
Урок разработала учитель физики МКОУ Воздвиженской СОШ: Костырко Л.В.
Цели урока:
образовательные:
формирование представлений о силе трения,
изучить причины и виды трения,
выявить природу силы трения,
экспериментально установить, от чего зависит сила трения.
развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы;
развивать навыки исследовательской работы;
развить творческую активность, используя любопытство, как стимул познавательной активности.
воспитывающие:
Оборудование:
динамометры, плоскости (из различных материалов), бруски, набор грузов, компьютер с мультимедийным проектором.
Ожидаемые результаты:
Этот урок дает возможность углубить знания по предмету для каждого ученика для понимания процессов, происходящих вокруг нас.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас, давайте поприветствуем наших гостей и начнем работать.
Мотивация урока
Учитель: Послушайте, вот что однажды произошло с мальчиком Вовкой.
Всю ночь я спал неспокойно. Одеяло то и дело падало с кровати на пол, и поднять его было невероятно трудно – оно непременно старалось выскользнуть из рук. Все же, наконец, я уснул, но проснувшись утром, не узнал своей комнаты. Оказывается, я спал на полу в углу, где почему-то сгрудились все вещи. Я попробовал было встать, но, поднявшись, тут же упал. После неоднократных, очень неудачных попыток встать я пришел к выводу, что нет ничего вернее, чем перебираться на четвереньках. Правда, руки и ноги все время разъезжались, но все-таки я кое-как добрался до умывальника и в удивлении остановился: вода сильной струей била из крана. Ручка крана оказалась почему-то очень скользкой, и я с большим трудом завинтил было кран, но стоило мне отпустить руку, как кран тотчас же развинтился, и вода полилась с прежним напором.
Что же случилось?
В мире без чего оказался Вовка, вы узнаете, если отгадаете ребус.

Вовка оказался в мире без Трения.
А теперь вернемся к тому, что произошло с Вовкой.
Что делали предметы окружающие Вовку, что происходило с самим Вовкой?
Ученики: Предметы, окружающие Вовку двигались и не могли остановиться.
Учитель: А что может остановить тело?
Формулирование темы урока и целей учениками совместно с учителем.
3. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель. Соотнесите определения
Железо Книга Молния Масса Стол F=mg Трение Сила S=Vt стекло | Физическое явление Физическое вещество Физическая величина Физический закон Физическое тело |
4.Получение нового зания
Учитель. Что происходит с санками, скатившимися с горы?
Учащиеся. Через некоторое время останавливаются.
Учитель. А что может изменить скорость тела?
Учащиеся. Это значит, что на тело действовала сила.
Учитель. При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое называют трением
Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны или перемещаются относительно друг друга, называется силой трения.
Учитель. От чего зависит результат действия силы?
Учащиеся.
от направления
числового значения
точки приложения.
Учитель. Если на санки действовала сила, скорость санок уменьшалась, то куда должна быть направлена сила трения? По движению санок или против движения?
Учащиеся. Против движения санок.
Учитель. А почему вы так считаете?
Учащиеся. Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость автомобиля возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.
Учитель. А теперь познакомимся с видами сил трения.
Если тело скользит по поверхности другого, то возникающую силу называют силой трения скольжения.
При попытке сдвинуть тело с места, оно не сразу изменит свою скорость, так как действующая на тело сила уравновешивается силой трения покоя
Если тело катится по поверхности другого, то силу возникающую при этом называют силой трения качения и обозначается буквой Fтр
Просмотрите видео сюжет и ответьте на вопрос какая сила трения самая большая, а какая самая маленькая?
Учитель. Как вы думаете, какую роль играет сила трения, положительную или отрицательную?
Просмотр видео сюжета.
Учащиеся. Положительную.
Учитель. Вернемся к Вовке… Его страдания продолжаются… Теперь мы можем с научной точки зрения следить за его поступками и выяснить, какая именно сила трения исчезла…
Решил я умыться. О, это оказалось очень сложным делом! Сколько я ни старался взять мыло в руки, оно, как бы дразня меня, крутилось в мыльнице, кстати, тоже крутящейся на полочке, и определенно не хотело поддаваться. Но совсем приуныл, когда обнаружил, что, как бы туго ни затягивал я ремень в брюках, они всё норовили свалиться, а пиджак тоже всё время сползал с плеч. Так же плохо было и с ботинками. Никакими хитростями нельзя было завязать шнурки, мгновенно развязывались сложные морские узлы. С большой осторожностью, передвигая ноги так, как ходят на лыжах, я направился в кухню. И здесь меня встретили неожиданности. Безуспешно я пытался взять нож, чтобы отрезать ломтик хлеба; нож вел себя примерно так же, как мыло при умывании. Пришлось, навалившись всем телом на буханку и прижав ее обеими руками к груди, откусывать хлеб прямо от буханки, не меняя положения, ибо при малейшем движении буханка стремилась выскользнуть из рук. Молоко пить пришлось по-кошачьи: стакан взять в руку было абсолютно невозможно.
Учитель. Так какая сила трения изчезла?
Учащиеся. Сила трения покоя.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
– Ребята, посмотрите, как много мы уже узнали о силе трения. Устали?
как бороться с вирусом гриппа? – стимулировать иммунитет!
Для поднятия иммунитета массируют следующие точки.
Для поднятия иммунитета массируют следующие точки.
1 - На середине грудины, на уровне прикрепления к ней 5 –ого ребра.
2 – В центре яремной впадинки грудины
3 – В желобке в месте схождения надбровных дуг
Симметричные точки (это значит, с двух сторон):
4 – На уровне верхнего края щитовидного хряща
5 – У переднего края хряща ушной раковины, на уровне межкозелковой вырезки (смотри рисунок)
6 – На середине расстояния между носогубной складкой и серединой крыла носа
7
– На тыльной стороне кисти, на вершине мышечного валика, образующегося при приведении большого пальца к указательному
8 – В углублении, образованному затылочной костью, ближе к позвоночнику
Массаж рекомендуется проводить ежедневно, а после контакта с больным ОРЗ или при появлении первых признаков заболевания проводят так называемый клюющий массаж. Для этого вращательным движением надавливают на точку до появления легкой болезненности 2 секунды, затем на 1 секунду, палец отрывают от кожи и затем опять надавливают 1-2 секунды.
На точку 7 на руке можно положить кусочек лука или чеснока, закрепить пластырем. Держать несколько часов.
Учитель. Равномерно перемещаем брусок с помощью динамометра. Какие силы действуют на брусок по линии движения? (Сила тяги и сила трения)
Если скорость движения постоянна, то, что можно сказать о равнодействующей этих сил? (Она равна нулю).
Чему равна сила трения скольжения? (Она равна по абсолютной величине силе тяги, которую и показывает динамометр)
Учитель. А теперь выполните экспериментальное задание.
Экспериментально выясните, от чего зависит сила трения:
Опыт №1
1.Определите с помощью динамометра вес бруска и запишите результат в таблицу.
2. Положите брусок на горизонтально расположенную линейку. На брусок поставьте груз.
3. Тяните брусок равномерно по горизонтальной линейке, измеряя с помощью динамометра прикладываемую силу.
4. Повторите опыт, поставив на брусок 2 и 3 груза.

№ опыта | Р бруска, Н | Р груза, Н | Сила трения, Н |
1 | | | |
2 | | |
3 | | |
Вывод: сила трения зависит от……
Опыт №2
1. Определите с помощью динамометра вес бруска и запишите результат в таблицу.
2. Положите брусок на горизонтально расположенную линейку.
3. Тяните брусок равномерно по горизонтальной линейке, измеряя с помощью динамометра прикладываемую силу.
4. Повторите опыт, изменяя поверхность по которой движется тело
№ опыта | Р бруска, Н | поверхность | Сила трения, Н |
1 | | Дерево | |
2 | Наждачная бумага | |
3 | пластик | |
Вывод: сила трения зависит от……
Опыт №3
1. Определите с помощью динамометра вес бруска и запишите результат в таблицу.
2. Положите брусок на горизонтально расположенную линейку.
3. Тяните брусок равномерно по горизонтальной линейке, измеряя с помощью динамометра прикладываемую силу.
4. Повторите опыт, перевернув брусок на другую грань.
№ опыта | Р бруска, Н | поверхность | Сила трения, Н |
1 | | Большая грань | |
2 | Меньшая грань | |
Учитель. И так мы с вами выяснили, что сила трения зависит от: веса тела и шероховатости поверхности. А если поверхность будет очень гладкая? Какие силы существуют между молекулами? (просмотр видео)
Учитель. Сила трения Fтр = µN, где µ (мю)– коэффициент трения N – сила нормального давления N = mg
Закрепление.
Решите задачу: Вычислите коэффициент трения между шинами колес автомобиля, движущегося по горизонтальному пути, и дорогой, если масса машины с грузом 6000 кг, а двигатель развивает силу тяги 30 000 Н.
Учитель. Прочитайте параграф 32 и ответьте на вопрос: Когда и как надо увеличить силу трения, а когда уменьшить. Приведите примеры.
Рефлексия.
1. В гололедицу тротуары посыпают песком. Почему?
а) одна из причин трения заключается в шероховатости поверхностей. А песок увеличивает шероховатость. Значит, сила трения в этом случае увеличивается.
б) Это делается для того, чтобы ноги скользили по тротуару.
в) Песок выполняет роль смазки, поэтому идти по такому тротуару легче.
2. Какой вид трения имеет место при катании с горы на санках?
а) сила трения скольжения;
б) сила трения качения;
в) сила трения покоя.
3. Какой вид трения имеет место при движении кирпичей на транспортере?
а) сила трения скольжения;
б) сила трения качения;
в) сила трения покоя.
4. Почему невозможно писать по промасленной бумаге?
а) слой смазки разъединяет поверхности трущихся тел и уменьшает трение.
б) одна из причин трения заключается в шероховатости соприкасающихся поверхностей, а слой жира увеличивает шероховатость;
в) слой графита не прилипает к бумаге;
5. Как движется тело, если сила трения уравновешивает силу тяги двигателя?
а) равномерно;
б) ускоренно;
в) замедленно.
6. При равномерном движении динамометр показывает силу тяги, равную 10 Н. Какова сила трения?
а) больше 10 Н;
б) меньше 10 Н;
в) равна 10 Н.
7. К какому физическому понятию относится трение?
а) к физическим явлениям;
б) физическим величинам;
в) физическим законам.
8. К какому физическому понятию относится сила трения?
а) к физическим явлениям;
б) физическим величинам;
в) физическим законам.
Проверьте себя:
1.А 2.А 3.В 4.А 5.А 6.В 7.А 8.Б
8 – «5»
6-7 – «4»
4-5 – «3»
До 3 – «2»
Домашнее задание параграф 30-32
Учащиеся. Сила трения не зависит от площади поверхности.
2 группа – на столе сухая линейка и линейка покрытая слоем вазелина трибометр и трибометр с закрепленной наждачной бумагой, динамометр. (устанавливается зависимость силы трения от смазки.)

Учащиеся. При использовании смазки сила трения меньше.
3 группа – на столе линейка трибометр, грузы. (устанавливается зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.)
4 группа – на столе трибометр, линейка, линейка с наждачной бумагой, трибометр с наждачной бумагой, динамометр.(устанавливается зависимость от рода трущихся поверхностей.)
Сила трения:
зависит от | не зависит от |
1) рода трущихся поверхностей; 2) силы, прижимающей тело к поверхности | 1) площади соприкосновения тела с поверхностью |
Учащиеся. Сила трения зависит от от рода трущихся поверхностей
Учитель. Ребята , жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.
1. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в пословицы и поговорки.
Например:
(Слайды 22, 23, 24, 25, 26, 27 с полезной и вредной силой трения)







Учитель. Ребята ну а в конце нашего урока давайте подведем итог, что же мы сегодня узнали о силе трения? (Слайд 28) .
Ну а когда мы все выяснили про очень важную для нашей жизни силу – силу трения, что бы вы посоветовали нашему Деду Морозу?
Учащиеся. Поменять мешок на более шероховатый, например плюшевый или ситцевый. Если нет снега, то пересесть из саней на телегу или карету. Так как сила трения качения меньше силы трения скольжения.
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (Слайд 29)

Учитель. А теперь ребята давайте ответим на вопросы теста, которые я вам
приготовила.
ТЕСТ
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается
3. Как направлена сила трения при движении тела?
А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?
К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?иготовила .
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (Слайд 30)
Ответьте письменно в тетради на вопрос: если бы исчезла сила трения что бы мы закричали “Ура” или “Караул”?

Литература:
Справочник школьника. Физика. – м.: Филологическое общество “Слово”, Перышки А.В. Физика-7 Изд.– М.: Дрофа, 2004.
Зубкова Л.А. Сила трения. – Физика (ПС), 1998, № 2. Изд.дом Первое сентября – Физика№21 2007 г.
Урок-путешествие по теме: "Сила трения"
План конспект урока по физике
Класс: 7 класс
Раздел программы: “Взаимодействие тел”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид: комбинированный урок.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя информационные технологии и элементы технологии “Сотрудничества”.
Образовательные: ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.
Развивающие: развивать качественную сферу учащихся; развивать логическое мышление; формировать представление о процессе научного познания; развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов; продолжить формировать умения конструировать опорный конспект.
Воспитательные: прививать культуру умственного труда.
Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная презентация “Сила трения”, игрушечный автомобиль, песок, брусок деревянный с нитью, ручка, динамометр, стеклянные пластины – 2 шт., опорный конспект “Сила трения”.
Оборудование для учащихся: динамометр, лист гладкой и наждачной бумаги, брусок деревянный с нитью, грузы из механики по 100 г (2 шт.), опорные конспекты.
Подготовка к уроку:
каждому ученику на стол выдается лист опорного конспекта, оборудование, листы с тестовыми заданиями;
на демонстрационном экране или на большом листе ватмана нужно подготовить лист опорного конспекта.
План урока
Содержание этапов урока | Виды и формы деятельности |
1. Организационный момент | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | Постановка учебной проблемы |
3. Изучение нового материала | Рассказ – беседа, фронтальный эксперимент, заполнение опорного конспекта |
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала | Выполнение тестовых заданий, практическая работа по группам |
5. Подведение итогов, домашнее задание | Записи на доске и в дневнике, рефлексия |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами путешествие по Королевству Сил.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам –
Ничто не повториться.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление
Все будет так и все – не так
Через одно мгновенье
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Но прежде чем отправиться в путешествие по Королевству Сил, давайте вспомним страны каких сил мы с вами уже посетили? (СИЛА ТЯЖЕСТИ, СИЛА УПРУГОСТИ, ВЕС ТЕЛА)
Перед нами открыт путь в Королевство Сил, сейчас мы узнаем, в путешествие по какой стране мы отправимся сегодня. А совершим мы свое путешествие на автомобиле. Садимся и поехали.
(учитель на демонстрационном столе приводит в движение игрушечный автомобиль)
Учитель: Какие тела взаимодействуют при движении автомобиля? Что является результатом взаимодействия тел? Что произошло со скорость автомобиля? Почему автомобиль остановился? (действует сила трения) Я приглашаю вас в путешествие по стране “Сила трения”!
III. Итак, мы начинаем наше путешествие с посещения научного центра страны “Сила трения”. В ходе путешествия мы будем вести путевые заметки, т. е. опорный конспект (учащиеся записывают в опорный конспект тему урока).
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Учитель: Я – магистр точных наук приветствую вас в научном центре. Здесь вам предстоит познакомиться с явлением трения, узнать какие виды трения обитают в этой стране, определить точку приложения и направление этой силы, экспериментально установить, от чего зависит сила трения и почему она возникает?
Вопрос: Выясним, в каком направлении движется наш автомобиль? Как вы думаете, сила трения помогает движению автомобиля, или препятствует? (препятствует)
Если бы физики решили выдать всем силам паспорта, то в этом документе обязательно были бы три графы: МОДУЛЬ. НАПРВЛЕНИЕ. ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ. Определим, в какую сторону всегда направлена сила трения? (в противоположную сторону движению тела) Определим точку приложения силы трения (указываем точку приложения и направления силы трения в опорном конспекте).
Вводим определение силы трения: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
Учитель: Жители этой гостеприимной страны ждут нас в гости. Познакомимся с ними поближе. Узнаем, какие виды трения существуют.
Демонстрационный эксперимент (книга и ручка, учитель демонстрирует силу трения скольжения, качения и покоя).
Учитель: Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это – трение качения, скольжения и покоя (ученики записывают в опорный конспект). А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)
Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (сила трения качения)
Вот и зима! Трещат морозы
На солнце искриться снежок
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет скрипит дубовый полоз.
Река ли, степь ли – нет нужды,
Везде проложатся следы!
И. С. Никитин (сила трения скольжения)
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (сила трения качения)
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку
Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)
Учитель: А почему возникает сила трения? Каковы причины возникновения силы трения? Проведем эксперимент (игрушечный автомобиль, песок).
Вывод: Шероховатость поверхностей, неровности (уч-ся записывают в ОК).
Эксперимент с двумя стеклянными пластинами.
Вывод: Взаимодействие молекул вещества (уч-ся записывают в ОК).
Учитель: Сила – это физическая величина. Что это значит? (ее можно измерить) Сейчас мы измерим силу трения, которая действует на деревянный брусок.
Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.
Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то значит равнодействующая этих сил равна нулю. Следовательно, эти силы равны по модулю и направлены в противоположные стороны. Динамометр показывает силу трения (уч-ся измеряют силу трения).
IV. Учитель: Продолжим наше путешествие. Заглянем в творческую мастерскую. Я – экспериментатор и вы тоже (одеваю халат). Предлагаю вам сравнить силу трения покоя, скольжения и качения, а также изучить силу трения скольжения.
Учащиеся выполняют в группах практическую работу (Фронтальные экспериментальные задания по физике: Пособие для учителей/ В.А. Буров, В.И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. – 112 с).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что в этой загадочной стране силу трения постоянно изменяют. Ее, то уменьшают, то увеличивают. Давайте попытаемся узнать об этом поподробнее. Вам предлагается решить остроумные задачки Г. Остера.
Задача 1. Хулиганы Сидоров и Иванов посыпали каток песком и с интересом наблюдают, как Танечка Петрова катается на коньках. Какую цель преследуют Иванов и Сидоров? (увеличение силы трения)
Задача 2. Что задумали хитрые семиклассники, которые не жалея дорогостоящего машинного масла, щедро льют его в тормоза автомобиля директора школы? (уменьшают силу трения, смазка)
Учитель: Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь дома.
Учащиеся выполняют тестовые задания “Житейский тест”.
Житейские тесты
1 группа
Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
В походе Ваня поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что….
2 группа
Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легко снялся. На чем основано Ванино предложение?
Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так сделал?
3 группа
Ваня собрался в поход на велосипеде. Но педали плохо крутились, и он смазал их машинным маслом. Какое явление он использовал?
Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?
4 группа
Ваня собрался покататься с друзьям на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан Ванин совет?
Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль). Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?
Учитель: Недавно в стране “Сила трения” побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них. Какие ошибки допустил Незнайка? (кодоскоп, пленка)

Учитель: Ребята приглашаю вас пройти в кинозал на просмотр кинофильма “Сила трения”.
Просмотр мультимедийной презентации “Сила трения” (приложение1).
Учитель: Мы покидаем Королевство Сил, но на выходе нас ждет испытание. Возьмите листы контроля знаний и выполните предлагаемые в тесте задания.
ТЕСТ
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается
3. Как направлена сила трения при движении тела?
А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?
К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?
V. Учитель: Наше путешествие по стране “Сила трения” завершается. Подведем итоги (выставление оценок).
Рефлексия: Ребята, проанализируйте, пожалуйста “движение” своих мыслей, чувства, ощущения, которые возникли у вас в течение урока. Запишите их на листочках и сдайте мне.