Тема урока: Инерция (7класс)
Цели урока: 1) сформировать понятие инерции;
2) учить умению находить в окружающем мире проявление инерции и объяснять их;
3) подготовить обучающихся к восприятию 1 закона Ньютона;
4) продолжить формирование умения конструировать опорный конспект.
Оборудование: желоб, шарик, листы бумаги, кольцо из бумаги, банка, пустая бутылка, линейка, молоток, рубанок, стакан, 2 ореха, разборный резиновый молоток, мяч, брусок, песок, репродукция картины В. Г. Перова «Тройка», компьютер, экран, мультимедиапроектор, тесты, отрывок из литературного произведения «Золотой теленок».
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация.
1. Что такое механическое движение?
2. Какие физические величины характеризуют механическое движение?
3. Какое движение называют равномерным, неравномерным?
4. Выполнение тестов по теме «Механическое движение.
(Ученики самостоятельно выполняют работу, взаимоконтроль, самооценка.)
(Правильные ответы написаны на закрытой части доски)
1. На компьютере: Автомобиль движется прямолинейно и равномерно. Потом перед машиной помещаю камень, ставлю вопрос: «Что произойдет с мячом, если автомобиль на пути встретит препятствие?»
Изучение нового материала.
У: (Сообщаю тему урока, цели урока (проецирую на экране))
Обращаю внимание на вопросы, записанные на доске:
Может ли тело само по себе изменить свою скорость?
Как можно изменить скорость тела?
Что такое инерция?
(Ученики отвечают на вопросы и проводят опыты:
а) на полу лежит мяч, ученик около него машет руками, ногами – мяч находится в состоянии покоя;
б) чтобы изменить скорость мяча, нужно действие других тел на него – т. е. тело движется.
(Вывод: тело движется, если на него действуют другие тела.)
У: Проецирую на экран выдающегося ученого Древней Греции АРИСТОТЕЛЯ, под ним слова
«Все, что находится в движении,
движется благодаря взаимодействию другого.
Без действия нет движения».
Древнегреческий ученый Аристотель утверждал, что движение вверх – вниз является «естественным», а все остальные виды движения – «насильственными». Он полагал, что равномерное движение существует, если есть сила, вызывающая это движение. Утверждения Аристотеля согласуются с повседневным опытом.
Посмотрите на репродукцию картины «Тройка» художника Перова. Как бы вы прокомментировали с точки зрения Аристотеля?
Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет. В 17 веке гениальный итальянский ученый Галилео Галилей доказал, что равномерное движение существует при полном отсутствии каких – либо сил или при их компенсации.
(Демонстрация: шар скатывается, продолжает движение, но вскоре останавливается.) Почему? Уменьшим трение, и шар катится дальше. А если бы трения не было совсем, как бы тогда двигался шар?
Ученик: Шар совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД)
У: Именно такое предположение высказал Галилей в 17 веке. Отметим это в своем конспекте.
17 век Галилео Галилей
Если бы трения не было совсем, то шар совершал бы РПД!
У: Что вы можете сказать о скорости тел, если на них не действуют другие тела?
Ученик: Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью или находится в состоянии покоя
У: Именно так Галилей сформулировал закон инерции. Окончательную точку в решении этой многовековой проблемы поставил в 17 веке английский ученый И. Ньютон, сформулировав закон механического движения, который вошел в физику как 1 закон Ньютона.
(Мы его более подробно будем изучать в 9 классе).
У: (Ввожу определение инерции).
Явление сохранения скорости тела при отсутствии на него внешних воздействий называется ИНЕРЦИЕЙ.
Кстати, «инерция» в переводе с латинского - бездеятельность или бездействие. Откройте учебник и найдите определение инерции (стр. )
4. Развитие знаний при решении творческих задач.
У: Вчера ваша подружка Наташа прислала письмо, в котором пишет:
«Всем привет. Я учусь в 6 классе. Мы с папой часто ездим на машине к бабушке в деревню. Я люблю ездить на переднем сиденье. Когда я оказываюсь на своем любимом месте, я пристегиваюсь ремнем безопасности и чувствую себя уверенно, комфортно».
- Как вы думаете, почему Наташа пользуется ремнем безопасности?
- А сейчас проведем физкультминутку:
- Представьте себе, что вы пассажиры автобуса и едете по дороге. Покачайтесь! Будьте внимательны!
- Автобус резко затормозил – куда отклоняется ваше тело? (вперед).
- Автобус тронулся с места – куда отклоняется тело? (назад).
- Автобус повернул вправо – куда двинется тело? (влево).
Вопрос: Почему нельзя перебегать дорогу перед быстро идущим транспортом?
Вопрос: Какое происходит явление?
( Инерция происходит тогда, когда изменяется значение скорости тела или ее направление).
У: Подведем итог нашей работы. Дополните мои предложения:
а) Инерция – это…
(Явление сохранения скорости тела при отсутствии на него внешних воздействий).
б) Первым ввел понятие инерции…
(Галилео Галилей).
в) Если бы не было трения, то шар в опыте Г. Галилея двигался бы…
(ПРД).
Развитие знаний при решении творческих задач.
(Цитирую отрывок из произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», в котором описано, как Балаганов и Паниковский несут похищенные «золотые» двухпудовые гири:
«Паниковский нес свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя. Иногда он никак не мог повернуть за угол, потому что гиря продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление».
- Почему Паниковский не мог повернуть за угол?
(Тело само по себе не может изменить скорость).
- Кто изменял направление движения Паниковского? (Балаганов придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление).
- Какой из вопросов соответствует физическому смыслу этого отрывка?
(Как можно изменить скорость тела?)
На уроке трудового обучения вам нужно изготовить киянку. Это может быть деревянный или резиновый молоток, который используют для обработки древесины. Возьмите детали и насадите молоток на рукоятку. Молодцы!
Ребята! Во время работы у рубанка затупился резец. Как извлечь его из колодки?
(К следующему уроку объясните свои действия с использованием термина «инерция» Для помощи рассмотрите рисунок в учебнике)
А теперь я предлагаю вам проделать опыты с объяснением:
- Несколькими быстрыми шагами пронести тарелку с водой и, резко остановившись, поставить ее на стол. В каком направлении выливается жидкость и почему?
(Жидкость по инерции выплескивается в направлении предыдущего движения тарелки).
- Опыты из книги Горева «Занимательные опыты» (№19-№23).
А кто из вас смотрел мультфильм «Ну, погоди»? (Предлагаю вам дома посмотреть).
Закрепление знаний, умений, навыков.
1. Недавно в стране «Инерция» побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них.
а) Какие ошибки допустил Незнайка? (ИНЭРЦЫЯ)
б) (См. рис.) Двинулись.
в) (См. рис.) С летящего самолета выпадает груз. Как он будет двигаться?
7. Проверка знаний учащихся.
Мы покидаем страну «Инерция». Но нас ждет испытание.
(Выполнение тестов. Задания на экране, а ответы записываете на листочках. Что у вас получилось за слово?).
(Звучит музыка. Ученики работают самостоятельно.)
8. Подведение итогов урока.
Ребята, вам на дом было задание: «Подготовить интересный сюжет, связанный с другими предметами». Послушаем …
В тропических зонах Атлантического и Индийского океанов наблюдают полет так называемых летучих рыб, которые спасаясь от морских хищников, выскакивают из воды и при благоприятном ветре совершают планирующий полет, пролетая расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Как рыбе удается это сделать?
(Рыба поднимается в воздух благодаря быстрым и сильным колебаниям хвостового плавника. Вначале рыба движется вдоль по поверхности воды, затем сильный удар хвоста поднимает ее в воздух, распластанные длинные грудные плавники поддерживают тело рыбы наподобие планера. Рыбы движутся по инерции)
Чему мы научились сегодня на уроке?
9. Задание на дом.
1. Проделать опыты из книги Горячева, уметь их объяснять. Но сначала выучите п. 17 в учебнике. Желаю успеха!
2. Задачник (Лукашик № )