Технологии развивающего обучения на уроках физической культуры
«Использование кейс-технологий на уроках физической культуры»
Метод кейсов (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Кейс – технологии связаны с увеличением нормативов времени на самостоятельную работу школьников. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности школьника в процессе учения.
При этом возникает проблема овладения специалистом новыми информационными технологиями – важнейшего в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры.
Проблема активизации познавательной деятельности:
Необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы каждый школьник имел возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам, предметам на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Предоставление свободы выбора школьникам полезно, потому что способствует:
- формированию готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в различной деятельности и самообразовании;
-квалифицированно и независимо решать учебные задачи;
-видеть, самостоятельно строить и корректировать урочную деятельность;
-ориентироваться в многообразии учебных программ, пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной ситуации;
-осуществлять само рефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности.
Предоставление свободы выбора важно, так как способствует:
- развитию активности личности в учебном процессе,
-формированию познавательных интересов, креативных способностей, -
-формирование умению оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, -проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Свобода выбора не предполагает дилеммы между «делать» или «не делать», а предполагает выбирать варианты изучения содержания, разнообразие форм учебных занятий и контроля, методов и приемов обучения, которые создают образовательное пространство; свобода выбора - это возможность выбирать наиболее личностно значимые и существенные для школьника в данный отрезок времени задания,
Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс,содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя, представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.
Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.
Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов.
К их достоинствам можно отнести:
-доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
-наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;
-звуковое сопровождение лекций;
-наличие интерактивных заданий;
-анимированные примеры решения задач;
-возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.
Наша задача состоит в разработке технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор или разработка технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели и, следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей структуры:
Необходимо помнить, что выбор технологии зависит от ряда факторов:
-приоритетности целей образования;
-специфики содержания обучения;
-состава школьников и их количества;
-уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды,
Разработка технологии обучения преподавателем- это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически- это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от преподавателя дополнительных усилий.
Тема урока: Обучение технике игры в футбол с использованием кейс-технологий
Оборудование и дидактический материал:
Компьютеры;
Локальная сеть;
Сеть Internet;
Мультимедиа-проектор;
Экран;
Кейс по дисциплине «Футбол»;
Программа контроля знаний: тестирование.
Раздаточный материал:
Рабочая тетрадь по дисциплине «Футбол»
Цели урока:
Образовательные:
Дать общие представления о спортивной игре «Футбол», знакомство с историей возникновения и развития;
Дать общие представления о правилах игры и техники игры в футбол;
Научить применять полученные знания на практике, при выполнении теоретических и практических заданий.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, самостоятельность в решении учебных проблем;
Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;
Развивать навыки работы с обучающими компьютерными программами;
Развивать у учащихся умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее;
Развить основные физические качества при изучении спортивной игры «Футбол».
Воспитательные:
Формировать у школьников собственное отношение к изучаемому материалу, к своей значимости в образовательном процессе:
Воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели.
Тип урока: Комбинированный, изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Планируемые результаты:
В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей у школьников:
принимать на себя ответственность за получаемое образование;
выбирать собственную траекторию образования;
получение и обработка информации;
использование отдельных частей заданий и связывание воедино.
После изучения этой темы учащиеся смогут:
Давать определения и понятия в спортивных играх;
Определять параметры спортивной игры;
Соблюдать правила техники безопасности, во время проведения спортивных игр;
Пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;
Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания;
Самостоятельно работать с обучающими компьютерными программами и программами контроля знаний.
Технологическая схема создания кейса:
1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
5. Определение источников и методов сбора информации.
6. Выбор техник работы с данным кейсом.
7. Определение желаемого результата по работе обучающихся с данным кейсом (составление листа оценки).
8. Создание заданной модели.
9. Апробация в процессе обучения.
Заключение
Итак, при освоении учащимися определённых видов социальной деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение учащихся, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.
Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.
Список литературы
1.Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007.
2.Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
3.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4.Методика обучения физической культуре /Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2014.
5.Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Ф. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 2019.
6.Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»
7.Ресурсы сети Интернет:
8. Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы (http://image.websib.ru/07/text_article.htm?338)
9. ФГОС – для начальной школы в действии http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru
Приложение
Технологическая карта занятия
№п\п | Ход урока | Время | Вид деятельности | Примечание |
1 урок |
1 | Организационный момент: объяснение целей и задач урока | 2 мин | Слово учителя | Построение, раппорт |
2 | Путешествие в мир футбола | 5 мин | Разгадывание кроссворда (разгадывание ребуса) | Обсуждение итогов самостоятельной работы, кроссворд (ребус) представлен в рабочей тетради |
3 | История возникновения и развития футбола. | 5 мин | Просмотр презентации | Комментарии преподавателя, выбор ключевых моментов и отображение их в рабочей тетради |
4 | Правила и техника и тактика игры. | 10 мин | Просмотр видеороликов (6 видеороликов), | После просмотра каждого видеоролика обсуждение, и пометки в рабочей тетради |
5 | Устные упражнения | 5 мин | Вопросы преподавателя к обучающимся (что, где, как, когда, почему и т.п.) | После каждого вопроса пояснение, и пометки в рабочей тетради |
6 | Практическое задание | 10 мин | Рассмотрение конкретных практических ситуаций (а если бы случилось так…) | Сборник практических задач из кейса, |
7 | Работа с глоссарием (литературой) | 4 мин | Самостоятельно выписать определения | Определения должны иметь так же английское название |