Физика 9 класс дата__________
Тема урока: Радиоактивность
ЦЕЛЬ УРОКА: Изучение явления радиоактивности и его действие на организм человека.
Задачи:
Образовательные – рассмотреть понятия радиоактивность, процесс радиоактивности, рассмотреть особенности полураспада радиоактивности, изучить воздействие радиоактивности на организм человека.
Развивающие - формировать у обучающихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развивать познавательные интересы и способности обучающихся при выявлении сути процессов.
Воспитательные - воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, воспитывать валеологическую культуру осознанного отношения к здоровью и жизни.
Тип урока: усвоения новых знаний (И.Ф. Харламов).
Основные термины и понятия: Радиоактивность, виды радиоактивного распада.
Межпредметные связи: Общеобразовательный цикл (химия, информатика и ИКТ, биология, математика).
Наглядность: занятие сопровождается показом презентации «Явление радиоактивности» (презентация), в которую помещены видеофрагменты, иллюстрации, схемы; рабочие карты для обучающихся; таблица Менделеева для каждого обучающегося.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, дискуссия
Ход урока.
Организационный момент:
Девиз урока: «Блажен, кто явственно узрел хотя бы скорлупу природы». И. Гёте
Всего две строчки из стихотворения Гёте, а какой глубокий в них смысл!
Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их не охотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на путь к познанию мира.
Вот и вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны…
Актуализация знаний
Задание: Выберите из списка слова, обозначающие явления. Дайте определения этим явлениям. Для какого явления мы ещё не можем дать определение? (слайд 2)
Ион, атом, протон, электризация, нейтрон, проводник, напряжённость, электричество, диэлектрик, электроскоп, заземление, поле, оптика, линза, сопротивление, напряжение, вольтметр, амперметр, заряд, мощность, освещение, радиоактивность, магнит, генератор, телеграф, компас, намагничивание.
Тема нашего урока сегодня «Радиоактивность». (слайд 3) Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
- Больше хорошего или плохого в наших ассоциациях? Как защититься?
- Изучение явления радиоактивности и действие на организм человека будут целью нашей совместной работы сегодня.
А теперь сформулируем задачи, которые служат этапами нашей работы. (слайд 4)
1. Рассмотреть понятие радиоактивность.
2. Рассмотреть важные шаги в истории изучения радиоактивности
3. Рассмотреть виды излучений
4. Биологическое воздействие на человека.
3. Изучение нового материала
а) Знакомство с термином «радиоактивность».
Составьте кластер, отражающий состав атома. (рабочая карта урока) (работа в парах)
Вы уже многое знаете об атомах и их строении. Давайте вместе попробуем дать определение радиоактивности (слайд 5)
Задание: На экране представлено облако слов, составьте из них определение. Обсудите правильность с напарником. (слайд 6)
Радиоактивность (от лат. radius «луч» и āctīvus «действенный») ― явление самопроизвольного превращения одних ядер в другие, сопровождающееся испусканием частиц.
Запишите определение в рабочих листах.
б) История открытия радиоактивности (сообщения учащихся о открытии А. Беккереля и Мария Склодовская-Кюри) (слайд 7,8)
в) Виды излучений.
-Давайте рассмотрим, какие частицы испускаются при активном распаде? (слайд 9)
У вас в рабочем листе есть текст.
Природа радиоактивности. Кем она изучена? (работа в группах)
В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.
В результате опыта, проведенного под руководством английского физика, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав.
Препарат радия помещали в свинцовый контейнер с отверстием. Напротив отверстия помещали фотопластинку. На излучение действовало сильное магнитное поле.
Почти 90 % известных ядер нестабильны. Радиоактивные ядра могут испускать частицы трех видов: положительно заряженные (α-частицы – ядра гелия), отрицательно заряженные (β-частицы – электроны) и нейтральные (γ-частицы – кванты коротковолнового электромагнитного излучения). Магнитное поле позволяет разделить эти частицы.
Некоторое время спустя в результате исследования некоторых физических характеристик и свойств этих частиц (электрического заряда, массы, проникающей способности) удалось установить, что гамма - кванты или лучи - это коротковолновое электромагнитное излучение, скорость распространения электромагнитного излучения такая же, как и у всех электромагнитных волн - 300000 км/с. Гамма - лучи обладают самой большой проникающей способностью.
Бета - частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. При этом пучок бета-лучей расширяется при отклонении, что свидетельствует о разных скоростях частиц в пучке. Проникающая способность больше, чем у альфа-лучей. Они проникают в воздух до 20 м.
Альфа частицы - это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000 км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 72000 раз. Обладают наименьшей проникающей способностью (они полностью поглощаются поставленным на их пути листком бумаги). Альфа - лучи проникают в воздух до 10 см.
Итак, явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом -, - и - частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.
Заполнение таблицы
Свойства альфа лучей - 1 группа.
Свойства бета лучей – 2 группа.
Свойства гамма лучей – 3 группа.
| заряд | природа | Проникающая способность |
Альфа-лучи | | | |
Бета-лучи | | | |
Гамма-лучи | | | |
Сравнить виды излучений по свойствам, знакам и природе.
Альфа-распад ― самопроизвольное превращение радиоактивного ядра в новое ядро, сопровождающееся излучением α-частицы. (слайд 10)
Правила смещения (слайд 11 - 15)
Эти два распада подчиняются правилам смещения, которые впервые сформулировал английский ученый Ф.Содди. Давайте посмотрим, как выглядят эти реакции.
1. При α-распаде ядро теряет положительный заряд 2e и его масса убывает на 4 а.е.м. В результате α-распада элемент смещается на две клетки к началу периодической системы Менделеева:
2. При β-распаде из ядра вылетает электрон, что увеличивает заряд ядра на 1е, масса же остается почти неизменной. В результате β-распада элемент смещается на одну клетку к концу периодической таблицы Менделеева.
3. Кроме альфа- и бета-распадов радиоактивность сопровождается гамма-излучением. При этом из ядра вылетает фотон.
γ-излучение – не сопровождается изменением заряда; масса же ядра меняется ничтожно мало.
А сейчас откройте учебник на стр. и запишите правила смещения для α и β распадов.
Динамическая пауза.
Приглашаю вас в комнату психологической разгрузки.
Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.
5. Закрепление знаний обучающихся по теме урока
Информационное задание
Во время курения происходит сухая перегонка табака, выделяющая большое число токсичных веществ. В 1964 году американские химики установили, что в табачном дыме в небольших количествах содержится радиоактивный полоний Po216. От пачки сигарет курящий человек получает дозу радиоактивного облучения, превышающую норму в 4-5 раз. В первую очередь он поражает горло и легкие, а распадаясь, образует Pb, накапливающийся в печени.
Составьте уравнение реакции: 

Что это? Какой знак изображен? (Радиоактивно) Что он означает? (опасно, 7 класс опасности из 9) Почему три лепестка? (три вида излучения)
-Международный знак радиации впервые появился в 1946 году в радиационной лаборатории университета Калифорнии в Беркли. В то время знак был пурпурным на синем фоне
. Современная версия — чёрный знак на жёлтом фоне. Лепестки отстоят друг от друга на 60°.
Сам символ, который стал графическим изображением радиации, изображает атом и три вида его излучения — Бета, Альфа и Гамма.
Домашнее задание. Мозговой штурм
Сопоставив положительные и отрицательные аспекты явления радиоактивности, вы сможете ответить на вопрос «Что для нас радиоактивность: польза или вред?»
Заполните столбики таблицы примерами.
«ЗА» | «ПРОТИВ» |
7. Рефлексия «Дерево моего успеха» На дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы. Кому понятен материл, приклеивают зеленое яблоко, не совсем желтое, совсем не понятно красное. Заключительный этап. Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно использовать радиоактивность? Потому что значение велико для человека, а последствий можно избежать при правильном подходе, использовании и образе жизни. Проверив ваши работы в листах, оценю. Предлагаю вам проанализировать свою работу на сегодняшнем уроке, сам урок, ваше впечатление о уроке. Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными. |