класс Давление газа
Цель урока: изучить давление газа, выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения, формировать умения применять положения МКТ для объяснения давления газа в различных ситуациях.
Тип урока: комбинированный на основе исследовательской деятельности.
Использование элементов педагогических технологий:
Структура урока:
Актуализация опорных знаний (через отгадывание головоломки)
Изучение нового материала
Диагностика усвояемости новых знаний (через тестирование)
Систематизация знаний и сообщение о выполнении домашнего задания.
Ход урока
1 Актуализация опорных знаний
Учащимся предлагается тест в картинках.(головоломка) . На каждом слайде 2 рисунка, один из которых верный, а другой нет. Рядом с каждым рисунком написана буква. Учащиеся выбирают верный рисунок, обосновывая свою позицию. Данная работа проводится фронтально и рассчитана на 5 минут.
Содержание слайдов следующее:
1 слайд (См. Приложение ): вопрос: в каком случае измерение объёма жидкости выполняется правильно?
2 слайд: вопрос: одинаковые стаканы наполнены равными порциями воды: один тёплой, другой холодной. В них брошены одинаковые кусочки красящего вещества. Определите, в каком из стаканов вода тёплая.
3 слайд: на какую из изображённых одинаковых по размерам плит действует большая сила тяжести?
Для этого слайда имеется гиперссылка на слайд, на котором записаны формула силы тяжести и массы тела. (для случая, если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.)
5 слайд: вопрос: в каких единицах измеряют давление? Ответы: Н или Па Учащиеся выбирают ответ и соответствующую букву (И).
6 слайд. Вопрос: по какой формуле вычисляется давление твёрдого тела?
7 слайд: вопрос: При каком положении кирпича давление будет наибольшим?
8слайд: вопрос: Какие шины обеспечивают увеличение силы трения при движении по грунтовой дороге?
Рядом с левым рис. Напечатана буква Н, а рядом с правым рисунком буква К
9 слайд:вопрос: На каком из рисунков верно изображено внутреннее строение газов?
Буквы: Ы, Ю, Е
После разгадывания головоломки у учащихся получается набор букв: ЕВЛИДАНЕ.
Разгадывают тему урока Давление. (слайд 10)
2 этап урока: Изучение нового материала. (17 мин.)
Демонстрирует опыт: целлофановый пакет, наполняет воздухом и пережимает его рукой, начинает закручивать его, увеличивая давление в пакете, пакет громко лопается. Задаёт вопрос классу: какое тело находилось в пакете? Что разорвало пакет? (Воздух) Какова причина того, что воздух разорвал пакет? (Увеличилось давление воздуха)
Учитель: Из опыта следует, что воздух оказывает давление на стенки сосуда, в котором находится. Воздух это газ, мы заговорили о нём не случайно, так как тема урока сегодня - давление газа.
Учитель: Запишите тему урока “ Давление в газах” (слайд 11)
Учитель: Вспомните свойства газов. Учащиеся : Не имеют собственного объёма и собственной формы, заполняют весь предоставленный объём. Учитель: Почему? Учащиеся вспоминают внутреннее строение газов (слайд 12)
Учитель: Попробуйте объяснить, каким образом создаётся давление в газах?
Учащиеся: Высказывают свои гипотезы. Следует выслушать все версии и прийти в беседе к правильному выводу. В этом помогает слайд № 13, на котором видеофрагмент, где объясняется, каким образом создаётся давление в газах.
После просмотра слайда и записи вывода в тетрадь, учащимся демонстрируется опыт : “Раздувание резинового шарика под колоколом вакуумного насоса.” Учитель просит объяснить опыт. Выслушиваются гипотезы детей. Следует выслушать их версии и в процессе беседы прийти к верному выводу. Для лучшего усвоения данного вывода демонстрируется слайд №14. На этом слайде модель опыта с шариком и озвучивание вывода.
Далее учащимся предлагается задача: Нарисован сосуд, в котором под поршнем изображено несколько молекул в виде кружочков. Поршень может двигаться. Также сосуд снабжён краном. Предложите все возможные способы увеличения давления? (слайд № 15)
Учащиеся предлагают все три способа, т. е. сжать газ, впустить молекулы и нагреть газ. На слайде показаны все выводы: 1) Увеличить объём. 2) увеличить число молекул, открыв кран и закачать газ. 3) Увеличить температуру.
Для лучшего усвоения выводов о зависимости давления газов от температуры, объёма и концентрации демонстрируется слайд № 16 с видеофрагментом.
Примечание: все вышеуказанные фрагменты скопированы с электронного учебника “ Электронные уроки и тесты. Физика в школе.” Просвещение МЕДИА.
Затем ещё раз озвучиваются выводы, причём учащиеся их повторяют хором. При наличии времени выводы следует записать в тетрадь. (слайд №17)
3. Диагностика усвояемости новых знаний
Учащимся предлагается выполнить тест со взаимопроверкой.
1. При неизменной массе с уменьшением объёма газа его давление
а) не изменяется;
б) увеличивается;
в) уменьшается.
2. Как изменится давление газа, если его нагреть при постоянном объёме?
а) не изменится;
б) станет больше;
в) станет меньше.
3. Резиновый мяч, сжав руками, деформировали. Изменились ли при этом:
масса –
вес –
объём –
плотность –
давление –
воздуха в нём? (Написать да или нет.)
4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда?
а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па, на правую 200 Па;
б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па;
в) одинаковое по всем направлениям.
5. Главной причиной давления газа на стенки сосуда является
а) удары молекул газа о стенки сосуда;
б) мало взаимное притяжение молекул газов;
в) очень малые размеры молекул газов.
- Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране.
( Учитель читает ответы.) У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.
4.Домашнее задание: параграф, эксперимент.
Надуйте одинаково два шара. Один подвесьте к окну в комнате, другой за окном на дворе, пронаблюдайте за их формами и размером в течение 3-4 часов. Сделайте вывод
РЕФЛЕКСИЯ
Урок завершен, надеюсь, что вы с урока уходите с хорошим настроением и большим багажом новых знаний.