СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе по теме: "Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе по теме: "Сила трения"»

Урок №

Технологической карты урока физики

План –конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс.

Авторы: А.В. Перышкин

Тема: «Сила трения»

(Урок открытия новых знаний)

Тема

Сила трения

Цель темы

Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД



1.Сформировать представления о силе трения;

2. Изучить причины и виды трения;

3. Выяснить природу силы трения;

4. Экспериментально установить, отчего зависит сила трения.


Личностные:

1.Принятие социальной роли обучающихся.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

1.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

2.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществления основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1.Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимо-обучении.

Основные понятия

Сила, сила трения, причина трения, виды трения, зависимость силы трения от веса, состояния и площади поверхности.


Организация пространства


Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология

Математика

Парная

Фронтальная

Учебник

Тетрадь

Компьютер

Мультимедийный проектор и экран

Лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, карандаши круглые)

Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществля-емые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществ-ляемые действия

Формируе-мые способы деятельности

Осуществ-ляемые действия

Формируе-мые способы деятельности

1 – й этап (Этап постановки целей и задач урока)

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулиро-

вать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит

итог беседы.

Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта.

Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы.

Выделять существенную информацию

из текста вопросов и ответов.

Взаимодействуют

с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные для собеседника высказывания.

участвовать в диалоге,

отвечать на вопросы,

слушать и понимать речь собеседника

Контролировать правильность ответов

учащихся

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2 – й этап (Открытие новых знаний)

Организует работу по наблюдению явления трения. Организует беседу, выявляющую знания о силе, причинах ее возникновения, способах измерения. Организует работу по определению и сравнению силы трения скольжения и качения с помощью динамометра.Организует работу в группах по выявлению зависимости силы трения от веса тела, площади соприкосновения, поверхности трущихся тел. Корректирует выводы.

Проводят опыт и делают вывод, записывают в тетрадь определение силы трения, обозначение силы трения, делают рисунок и указывают направление силы. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Работают в группах, выясняют с помощью опыта от чего зависит сила трения. Делают выводы и записывают в тетрадь.

Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. Совершенствование навыков работы с приборами, осуществление совместной работы.

Рассуждают, делают предположения. Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Планируют сотрудничество с одноклассниками. Обсуждают и планируют способы представления изучаемого материала.

Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.

Обсуждение плана выступления. Контролировать правильность ответов учащихся. Оценка выступления отвечающего.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанию выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Фиксировать результаты опытов и

делать выводы.

Умение соотносить

свои действия

с планируемыми результатами.

3 – й этап (Первичное закрепление во внешней речи)

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся.

Отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структуировать знания, выделять существенную информацию.

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме.

Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками.

Контролируют правильность ответов учащихся.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

4 – й этап (Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону)

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу

Выстраивают поиск решения заданий

Взаимодействуют с соседом по парте

Уметь представлять информацию в письменном виде

Проверяют работу напарника по эталону, анализируют и исправляют ошибки.

Уметь анализировать степень усвоения нового материала на основе сопоставления решения с эталоном для самопроверки, уметь производить коррекцию.

5 – й этап (Домашнее задание)

Объясняет домашнее задание

Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник

Выделять существенную информацию


Получать необходимую информацию



6 – й этап (Рефлексия)

(целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.

Анализировать степень усвоения нового материала

Выслушивают одноклассников, озвучивают свое мнение.

Строить понятные для собеседника высказывания

Оценивают уровень личностных достижений, уточняют проблемы в знаниях.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность





Тема урока «Сила трения»

Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия силы трения покоя, скольжения и качения; выяснить причины возникновения сил трения; экспериментально измерить силы трения скольжения; исследовать зависимость силы трения скольжения от веса тела; продолжить формировать умения пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов; показать полезное и вредное действие сил трения; использование трения в природе и технике.

Развивающая: развивать познавательный интерес; творческое и логическое мышление; способности выдвигать гипотезы.

Воспитательная: прививать культуру умственного труда, самостоятельность, аккуратность.

Методы обучения: наглядные методы, словесные методы, проблемный метод, практические методы обучения, объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, компьютерная презентация "Сила трения. Трение в природе и технике", песок, динамометр, подшипники, платок, спички, шнурки, набор пружин, ЭОР.

Оборудование для учащихся:  деревянный брусок, набор грузов, динамометр, два листа  наждачной бумаги, деревянная дощечка, две стеклянные пластинки, сосуд с водой, бланки для оформления результатов экспериментов, тест «Сила трения», бланк итогов работы учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивация и постановка цели урока

Учитель: перед вами 4 предмета: платок, спички, подшипник, шнурки. Что объединяет эти предметы? (Сила трения) Запишем на доске тему урока.

Что бы вы хотели знать о данной силе? (определение, причины, виды сил трения, отчего зависит сила трения и главное зачем нам ее изучать?)

III. Актуализация имеющихся у учащихся знаний

Блиц – опрос

  1. Что такое сила?

  2. Какой буквой обозначается сила?

  3. В каких единицах измеряется сила?

  4. Каким прибором можно измерить силу?

  5. Какие виды сил вы знаете?

  6. Что называется силой тяжести?

  7. Куда она направлена?

  8. Что называют силой упругости?

  9. Сила векторная или скалярная величина.

  10. Пример: а) груз на пружине: какие силы действуют на груз?

б) груз лежит на руке: какие силы действуют на груз?

ІV. Формирование новых умений и навыков

1.Внимание на экран. Автомобиль движется по дороге, какие силы на него действуют (Сила тяги и сила трения), куда направлена сила трения? (в противоположную сторону движения)

Определение Сила возникающая между двумя соприкасающимися поверхностями и направлена в противоположную сторону движения

2. Причины возникновения силы трения (картина на экране)

  • Шероховатость поверхностей

  • Взаимодействие молекул соприкасающихся тел

Учащимся

Экспериментальное задание № 1

Цель задания: на опыте проверить всегда ли поверхность соприкасающихся тел гладкая, как влияет шероховатость поверхности на движение тел.

Оборудование: два листа гладкой бумаги, два листа наждачной бумаги, лупа.

Ход работы :

  1. Возьмите лист гладкой бумаги, потрогайте рукой. Что вы ощущаете? Рассмотрите его в лупу. Что вы видите?

  2. Возьмите второй лист гладкой бумаги, положите его на первый и попробуйте его протянуть вдоль нижнего листа. Легко ли вам? Ощущаете ли вы шероховатости?

  3. Тоже проделайте с наждачной бумагой.

Сделайте вывод, является ли шероховатость поверхности причиной появления трения?

3. Виды сил трения

Трение покоя, трение скольжения, трение качения

4. Отчего зависит сила трения скольжения? (Задание № 2, №3)

( пара у компьютера ) Трение качения (Два слайда)

Экспериментальное задание № 2

Цель задания: Экспериментальным путем определить силу трения скольжения и выяснить, зависит ли она от рода соприкасающихся материалов.

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, песок, ткань.

Ход работы :

Присоедините динамометр к бруску и равномерно протащите его по разным поверхностям: по дереву, по ткани, по песку. В каждом случае измерьте силу трения динамометром и запишите в таблицу. Сделайте вывод.

Соприкасающиеся поверхности

Сила трения скольжения

Дерево - дерево


Дерево - ткань


Дерево - песок




Экспериментальное задание № 3

Цель задания: исследовать силу трения скольжения от веса тела.

Оборудование: динамометр, брусок, грузы.

Ход работы :

Присоедините динамометр к бруску и равномерно протяните его вдоль деревянной линейки. Измерьте силу трения и запишите в таблицу. Поставьте на брусок один груз и измерьте силу трения. Затем измерьте силу трения с двумя грузами, затем с тремя. Запишите данные в таблицу.

№ опыта

Сила трения скольжения

  1. Брусок


  1. Брусок с одним грузом


  1. Брусок с двумя грузами


  1. Брусок с тремя грузами


Проанализируйте данные и сделайте вывод. Зависит ли сила трения от веса тела?

V. Формирование умений и навыков

1.Тест «Сила трения»

Тест «Сила трения»

1.Какую силу называют силой трения?

а) Силу взаимодействия между телами.

б) Силу, которая препятствует движению тела.

в) Силу взаимодействия поверхностей тел, которая препятствует их относительному движению.

г) Силу взаимодействия между телами, которая останавливает движущееся тело.

2. Почему возникает сила трения?

а) Потому что поверхности тел шероховатые.

б) Потому что молекулы соприкасающихся тел притягиваются друг к другу.

в) Потому что по закону взаимного тяготения тела притягиваются друг к другу

г) Потому что шероховатости поверхностей тел зацепляются друг за друга, а молекулы, находящиеся на поверхностях, притягиваются.

3. Какие существуют силы трения?

а) Трения скольжения.

б) Трения покоя.

в) Трения качения.

г) Все названные виды

4. При каком виде трения тел возникает наименьшая сила трения?

а) При трении качения

б) В случае трения скольжения.

в) При трении покоя.

г) При всех видах трения силы одинаковы.

5. Как можно уменьшить трение?

а) Смазать поверхности соприкасающихся тел.

б) Прижать тела друг к другу.

в) Сгладить поверхности.

г) Отполировать поверхности.

6. Трение полезно в случае…

а) …шитья одежды.

б) …вбивания в стены гвоздей для подвешивания картин.

в) …работы механизмов с движущимися частями.

г) …автомобиль едет по скользкой дороге.

2. Примеры на силу трения. (Используя компьютер)

3. Привести по 5 примеров полезного и вредного действия силы трения

Полезное трение

Вредное трение













4. Домашнее задание § 30 -32

Мини сочинение «Что может произойти, если трение исчезнет»


Оцените работу на уроке

  1. Как я усвоил материал

А) получил прочные знания (4-5 баллов)……..

Б) усвоил частично (2-3 балла)……

В) необходимо еще поработать (1 балл)…….

2. Как я работал

А) с заданиями справился сам (4-5 баллов)……..

Б) допустил ошибки (2-3 балла)……

В) не справился с заданиями (1 балл)….

Сумма баллов………………..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!