Мотивация: У. Послушайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Два брата»: Дымятся низкие долины, Где кучи хижин небольших С дворами грязными… Вопросы: 1. Почему « дымятся низкие долины»? 2. С каким физическим явлением это связано? У. Сегодня на уроке мы будем рассматривать взаимосвязь нескольких, казалось бы, совершенно различных явлений. Но вначале давайте порассуждаем: • По каким внешним признакам можно обнаружить испарение жидкостей? • Как вы думаете, какая молекула может покинуть жидкость? • Какие молекулы остаются в жидкости? • Что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы). У. Давайте проверим наше предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Для этого проведем эксперимент ( эксперимент № 1, см. приложение) и на основании его сделаем вывод. (Заранее подготовленный ученик проводит эксперимент, все остальные школьники наблюдают и делают вывод, после чего учитель подводит итог проделанной работе виде обобщения): У. Под парообразованием, или испарением, понимают процесс перехода из жидкого состояния в парообразное с поверхности жидкости. От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Таким образом, жидкость покидают самые « энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух, образуют пар. У. От чего же зависит скорость испарения? ( Экспериментальное исследование причин изменения скорости испарения ). Учащиеся выполняют самостоятельно, работая в группах по 4-5 чел., учитель напоминает правила техники безопасности при выполнении практических работ. (Карточки с экспериментальными заданиями см. в приложении). Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, и по итогам работы один из учащихся от имени всей группы делает вывод. У. Итак, запишем в тетради: Скорость испарения зависит: (школьники записывают только то, что подчеркнуто). 1. от рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше). 2. от температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух). 3. от площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух). 4. от наличия или отсутствия ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону). У. Ребята, а если закрыть сосуд крышкой , будет ли происходить испарение? (Ответы учащихся). ( Наступление динамического равновесия между жидкостью и ее паром в закрытом сосуде по рис. 18 учебника, понятие насыщенного и ненасыщенного пара дает учитель). У. Ребята, а сейчас я хочу чтобы вы отгадали название стихотворение поэта – романтика, Перси – Шелли, жившего на рубеже XVIII и XIX вв.: (слайд 8) Я землею рождено, я водою вспоено, Взращено средь небесной равнины, Отдыхаю в горах, исчезаю в морях; Я меняюсь, но нет мне кончины. ( «Облако»). У. В этих строках много не только поэзии. В них хорошо отражена физика красивого и удивительного явления природы, называемого облаком. Обратимся теперь к физике облаков и послушаем сообщение учащегося об образовании облаков, выпадении росы. У. Оказывается, что одновременно с испарением, происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация. ( Второй заранее подготовленный учащийся проводит эксперимент № 2, см. приложение, учащиеся на основании эксперимента делают вывод о процессе конденсации). Учитель обобщает сказанное и делает вывод о том, что конденсация пара сопровождается выделением энергии. Сообщение учащегося о практическом применении явления испарения и конденсации |