- сказал Вовка. Пришёл Вовка на дачу, нашёл тыкву (какая огромная голубушка!!!). Да вот незадача, инструмента-то на даче не нашлось (всё убрано, к зиме готово). Стал Вовка искать, всё обошёл. Все его трофеи: аптечные резинки (мама ими пакетики с семенами перетягивала), да тетрадь старая Вовкина по русскому языку(для розжига наверное), а в ней один листок всего остался с поговорками и афоризмами про единство. Стал Вовка думать, что же делать, уж очень хотелось мамино поручение выполнить. Достать семена из тыквы и принести домой. А на ум только и приходят те ситуации, в которых впросак попадал. Вот, например, послала как-то мама в магазин, список дала. Всё по списку Вовка покупал, так, как написано, было: бананы, киви, ананас и большой арбуз. Только пришёл домой и увидел, что большая часть бананов и киви пришла в негодность. Некоторые из них приобрели непонятную форму, а некоторые, вообще, развалились. Почему фрукты приобрели непонятную форму? Что с ними произошло? А ещё играл как то с мячом, а он все летел не туда куда нужно. Но важное открытие Вовка сделал в тот день: мяч сколько ни пинай сколько ни сжимай он опять становиться прежним (вот бы бананы также). Заинтересовался Вовка и давай все предметы деформировать и пришел к выводу(какому?) У вас на партах предметы деформируйте каждый и в соответствии с результатом разделите их на две группы.(мячик, лист бумаги, пластилин, линейка, воздушный шарик, резинка, ластик). Сделайте вывод. Неупругие предметы Вовку уж совсем и не заинтересовали. А деформировать предметы можно ведь по-разному. Как? Вовка взял один предмет и показал на нем все виды деформации. Ну почему же тела сопротивляются деформации? Итак, какая сила называется силой упругости. Рассмотрите рисунок и сделайте вывод. А как зависит сила упругости от величины деформации тела? СИЛА УПРУГОСТИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ДЕФОРМАЦИИ Это физический закон, который в XVII веке сформулировал английский ученый Роберт Гук, а сегодня, вы, не зная этого, открыли этот закон сами, с помощью наблюдений и рассуждений. Формулируется закон Гука. | Слушают, отвечают на вопросы Деформация (изменение формы и объема тела) Проводят эксперимент, деформируют предметы и делят их на две группы. Делают вывод: деформации бывают упругими и неупругими. Показывают разные виды деформации. Сила упругости – это и есть «коллективная» сила взаимодействия частиц, благодаря которой твёрдое тело сохраняет форму. Делают вывод проанализировав рисунок. Чем больше деформировано тело, тем больше сила упругости. Вывод: сила упругости прямо пропорциональна степени деформации. Записывают в тетрадь | Познавательные информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные:Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные, личностные:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
Первичное закрепление знаний Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач зафиксировать новое содержание урока. | Итак, мы думали как Вовка, шли тем же путем, теперь мы знаем всё, чтобы найти решение проблемы… Группами обсуждаем и предлагаем свой вариант решения. (озвучиваются все варианты решения проблемы, путем коллективного обсуждения выбираем верный). Смотрим видео. Вовка с отцом являлся большим поклонником рыбной ловли. Давайте посмотрим некоторые из случаев, которые произошли на рыбалке и постараемся решить предложенные задачи. 1. «Однажды, они пытались поймать кальмара массой около 3 т. Пришлось выдержать нелёгкий трёхчасовой бой». Вопрос:смогли ли они поднять кальмара на тросе, изготовленном из стали жёсткостью 10 кН/м? Максимальная сила, которую выдерживает трос, равна 18 кН. 2. «Прошлым летом удалась отличная рыбалка. Вовка с отцом поймали замшелых щук, достигавших 1,5 м и массой 50 кг, осетров длиной 2,6 м и массой 128 кг и сомов до 5 метров массой 300кг». Вопрос:насколько удлинилась капроновая нить при подъёме сома, коэффициент жёсткости которой равен 15 кН/м, при равномерном поднятии. | Учащиеся обсуждают решение проблемы и предлагают свои варианты решения. Класс делится на 2 группы. Каждой группе учащихся даётся карточка с задачей. Учащиеся должны решить данную задачу, на доске воспроизвести ход решения и проанализировать полученный результат. | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные: Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Коммуникативные, личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации |
Итоги урока, рефлексия Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. | Давайте ещё раз вспомним основные моменты урока. Что мы выяснили про силу упругости в процессе нашего путешествия? Как возникает? От чего зависит? Какую роль играет в нашей жизни? Графическая рефлексия «Рука успеха». . | Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали. Ученики обводят свою руку, им предлагается подписать пальчики , что нового вы сегодня узнали на уроке, в середине руки поставьте оценку уроку, отношение к уроку. Здесь же цветовая рефлексия: оценка красная – все понравилось, зеленая – похуже, синяя – ничего не понятно. | Коммуникативные, личностные: - развитие самооценки Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. |