Тема урока | Место урока по теме |
«Расчёт выталкивающей силы» | 12 урок по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Изучение нового материала. | Формы: индивидуальная, групповая Приёмы: КОЗ, тест Методы: частично - поисковый |
Цель урока | Задачи урока |
Обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное в него тело. Исследовать зависимость выталкивающей силы от различных физических величин. Показать значение выталкивающей силы в жизни человека. | Предметные Повторить физические понятия, связанные с силой; Применять формулу расчёта выталкивающей силы для решения задач прикладного содержания. Метапредметные Формирование компетенций: - информационные – работа по составленному плану, использование основных и дополнительных средств получения информации (учебник, средства ИКТ); - учебно - познавательные – умение передавать содержание в сжатом или развернутом виде; - коммуникативные – умение взглянуть на ситуацию с иной позиции; - умение организовать учебное взаимодействие в парах, группах. Личностные Прививать интерес к научным знаниям и развивать способности к исследовательскому, творческому труду. |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
Формулу для расчёта выталкивающей силы, единицы силы, от чего и как зависит выталкивающая сила. | Применять формулу для расчёта выталкивающей силы для решения задач, применять теоретические знания на практике |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная. | Технология проблемного диалога | Учебник «Физика 7 класс», А.В.Пёрышкин, тесты «Физика. 7 класс», компьютер, проектор, презентация к уроку, лабораторное оборудование (стаканы с водой, глицерином, динамометр, металлические цилиндры и линейка) |
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: организационный момент 1 мин |
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Создание положительного настроя на работу. Здравствуйте, ребята! Хочу начать урок с загадки: (Слайд 1) Он отправился в путь без забот и без страха, Не забыв привязать выше пятки мешок. Он заправил свою шерстяную рубаху И потуже из кожи стянул ремешок. Весь портрет нарисован, ни дать, ни убавить. Что еще вам сказать? Он упрямый смельчак. Кто ответит? С победой кого мне поздравить? Как зовут этих дерзких и смелых бродяг? (путешественники) Человек издавна пытался объяснить необъяснимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по «стране знаний». Дорога будет нелёгкой, но мы многое узнаем. | Проявление интереса к материалу изучения, визуальный контроль готовности рабочего места к уроку | | | Включение в учебный процесс |
II этап: актуализация знаний 7 мин |
Мотивация к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Мы изучали на предыдущих уроках поршневой жидкостный насос и гидравлический пресс. Предлагаю вам решить тест, чтобы проверить ваши знания по этим темам. | Отвечают на вопросы теста. | информационная | Взаимоконтроль (Слайд 2 и 3) | Фиксация имеющихся предметных знаний |
III этап: постановка цели и задач урока 7 мин |
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | Фронтальный опрос по теме «Силы»: Что такое сила? Какие виды сил вы знаете? Что такое сила тяжести? Сила упругости? Вес тела? С помощью какого прибора измеряют силу Постановка проблемы: Слайд 4 Обнаружение выталкивающей силы по литературному описанию: «Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но до дна не достал: какая – то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх...» (А.П.Чехов«Степь»). Экспериментальное определение значения и направления выталкивающей силы. Почему вес тела стал меньше? Сегодня на уроке мы будем изучать….. Какова цель нашего урока? Сделаем выводы из эксперимента. | Отвечают на вопросы Наблюдают за опытом. (слайд 5) Выдвигают гипотезы. Обсуждают их. Анализируют. (На тело действует сила, которая выталкивает его из жидкости) Ученики формулируют тему урока и записывают её в тетрадь «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая сила» (Слайд 6) Получить формулу для расчёта выталкивающей силы. Для этого определить от чего она зависит(Слайд 7) Записывают в тетрадь (слайд 8) | Учебно – познавательная, коммуникативная. | | Появление цели урока Умение сотрудничать, Анализировать. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
4 этап: получение нового знания 15 мин |
Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Для того, чтобы получить формулу для расчёта выталкивающей силы необходимо установить от чего она зависит. Для этого проведём эксперименты и установим зависимость выталкивающей силы от других величин. (инструктаж по ТБ) Итак, опытным путём установили, что выталкивающая сила зависит от: Плотности жидкости Объёма тела Не зависит от: Плотности тела Объёма жидкости Глубины погружения Выталкивающую силу ещё называют архимедовой силой в честь древнегреческого учёного Архимеда. Почему? Послушайте, что гласит легенда. | Работают в группах, экспериментально устанавливают, от чего зависит выталкивающая сила Записывают в тетради. (слайд 10) Ученик рассказывает легенду об Архимеде (портрет Архимеда – слайд 11). | Учебно-познавательная, коммуникативная информационная | Ученик от каждой группы озвучивает результаты опыта. | Формирование навыков поисковой деятельности. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем. Самостоятельно работают по алгоритму, направленному на получение конкретного результата |
5 этап: применение знаний 10 мин |
Включение нового знания в систему знаний; организация самостоятельной работы обучающихся. | Вы справились с возникшими затруднениями, самостоятельно определили, от чего зависит выталкивающая сила. Как вы думаете, имеет ли сила Архимеда практическое применение, т.е. практическое значение в жизни человека? Закон Архимеда помогает поднимать затонувшие суда. Один из самых больших ледоколов «Садко», по халатности капитана затонувший в Белом море в 1916 г., пролежал на морском дне 17 лет, его затем подняли понтонами, и он снова вступил в строй. Рыбы, киты и другие морские животные могут погружаться на глубину, а также всплывать к поверхности, изменяя свой объем. Полученные вами знания можно применять на практике. Чем мы и будем заниматься сейчас. | Решают качественные задачи в тетради (веселые вопросы из книги Г.Остера «Физика»). Слайд 12. | Учебно-познавательная, коммуникативная, информационная. | Самооценка | Умение ориентироваться в содержании предмета, освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности |
6 этап: информация о домашнем задании 2 мин |
Формулировка домашнего задания, инструктаж о его выполнении. | Всем: параграфы 48 и 49, Упр 24 (1,3) Желающим предлагаю повторить подвиг Архимеда, решив следующую задачу: слиток золота и серебра имеет массу 300г. При погружении в воду его вес равен 2,75Н. Определите массу серебра и массу золота в этом слитке. | Записывают домашнее задание в дневник. (Слайд 13) | | | |
7 этап: рефлексия (подведение итогов) 3 мин |
Самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса. | Что нового вы узнали на уроке? Какова была цель нашего урока? Достигли мы этой цели? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал... Самым полезным интересным для меня было ... Я встретился с трудностью при ... Мне это необходимо для ... У меня хорошо получилось ... Строки самому себе .. Скажи комплимент новой теме ... | Отвечают на вопросы. Анализируют и оценивают свою работу на уроке. По очереди заканчивают какое либо предложение (слайд 14) | | Оценивание учителем. Рефлексия. | Оценка эмоционального состояния на занятии |