Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе "От опытов к законам: измерение силы тока в цепи"»
От опытов к законам физики: Измерение силы тока в различных участках цепи
Физика 8 класс
Цели урока
Цель урока:
- раскрыть значение опытов в развитии физики как науки,
- науч иться собирать электрические цепи,
- пользоваться амперметром и измерять силу тока в цепи,
- сформулировать закон последовательного соединения: какова сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи.
Оборудование: источник тока – гальванический элемент,
амперметр, 2 резистора, ключ,
соединительные провода
От опытов к законам физики
- Каждая наука определяется не только предметом изучения, но и специфическими методами, которые она применяет. Основным методом исследования в физике является опыт – наблюдение исследуемых явлений в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений, многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
- Наиболее широко в науке используется индуктивный метод , заключающийся в накоплении опытных фактов и последующем их обобщении для выявления общей закономерности – гипотезы . На следующем этапе познания ставят специальные эксперименты для проверки гипотезы. Если результаты эксперимента не противоречат гипотезе, то последняя получает статус теории .
Развитие электродинамики и электротехники
- Развитие физики началось еще в древней Греции. В том числе и развитие такого раздела физики, как электричество. Еще тогда открыли явление электризации, слово электрон в переводе обозначает янтарь.
- Но бурное развитие электричества происходит в 18-19 веках. К концу XVIII века были сформулированы основные положения теории атмосферного электричества (Франклин), закон Кулона о взаимодействии электрических зарядов. Изучалось магнитное поле (Пуассон).
- В первой четверти 19 века элеатростатика была разработана математически (уравнения Пуассона
- Теоретической основой этих результатов считалось существование двух типов «электрической жидкости», положительной и отрицательной; каждая из них притягивает частицы другого типа и отталкивает — своего собственного. Тело заряжено, если один из типов этой жидкости преобладает; проводниками являются те материалы, которые не оказывают электрическим жидкостям сопротивления.
Развитие электродинамики и электротехники
- в 1800 году Алессандро Вольта собрал первый источник электрической энергии – Вольтов столб, при помощи которого исследовал ток в замкнутых цепях.
- Благодаря этим первым батареям постоянного тока вскоре были сделаны два выдающихся открытия:
- электролиз : в том же 1800 году Никольсон и Карлайл ( William Nicholson, Anthony Carlisle ) разложили воду на водород и кислород , а Дэви в 1807 году открыл калий и натрий .
- электрическая дуга : В. В. Петров (1802) и Дэви.
Развитие электродинамики и электротехники
- Главные сенсационные события начались в 1820 году, когда Эрстед обнаружил на опыте отклоняющее действие тока на магнитную стрелку. Сообщение Эрстеда вызвало всеобщий взрыв интереса.
- Уже через два месяца Ампер сообщил об открытом им явлении взаимодействия двух проводников с током; он также предложил термины «электродинамика» и «электрический ток.
- Ампер высказал предположение, что все магнитные явления вызваны внутренними токами внутри материи, протекающими в плоскостях, перпендикулярных оси магнита.
- Незамедлительно последовал новый каскад открытий:
первый электродвигатель (1821 год, Фарадей )
термоэлемент (1821 год, Зеебек )
первый чувствительный гальванометр для измерения тока
(1825 год, Л. Нобили )
закон Ома (1827)
Развитие электродинамики и электротехники
- В 1826 году Ампер издал монографию «Теория электродинамических явлений, выведенная
исключительно из опыта».
- Ампер открыл электромагнит ( соленоид ),
высказал идею электрического телеграфа .
- Формула Ампера для взаимодействия двух
элементов тока вошла в учебники.
- Максвелл назвал Ампера «Ньютоном электричества»
- Начинается практическое применение электричества: гальванопластика, , преобразившая типографское дело, ювелирные технологии, впоследствии — выпуск аудиозаписей на пластинках. В 1830-е годы были разработаны первые образцы электротелеграфа.
Развитие электродинамики и электротехники
- Майкл Фарадей в 1831 году открыл электромагнитную индукцию , тем самым доказав, что связь электричества и магнетизма взаимна.
- В результате серии опытов Фарадей сформулировал (словесно) свойства электромагнитного поля , позже математически оформленные Максвеллом:.
- Фарадей построил первый электродвигатель и первый электрогенератор , открыв путь к промышленному применению электричества.
- Фарадей открыл законы электролиза .
- В 1845 году Фарадей обнаружил поворот плоскости поляризации света в веществе, помещённом в магнитное поле. Это означало, что свет и электромагнетизм тесно связаны.
- Позже Фарадей исследовал самоиндукцию , открытую в 1832 году американским учёным Генри , свойства диэлектриков , разряды в газах.
- Майкла Фарадея коллеги физики называли королем экспериментов.
Развитие электродинамики и электротехники
- Силы, введённые Ампером, как и у Ньютона, считались дальнодействующими . Это положение решительно оспорил Майкл Фарадей , который с помощью убедительных доказал наличие двух полей: (взаимосвязанные) «электрическое поле» и «магнитное поле».
- Само понятие «поля» было введенно Фарадеем.
- Появилась теория Максвелла , которую её автор скромно называл математическим пересказом идей Фарадея, - теория электромагнитного поля Максвелла.
- На основе своей теории Максвелл доказывает существование электромагнмитных волн (экспериментально доказал Генгих Герц), давление света (опыты по измерению давления света проводил русский ученый П.Н.Лебедев)
Лабораторная работа №3 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных участках цепи
Цель:
- научиться собирать электрические цепи,
- пользоваться амперметром и измерять силу тока в цепи;
- убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Оборудование: источник тока – гальванический элемент,
амперметр, резистор, ключ,
соединительные провода.
Правила техники безопасности
Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим правила техники безопасности при работе с электроприборами:
- 1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
- 2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
- 3. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
- 4. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
- 5. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
- 6 .По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь
Выполнение лабораторной работы
- Определите цену деления амперметра
- Определите нижний и верхний предел измерения амперметра.
- Соберите электрическую цепь по схеме №1.
- Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения.
- Соберите электрическую цепь по схеме №2, включив амперметр в другую часть цепи.
- Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения.
- Соберите электрическую цепь по схеме №3, включив амперметр в другую часть цепи.
- Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения.
- Сравните полученные результаты, сделайте вывод.
Сборка электрической цепи по схеме , измерение и запись результатов
Для сборки следующей схемы поменяйте местами амперметр и резистор, или амперметр и ключ.
Проведите измерения и запишите результаты.
Сборка электрической цепи по схеме , измерение и запись результатов
Проведите измерения и запишите результаты.
Сборка электрической цепи по схеме , измерение и запись результатов
Проведите измерения и запишите результаты.
Сравнение результатов измерений и вывод
- Первый опыт: I = 0,35 A , погрешность 0,01 А
- Второй опыт: I = 0,25 A , погрешность 0,01 А
- Третий опыт: I = 0,3 A, погрешность 0,01 А
- Погрешность измерения равна цене деления прибора, поэтому можем сказать, что сила тока во всех трех измерениях равна 0,3 А.
Вывод: Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова .
Мы сформулировали на основе опытов закон
последовательного соединения проводников.
Подведение итогов
- Наши опыты и измерения на уроке еще раз доказали, что физические законы создаются на основе опытов, и сами законы позволяют объяснять результаты опытов и экспериментов, раскрывают возможности для практического применения теории.
- Мы научились собирать простейшую электрическую цепь, проводить измерения и анализировать результаты.
Домашнее задание:
- 1) Оформить лабораторную работу в тетради: нарисовать схемы цепи, записать вывод.
- 2) Решить № 989, 991, подготовиться к зачетной работе по теории.