Использование дидактической игры «Восхождение на пик знаний» на обобщающем уроке по теме «Тепловые явления» (физика 8 класс).
Обобщение и систематизация учебного материала - необходимая и обязательная составляющая обучения для получения прочных знаний по физике. Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний необходимы для подготовки учащихся к контрольной работе по изучаемой теме.
Рассмотрим один из таких уроков при изучении темы «Тепловые явления», который проводится с использованием дидактической игры «Восхождение на пик Знаний», описанной доцентом Кубанского государственного университета А.И.Архиповой для учителей в книге «Обучающие игры по физике и математике».
Особенностью игры является её многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач, и постоянно присутствует дух соревнования – ведь никому не хочется в глазах одноклассников оказаться несостоятельным и показать им своё незнание или неумение. Организуя подобные уроки, учителю необходимо стремиться полнее учитывать возрастные особенности школьников и, в частности, удовлетворять их естественную тягу к играм и разнообразить виды учебной деятельности, так как известно, что подростки любят играть и занимаются этим с большим желанием и удовольствием. Игра – это вид деятельности, которому можно придать обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
При проведении подобного урока ставятся следующие цели:
-Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Тепловые явления».
-Отработать умения решать задачи по данной теме и показать практическую значимость приобретённых умений;
-Формировать интерес к изучаемому предмету.
-Расширить кругозор учащихся. Развивать любознательность и находчивость.
-Учить анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в новой ситуации.
-Воспитывать объективность, аккуратность, внимательность, коллективизм.
-Способствовать формированию эстетических вкусов школьников, развивать их творческую деятельность.
Для организации работы необходимо обеспечить следующее оборудование:
_ компьютер;
- мультимедийный проектор;
- плакат с изображением горного пейзажа и нанесенными на него маршрутом восхождения и пронумерованными восьмью привалами, съёмный флажок (магнит);
- кубик, на шести гранях которого расположено шесть физических величин-Дж,
Дж.кг, Дж/(кг.0С), кг, кг/м3,м3.
За две недели до урока учащимся сообщаю, что урок - обобщение по теме будет проходить в форме игры «Восхождение на пик...».
Даю задание всем учащимся:
а) найти или придумать загадки о воде,
б) ответить на вопрос: «- Что мы можем сделать сейчас, чтобы спасти Землю от экологической катастрофы?»
Нескольким учащимся подготовить сообщение по темам с презентациями:
«Из истории изобретения термометра», «Вода и ее физические свойства».
Перед уроком на магнитной доске закрепляю красочно оформленный рисунок с горным пейзажем и маршрутом восхождения, на котором показаны привалы, пронумерованные от 1 до 8 , маршрутный лист, сигнальный флажок (цветной флажок в ходе игры отмечает продвижение по маршруту).
В начале урока ребятам сообщаю правила игры и то, что во время игры будет учитываться активность каждого ученика.