Урок №
План-конспект урока физики «Закон Архимеда»
1.Класс 7
2.Тема урока «Закон Архимеда»
3.Учебник А.В.Перышкин Физика 7 класс
4.Цель урока: расширить знания учащихся о физической величине – сила, введя понятие выталкивающей силы
5.Планируемые результаты:
- уметь описывать ход и результаты эксперимента, доказывающего справедливость формулы для расчета выталкивающей силы;
- знать и понимать формулировку закона Архимеда;
- уметь решать задачи на вычисление архимедовой силы;
-приводить примеры проявления закона Архимеда;
- слушать собеседника и вести диалог;
- работать в паре и группе;
- оценивать себя и товарищей.
6.Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить выводить формулу для определения выталкивающей силы, рассчитывать силу Архимеда, указывать причины, от которых зависит сила Архимеда, работать с текстом ученика, анализировать полученные результаты.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать свои действия и действия других.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
7.Тип урок: урок открытия новых знаний.
8.Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
9.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-экспериментально устанавливают зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
10 .Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник 7 класса по физике, электронная презентация, демонстрационное оборудование: ведерко Архимеда, три стакана с соленой водой различной плотности, штатив, динамометр
карточки – тренажеры.
Дополнительные: интернет – ресурсы
11..Структура и ход урока
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
коммуникативные | познавательные | регулятивные |
I. Организационный. | Обеспечить благоприятную обстановку, психологически настроить ребят на совместную деятельность. | Настроить учащихся на работу на уроке. Проверить подготовку к уроку: учебник, тетрадь, ручка | Приветствуют учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку. |
II. Актуализация опорных знаний. | Повторить основные понятия темы «Сила», актуализировать знания по пройденному материалу. | Рекомендации по заполнению карты, следит за самостоятельной работой учащихся, осуществляет помощь учащимся, имеющим затруднения в выполнении данного задания. | Индивидуальная работа с картой понятий «Сила» | Уметь излагать свои знания в письменном виде | Контроль правиль- ности ответов. |
III. Постановка учебной задачи. | Путем взаимодействия учеников и учителя выйти на проблему формулирования темы и цели урока. | Проблемная ситуация В три стакана с водой поочередно опускают в три картофелины, при этом наблюдаем, что погружаются они на разную глубину? В чем причина такого положения картофелин? | Взаимодействуют учителем, слушают ответы ребят, правильно строят свои высказывания. | Выделяют признаки, на основе которых формулируют тему и цель урока. Дополнительный материал ученицы «Легенда об Архимеде» | Контролируют правильность ответов, определяют и формулируют тему и цель урока. Дополняют, уточняют высказывания ребят. |
IV. Изучение нового материала. | Опытным путем доказать справедливость закона Архимеда.. | 1 Опыт с ведерком Архимеда 2 Работа с учебником (Записать закон Архимеда) 3.Установить зависимость выталкивающей силы от объема тела 4.Установить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости | Работа в парах. Взаимодействие между учащимися. Умение наблюдать и дела | Умение наблюдать и делать выводы. Находить в учебнике нужную информации. | Слушают и выполняют задания в соответствие с целевой установкой, контролируют правильность выводов. |
V. Первичное закрепление нового материала. | Установление понимания закона Архимеда, умение применять при объяснении практических вопросов. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. | Предлагается ряд примеров: 1). На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила? 2) На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила? 3) Одинакового объема тела – стеклянное и стальное – опущены в воду. Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на них? 4) Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся в жидкости, перевести из положения а в положение б? 5) Кусок стального рельса находится на дне реки. Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом действующая на него выталкивающая сила, если при подъеме часть рельса окажется над водой? | Учащиеся озвучивают свои версии, опираясь на понимание закона Архимеда | Дают ответы на вопросы, ориентируются в собственных знаниях. | Исправляют, уточняют, вносят коррективы. Прогнозируют результат. Контроль, коррекция, самопроверка. |
VI. Физминутка. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку. | | | | |
VII. Вторичное закрепление учебного материала. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. | Работа в группах. 1. В сосуде, наполненном водой, находится яйцо. Требуется сделать так, чтобы яйцо всплыло. Предложите варианты решений и докажите это. 2. Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде? 3.Почему рыбы умудряются не тонуть в воде? Почему крупные организмы плавают в одиночку, а мелкие собираются в стаи? 4.В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной? 5. Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? Что произойдет с кораблем, если он перейдет из реки в море? | Взаимодействие с членами группы, учатся прислушиваться к мнению товарищей. Учатся высказывать свою точку зрения. Сравнивать разные точки зрения. | Понимание задачи, построение логической цепочки, рассуждение. Применение полученных знаний. | Умение слушать друг друга, оценивать свой ответ и прислушиваться к мнению одноклассника. Приходить к общему мнению. |
VIII. Итог урока, домашнее задание. | Дать оценку работы класса и отдельных учащихся. | Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить эту задачу? Какими способами? Где можно применить полученные знания? Что получилось у вас хорошо? Над чем надо поработать? Дает информацию о домашнем задании. Параграф , № 49 | Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение. | Слушают учителя, делают выводы. | Оценка – осознание уровня и качества усвоения. |
IX.Рефлексия. | | Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… Урок дал мне для жизни… | Формулируют собственные мысли. | Делают выводы. | Саморегуляция. |
Приложение к уроку.
1. На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
2.На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
3. Одинакового объема тела – стеклянное и стальное – опущены в воду. Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на них?
4. Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся в жидкости, перевести из положения а в положение б?
4.Кусок стального рельса находится на дне реки. Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом действующая на него выталкивающая сила, если при подъеме часть рельса окажется над водой?
.