| І ЭТАП Актуализация прежних знаний. |
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала | 1.Какой буквой обозначается энергия? Ответ: Энергия обозначается буквой Е 2.От чего зависит кинетическая энергия движущегося тела в механике? Ответ: В механике кинетическая энергия движущегося тела зависит от массы тела и скорости его движения. 3.Запишите формулу для вычисления кинетической энергии Ответ: Ек = mv2 / 2 4. Запишите формулу для вычисления потенциальной энергии Ответ: Еп = mgh |
| ІІ ЭТАП Самостоятельное усвоение новой темы |
«Узнавание»: На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. А также задания на: « запомнить..., составить список..., выделить....., рассказать о..., показать......, назвать.... и т.д. | Вставте пропущенные слова Под внутренней энергией тела понимают энергию хаотического движения частиц, из которых состоит тело, и энергию их взаимодействия Сумму кинетической энергии теплового движения и потенциальной энергии взаимодействия всех молекул тела называют внутренней энергией тела Внутренняя энергия тела зависит от температуры При увеличении температуры увеличивается средняя кинетическая энергия движения молекул |
«Понимание»: На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания» | 1.Найди из формулы кинетической энергии Ек = mv2 / 2 формулы для вычисления массы и скорости Ответ: m = 2Eк / v2 v = √2Eк / m 2.Найди из формулы потенциальной энергии Еп = mgh формулы для вычисления массы и высоты Ответ: m = Eп / gh h = Eп / mg |
«Анализ»: На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните…… с……….(сравниваются ответы из «Понимания») 2) выявите различия между…….,3) найдите общее… 4) Выделить главную идею темы….. | Сравните потенциальную и кинетическую энергии по диаграмме Венна   Потенциальная Общее Кинетическая Главная идея темы: 1.Общее между потенциальной и кинетической энергиями заключается в том , что они составляют внутреннюю энергию 2.Особенность потенциальной энергии в том, что тела взаимодействуют 3.Особенность кинетической энергии в том, что тела взаимодействуют |
«Синтез»: На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» | Главную идею темы представить в виде блок – схемы Внутренняя энергия тел   Кинетическая энергия хаотического поступательного движения молекул Потенциальная энергия, обусловленная силами молекулярного взаимодействия   Ек = mv2 / 2 Еп = mgh |
Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания ( № ....№.... №...., или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор……, стр….., | Выполните задания №1, №3, №4 на странице 22 учебника |
«Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б) Как бы ты поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти в жизненной ситуации.....? | Вырази свое мнение Какой энергией обладает летящий на некоторой высоте самолет? Ответ: Самолет обладает одновременно и кинетической и потенциальной энергией Почему в газах под внутренней энергией понимают преимущественно кинетическую энергию движения частиц Ответ: Так как в газах молекулы и атомы находятся в непрерывном хаотическом движении и силы взаимодействия между ними малы |
| ІІІ ЭТАП 1 – уровень (5 БАЛЛОВ) |
Теория: «Узнавание»: На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. А также задания на: « запомнить..., составить список..., выделить....., рассказать о..., показать......, назвать.... и т.д. | Под внутренней энергией тела понимают энергию хаотического движения частиц, из которых состоит тело, и энергию их взаимодействия Сумму кинетической энергии теплового движения и потенциальной энергии взаимодействия всех молекул тела называют внутренней энергией тела Внутренняя энергия тела зависит от температуры При увеличении температуры увеличивается средняя кинетическая энергия движения молекул |
Практика «Применение» (по образцу) Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…) | Задание: одно и то же вещество может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. В каком из состоянии тела внутренняя энергия больше; меньше? |
| 2-уровень (5+4 балл) |
«Понимание»: На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания» | Почему тела обладающие энергией могут совершать определенную работу? Объясни почему энергия тела за счет которой совершается работа уменьшается Докажи закон сохранения энергии Укажи связь между энергиями |
Практика «Применение» Применение в измененной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…) | Приведите примеры подтверждающие, что при расширении газа его температура понижается, а при сжатии – увеличивается. Как при этом изменяется внутренняя энергия газа? |
| 3 уровень (9+3 балла) |
Теория: «Синтез»: На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» | Заполни кроссворд | | | | | 1 | в | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | н | | | | | | | | | | | | | 3 | | | | у | | | | | | | | | | | | | | | 4 | | т | | | | | | | | | | | | 5 | | | | | р | | | | | | | | | | | | | | 6 | | | е | | | | | | | | | | | | | | | 7 | | н | | | | | | | | | | | 8 | | | | | | н | | | | | | | | | | | | | | | | | я | | | | | | | | | | | 10 | | | | | | я | | | | | | | | | | | 1.Перемещение чего – либо в пространстве (движение) 2.Прибор для определения объема жидкости (мензурка) 3.Самопроизвольное смешивание веществ (диффузия) 4.Энергия взаимодействия тел (потенциальная) 5.Внутренняя энергия тела зависит от … (температуры) 6. «Маленькая масса» (латинское слово) (молекула) 7.Энергия движущегося тела (потенциальная) 8.Сумма энергий есть величина … (постоянная) 9.Изменение в природе (явление) 10. Чем выше температура тела, тем больше его внутренняя … (энергия) |
Оценка (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б ) Как бы поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…? | 1.Большей внутренней энергией обладает холодная или горячая вода? Ответ: большей внутренней энергией обладает горячая вода 2.Как происходит теплообмен между телом человека и термометром? Ответ: теплообмен между телом человека и термометром происходит постепенно 3.Приведите примеры изменения внутренней энергии тела из повседневной жизни |