Работа в группах. 1.Задание: исследовать зависимость силы трения от вида поверхностей. Ход работы: Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок по поверхности, покрытой тканью. Запишите показания в таблицу. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок по поверхности, покрытой наждачной бумагой. Запишите показания в таблицу. | вещество | FТР, Н | 1 | Деревянный брусок по поверхности стола. | | 2 | Деревянный брусок по поверхности, покрытой тканью. | | 3 | Деревянный брусок по поверхности покрытой нажд. бумагой. | | Сделайте вывод. Запишите его. Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Задание: исследовать зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности. Ход работы: 1.Присоедините динамометр к деревянному бруску. 2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу. 3.Повторите измерение силы трения, увеличив массу бруска при помощи одного, двух и трех грузов. 4.Занесите данные в таблицу. 5.Сделайте вывод и запишите его. № оп | m, кг | FТР, Н | 1 | Брусок без груза | | 2 | 1 груз | | 3 | 2 груза | | 4 | 3 груза | | Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Задание: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения. Ход работы: 1.Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов. 2.Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу. 3.Присоедините к бруску колеса и повторите измерения силы трения. Запишите показания в таблицу. 4.Сделайте вывод и запишите его. № оп | | FТР, Н | 1 | Брусок скользит по поверхности | | 2 | Брусок катится по поверхности | | Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________ Сила трения становится меньше, если_______________________________ 4.Задание: исследовать зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. Ход работы: 1.Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов. 2.Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу. 3.Повторите измерение силы трения, перемещая брусок , повернув его другой гранью ( не забудьте вновь прижать его к поверхности тем же количеством грузов) . Запишите показания в таблицу. 4.Сделайте вывод. Запишите его. | грань | FТР, Н | 1 | Широкая (большая площадь поверхности) | | 2 | Узкая (малая площадь поверхности) | | Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями от площади соприкасающихся поверхностей ______________________ 5.Задание: исследовать зависимость силы трения от относительной скорости движения тел Ход работы: 1.Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов. 2.Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу. 3.Повторите измерение силы трения, увеличив скорость его движения ( не забудьте вновь прижать его к поверхности тем же количеством грузов) . Запишите показания в таблицу. 4.Сделайте вывод. Запишите его. 1 | При меньшей скорости | FТР = Н | 2 | При большей скорости | FТР= Н | Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями от относительной скорости движения тел (зависит или нет, если да, то как?) ______________________ Инклюзия Определить по картинкам вид силы трения , составить коллаж.(поместить на доску) На работу учащимся дается 5-7 минут. После выполнения исследования в группах учащиеся отчитываются о проделанной работе, от группы выступает 1 ученик. По ходу выступлений заполняется таблица учащимися всего класса Зависит от | Не зависит от | Силы нормального давления | Площади соприкосновения поверхностей | Рода трущихся поверхностей | | Вида трения | | Относительной скорости движения | | |