СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 8 классе "От опытов к законам: измерение силы тока в цепи"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презетация к уроку физики в 8 классе по теме "От опытов к законам физики: сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных последовательно соединенных участках цепи" позволяет провести урок, посвященный Дню науки. Приведена краткая история развития электродинамики.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе "От опытов к законам: измерение силы тока в цепи"»

От опытов к законам физики:    Измерение силы тока в различных участках цепи Физика 8 класс

От опытов к законам физики: Измерение силы тока в различных участках цепи

Физика 8 класс

Цели урока Цель урока: раскрыть значение опытов в развитии физики как науки, науч иться собирать электрические цепи, пользоваться амперметром и измерять силу тока в цепи, сформулировать закон последовательного соединения: какова сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи. Оборудование: источник тока – гальванический элемент,  амперметр, 2 резистора, ключ,  соединительные провода

Цели урока

Цель урока:

  • раскрыть значение опытов в развитии физики как науки,
  • науч иться собирать электрические цепи,
  • пользоваться амперметром и измерять силу тока в цепи,
  • сформулировать закон последовательного соединения: какова сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи.

Оборудование: источник тока – гальванический элемент,

амперметр, 2 резистора, ключ,

соединительные провода

От опытов к законам физики   Каждая наука определяется не только предметом изучения, но и специфическими методами, которые она применяет. Основным методом исследования в физике является  опыт  – наблюдение исследуемых явлений в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений, многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Наиболее широко в науке используется  индуктивный метод , заключающийся в накоплении  опытных  фактов  и последующем их обобщении для выявления общей закономерности –  гипотезы . На следующем этапе познания ставят специальные эксперименты для проверки гипотезы. Если результаты эксперимента не противоречат гипотезе, то последняя получает статус  теории .

От опытов к законам физики

  •   Каждая наука определяется не только предметом изучения, но и специфическими методами, которые она применяет. Основным методом исследования в физике является  опыт  – наблюдение исследуемых явлений в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений, многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
  • Наиболее широко в науке используется  индуктивный метод , заключающийся в накоплении  опытных фактов  и последующем их обобщении для выявления общей закономерности –  гипотезы . На следующем этапе познания ставят специальные эксперименты для проверки гипотезы. Если результаты эксперимента не противоречат гипотезе, то последняя получает статус  теории .
Развитие электродинамики и электротехники Развитие физики началось еще в древней Греции. В том числе и развитие такого раздела физики, как электричество. Еще тогда открыли явление электризации, слово электрон в переводе обозначает янтарь. Но бурное развитие электричества происходит в 18-19 веках. К концу XVIII века были сформулированы основные положения теории атмосферного электричества (Франклин), закон Кулона о взаимодействии электрических зарядов. Изучалось магнитное поле (Пуассон). В первой четверти 19 века элеатростатика была разработана математически (уравнения Пуассона Теоретической основой этих результатов считалось существование двух типов «электрической жидкости», положительной и отрицательной; каждая из них притягивает частицы другого типа и отталкивает — своего собственного. Тело заряжено, если один из типов этой жидкости преобладает; проводниками являются те материалы, которые не оказывают электрическим жидкостям сопротивления.

Развитие электродинамики и электротехники

  • Развитие физики началось еще в древней Греции. В том числе и развитие такого раздела физики, как электричество. Еще тогда открыли явление электризации, слово электрон в переводе обозначает янтарь.
  • Но бурное развитие электричества происходит в 18-19 веках. К концу XVIII века были сформулированы основные положения теории атмосферного электричества (Франклин), закон Кулона о взаимодействии электрических зарядов. Изучалось магнитное поле (Пуассон).
  • В первой четверти 19 века элеатростатика была разработана математически (уравнения Пуассона
  • Теоретической основой этих результатов считалось существование двух типов «электрической жидкости», положительной и отрицательной; каждая из них притягивает частицы другого типа и отталкивает — своего собственного. Тело заряжено, если один из типов этой жидкости преобладает; проводниками являются те материалы, которые не оказывают электрическим жидкостям сопротивления.
Развитие электродинамики и электротехники   в 1800 году Алессандро Вольта собрал первый источник электрической энергии – Вольтов столб, при помощи которого исследовал ток в замкнутых цепях. Благодаря этим первым батареям постоянного тока вскоре были сделаны два выдающихся открытия: электролиз : в том же 1800 году Никольсон и Карлайл ( William Nicholson, Anthony Carlisle ) разложили воду на  водород  и  кислород , а  Дэви  в 1807 году открыл  калий  и  натрий . электрическая дуга :  В. В. Петров  (1802) и Дэви.

Развитие электродинамики и электротехники

  •   в 1800 году Алессандро Вольта собрал первый источник электрической энергии – Вольтов столб, при помощи которого исследовал ток в замкнутых цепях.
  • Благодаря этим первым батареям постоянного тока вскоре были сделаны два выдающихся открытия:
  • электролиз : в том же 1800 году Никольсон и Карлайл ( William Nicholson, Anthony Carlisle ) разложили воду на  водород  и  кислород , а  Дэви  в 1807 году открыл  калий  и  натрий .
  • электрическая дугаВ. В. Петров  (1802) и Дэви.
Развитие электродинамики и электротехники Главные сенсационные события начались в 1820 году, когда Эрстед обнаружил на опыте  отклоняющее действие тока на магнитную стрелку. Сообщение Эрстеда вызвало всеобщий взрыв интереса. Уже через два месяца Ампер сообщил об открытом им явлении взаимодействия двух проводников с током; он также предложил термины «электродинамика» и «электрический ток. Ампер высказал предположение, что все магнитные явления вызваны внутренними токами внутри материи, протекающими в плоскостях, перпендикулярных оси магнита. Незамедлительно последовал новый каскад открытий:  первый  электродвигатель  (1821 год,  Фарадей )  термоэлемент  (1821 год,  Зеебек )  первый чувствительный  гальванометр  для измерения тока  (1825 год,  Л. Нобили ) закон Ома  (1827)

Развитие электродинамики и электротехники

  • Главные сенсационные события начались в 1820 году, когда Эрстед обнаружил на опыте  отклоняющее действие тока на магнитную стрелку. Сообщение Эрстеда вызвало всеобщий взрыв интереса.
  • Уже через два месяца Ампер сообщил об открытом им явлении взаимодействия двух проводников с током; он также предложил термины «электродинамика» и «электрический ток.
  • Ампер высказал предположение, что все магнитные явления вызваны внутренними токами внутри материи, протекающими в плоскостях, перпендикулярных оси магнита.
  • Незамедлительно последовал новый каскад открытий:

первый  электродвигатель  (1821 год,  Фарадей )

термоэлемент  (1821 год,  Зеебек )

первый чувствительный  гальванометр  для измерения тока

(1825 год,  Л. Нобили )

закон Ома  (1827)

Развитие электродинамики и электротехники В 1826 году Ампер издал монографию «Теория электродинамических явлений, выведенная  исключительно из опыта».  Ампер открыл  электромагнит  ( соленоид ),  высказал идею  электрического телеграфа .  Формула Ампера  для взаимодействия двух  элементов тока вошла в учебники.   Максвелл  назвал Ампера «Ньютоном электричества» Начинается практическое применение электричества: гальванопластика, , преобразившая типографское дело, ювелирные технологии, впоследствии — выпуск аудиозаписей на пластинках. В 1830-е годы были разработаны первые образцы электротелеграфа.

Развитие электродинамики и электротехники

  • В 1826 году Ампер издал монографию «Теория электродинамических явлений, выведенная

исключительно из опыта».

  • Ампер открыл  электромагнит  ( соленоид ),

высказал идею  электрического телеграфа

  • Формула Ампера  для взаимодействия двух

элементов тока вошла в учебники.

  •   Максвелл  назвал Ампера «Ньютоном электричества»
  • Начинается практическое применение электричества: гальванопластика, , преобразившая типографское дело, ювелирные технологии, впоследствии — выпуск аудиозаписей на пластинках. В 1830-е годы были разработаны первые образцы электротелеграфа.
Развитие электродинамики и электротехники Майкл Фарадей  в 1831 году открыл  электромагнитную индукцию , тем самым доказав, что связь электричества и магнетизма взаимна.  В результате серии опытов Фарадей сформулировал (словесно) свойства  электромагнитного поля , позже математически оформленные Максвеллом:. Фарадей построил первый  электродвигатель  и первый  электрогенератор , открыв путь к промышленному применению электричества. Фарадей открыл законы  электролиза . В 1845 году Фарадей обнаружил поворот плоскости поляризации света в веществе, помещённом в магнитное поле. Это означало, что свет и электромагнетизм тесно связаны.  Позже Фарадей исследовал  самоиндукцию , открытую в 1832 году американским учёным  Генри , свойства  диэлектриков , разряды в газах. Майкла Фарадея коллеги физики называли королем экспериментов.

Развитие электродинамики и электротехники

  • Майкл Фарадей  в 1831 году открыл  электромагнитную индукцию , тем самым доказав, что связь электричества и магнетизма взаимна.
  • В результате серии опытов Фарадей сформулировал (словесно) свойства  электромагнитного поля , позже математически оформленные Максвеллом:.
  • Фарадей построил первый  электродвигатель  и первый  электрогенератор , открыв путь к промышленному применению электричества.
  • Фарадей открыл законы  электролиза .
  • В 1845 году Фарадей обнаружил поворот плоскости поляризации света в веществе, помещённом в магнитное поле. Это означало, что свет и электромагнетизм тесно связаны.
  • Позже Фарадей исследовал  самоиндукцию , открытую в 1832 году американским учёным  Генри , свойства  диэлектриков , разряды в газах.
  • Майкла Фарадея коллеги физики называли королем экспериментов.
Развитие электродинамики и электротехники Силы, введённые Ампером, как и у Ньютона, считались  дальнодействующими . Это положение решительно оспорил  Майкл Фарадей , который с помощью убедительных доказал наличие двух полей: (взаимосвязанные) «электрическое поле» и «магнитное поле». Само понятие «поля» было введенно Фарадеем. Появилась теория  Максвелла , которую её автор скромно называл математическим пересказом идей Фарадея, - теория электромагнитного поля Максвелла. На основе своей теории Максвелл доказывает существование электромагнмитных волн (экспериментально доказал Генгих Герц), давление света (опыты по измерению давления света проводил русский ученый П.Н.Лебедев)

Развитие электродинамики и электротехники

  • Силы, введённые Ампером, как и у Ньютона, считались  дальнодействующими . Это положение решительно оспорил  Майкл Фарадей , который с помощью убедительных доказал наличие двух полей: (взаимосвязанные) «электрическое поле» и «магнитное поле».
  • Само понятие «поля» было введенно Фарадеем.
  • Появилась теория  Максвелла , которую её автор скромно называл математическим пересказом идей Фарадея, - теория электромагнитного поля Максвелла.
  • На основе своей теории Максвелл доказывает существование электромагнмитных волн (экспериментально доказал Генгих Герц), давление света (опыты по измерению давления света проводил русский ученый П.Н.Лебедев)
Лабораторная работа №3  Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных участках цепи Цель: научиться собирать электрические цепи, пользоваться амперметром и измерять силу тока в цепи;  убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова. Оборудование: источник тока – гальванический элемент,  амперметр, резистор, ключ,  соединительные провода.

Лабораторная работа №3 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных участках цепи

Цель:

  • научиться собирать электрические цепи,
  • пользоваться амперметром и измерять силу тока в цепи;
  • убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.

Оборудование: источник тока – гальванический элемент,

амперметр, резистор, ключ,

соединительные провода.

Правила техники безопасности Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим правила техники безопасности при работе с электроприборами: 1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя. 2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя. 3. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. 4. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. 5. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. 6 .По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь

Правила техники безопасности

Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим правила техники безопасности при работе с электроприборами:

  • 1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  • 2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  • 3. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
  • 4. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
  • 5. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  • 6 .По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь
Выполнение лабораторной работы Определите цену деления амперметра Определите нижний и верхний предел измерения амперметра. Соберите электрическую цепь по схеме №1. Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения. Соберите электрическую цепь по схеме №2, включив амперметр в другую часть цепи. Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения. Соберите электрическую цепь по схеме №3, включив амперметр в другую часть цепи. Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения. Сравните полученные результаты, сделайте вывод.

Выполнение лабораторной работы

  • Определите цену деления амперметра
  • Определите нижний и верхний предел измерения амперметра.
  • Соберите электрическую цепь по схеме №1.
  • Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения.
  • Соберите электрическую цепь по схеме №2, включив амперметр в другую часть цепи.
  • Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения.
  • Соберите электрическую цепь по схеме №3, включив амперметр в другую часть цепи.
  • Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения.
  • Сравните полученные результаты, сделайте вывод.
Сборка электрической цепи по схеме ,  измерение и запись результатов Для сборки следующей схемы поменяйте местами амперметр и резистор, или амперметр и ключ. Проведите измерения и запишите результаты.

Сборка электрической цепи по схеме , измерение и запись результатов

Для сборки следующей схемы поменяйте местами амперметр и резистор, или амперметр и ключ.

Проведите измерения и запишите результаты.

Сборка электрической цепи по схеме ,  измерение и запись результатов Проведите измерения и запишите результаты.

Сборка электрической цепи по схеме , измерение и запись результатов

Проведите измерения и запишите результаты.

Сборка электрической цепи по схеме ,  измерение и запись результатов Проведите измерения и запишите результаты.

Сборка электрической цепи по схеме , измерение и запись результатов

Проведите измерения и запишите результаты.

Сравнение результатов измерений и вывод Первый опыт: I = 0,35 A , погрешность 0,01 А Второй опыт: I = 0,25 A , погрешность 0,01 А Третий опыт: I = 0,3 A, погрешность 0,01 А  Погрешность измерения равна цене деления прибора, поэтому можем сказать, что сила тока во всех трех измерениях равна 0,3 А. Вывод: Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова .  Мы сформулировали на основе опытов закон  последовательного соединения проводников.

Сравнение результатов измерений и вывод

  • Первый опыт: I = 0,35 A , погрешность 0,01 А
  • Второй опыт: I = 0,25 A , погрешность 0,01 А
  • Третий опыт: I = 0,3 A, погрешность 0,01 А
  • Погрешность измерения равна цене деления прибора, поэтому можем сказать, что сила тока во всех трех измерениях равна 0,3 А.

Вывод: Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова .

Мы сформулировали на основе опытов закон

последовательного соединения проводников.

Подведение итогов Наши опыты и измерения на уроке еще раз доказали, что физические законы создаются на основе опытов, и сами законы позволяют объяснять результаты опытов и экспериментов, раскрывают возможности для практического применения теории. Мы научились собирать простейшую электрическую цепь, проводить измерения и анализировать результаты. Домашнее задание: 1) Оформить лабораторную работу в тетради: нарисовать схемы цепи, записать вывод. 2) Решить № 989, 991, подготовиться к зачетной работе по теории.

Подведение итогов

  • Наши опыты и измерения на уроке еще раз доказали, что физические законы создаются на основе опытов, и сами законы позволяют объяснять результаты опытов и экспериментов, раскрывают возможности для практического применения теории.
  • Мы научились собирать простейшую электрическую цепь, проводить измерения и анализировать результаты.

Домашнее задание:

  • 1) Оформить лабораторную работу в тетради: нарисовать схемы цепи, записать вывод.
  • 2) Решить № 989, 991, подготовиться к зачетной работе по теории.