СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Габдулла Тукай - жизнь, судьба, творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, посвященный татарскому поэту Г. Тукаю

Просмотр содержимого документа
«Урок "Габдулла Тукай - жизнь, судьба, творчество»


9 класс

Урок литературы


Тема: «Габдулла Тукай. Жизнь, судьба, творчество»

Цель: изучить основные вехи биографии известного татарского поэта Г. Тукая.

выделить основные темы в творчестве поэта

развивать кругозор и познавательный интерес учащихся.

Оборудование: компьютерная презентация, сообщения учащихся

Ход урока


Габдулла Тукай – известнейший татарский поэт. Наш сегодняшний урок мы посвятим знакомству с великим поэтом.

Тукай – молния, на миг и на все времена озарившая жизнь татарского народа.

Габдулла Тукай прожил неполных 27 лет (26 апреля 1886 – 15 апреля 1913), но оставил богатое творческое наследие, которое навсегда вошло в сокровищницу литературы народов Татарстана.


Тукая стих, его «Родной язык»
Народ стал вешать в горницах на стены,
Как раньше он развешивать привык
Раскрашенный Корана стих священный.
О, мой народ! На модных площадях
Ты не забыл и в четырех стенах
Молитвенно твердить слова Тукая


Выступление учащегося «Детство поэта»

Родные места поэта – Заказанье. Здесь, в Кушлавыче, в семье муллы Мухаметгарифа и родился 26 апреля в 1886 году мальчик, будущий поэт Габдулла Тукай. Не прошло и пяти месяцев, как вдруг скончался его отец. Овдовевшая мать его, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сасна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. Тут и настигли мальчишку нескончаемые удары и лишения сиротской доли. На свете, пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть мамой семерых, а возможно, и восьмерых чужих женщин. Именно такая участь выпала на долю Габдуллы. Маленький Габдулла у Шарифы не видел ни ухода, ни заботы – терпел одни обиды. Но вот мать забрала сыночка к себе, в Сасну. Но это счастье длилось недолго: умирает мать Габдуллы – мальчик оказывается круглым сиротой. Саснинский мулла отсылает его в деревушку Училе, к деду по матери.
Это уже четвертая семья, где очутился Габдулла. Он был здесь не только не обласкан, но еще и голодал. Судьба прогнала Габдуллу и из этого дома. Посадили его одному ямщику в сани и отправили в неведомый путь. А в Казани, на Сенном базаре, тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Подошел  из толпы мужчина – он и увел мальчика к себе. Так ремесленник из Ново-Татарской слободы Мухамметвали с его женой Газизой обрели себе сына. Это уже пятый дом, куда ступил Габдулла. Года два прожил Габдулла в этой семье, но… вдруг он опять оказывается лишним. Оба в раз захворали приемные родители: «На чьих же руках останется малыш, если мы вдруг помрем. Вернем-ка его лучше обратно в деревню…» – проводили они его обратно в Училе. «Можно представить себе, как восприняли мое возвращение в семье дедушки, где были уверены, что избавились от меня навсегда». Отсюда, приложив немало усилий, спровадили сироту в деревню Кырлай, в сыновья к Сагди-абзый – для Габдуллы это был уже шестой дом…

«Выйдя из дома дедушки, я сел в телегу Сагди-абзыя. Дед с бабкой, наверное, оттого, что им было неловко перед ним, вышли меня провожать…Я уселся рядом с Сагди-абзыем, и телега тронулась.

– Вот приедем в Кырлай, говорил Сагди-абзый по дороге, там, наверно, мать тебя уже ждет. У нас, слава Аллаху, много молока, хлеба, будешь есть сколько хочешь…
Так он старался меня утешить, обещая счастье, от которого меня отделяло всего лишь несколько верст». Шел июнь 1902 года. Изголодавшиеся за зиму люди ели в деревнях траву. Хлеб, молоко были для Габдуллы действительно счастьем.

Крытая соломой приземистая избенка за плетнем, принадлежавшая Сагди – абзыю, стояла возле самой околицы. Новая приемная мать Зухра встретила Габдуллу приветливо. Сняв с телеги, она ввела его в дом.

– Жена, принеси-ка мальчику хлеба с катыком (простокваша), пусть поест!
То были первые слова, которые Сагди-абзый произнес, переступив через порог.
Сагди с женой давно искали мальчонку, которого можно было бы взять на воспитание. У них было две дочери: старшая Сабира двадцати трех лет от роду и хроменькая четырнадцатилетняя Саджида, ходившая с костылем. Их единственный сын умер два с половиной года назад, и, потеряв надежду родить своего, они решили взять чужого, чтобы было кому содержать их на старости лет и похоронить с молитвой. К тому же приближался передел земли, а наделы, как известно, выделялись по числу едоков мужского пола.

Наевшись досыта и спросив разрешения у новой матери, он вышел на улицу. Неожиданно его со всех сторон  обступили невесть откуда взявшиеся мальчишки. Они  глазели на него с изумлением. Видно, было чему изумляться: впервые попал им на глаза незнакомый пацан да еще в ситцевой рубашке, которую ему купили в Казани, в тюбетейке из разноцветных лоскутов бархата, которую сшила ему казанская матушка перед тем, как отправить в Училе. Ко всему прочему на Габдулле в отличие от всех деревенских детей были старенькие, но аккуратные кожаные сапожки.
Не сразу приняли его деревенские мальчишки в свою среду. От их зоркого глаза не укрылись ни рябинки на его лбу, ни бельмо на левом глазу. И потому его прозвали «Чагыр» («Кривой»).

Прожив лето в ауле, Габдулла стал похож на местных мальчишек. А осенью его отдают в школу.

Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. 

«В медресе я очень скоро изучил иджек и суры «Хэфтияка», – вспоминал Тукай, после чего принялся за «Бэдэвам» и «Кисекбаш». Уроки усваивал быстро, и, чтобы не бездельничал, мне поручили заниматься с отстающими мальчиками». Успехи Габдуллы далеко выходили за обычные рамки. На исключительные способности и сообразительность мальчика обратил внимание сам мулла и вскоре перевел его в свой класс.

Память Габдуллы жадно впитывала произведения народного творчества. У крестьянина, мыслящего образно и конкретно, что ни фраза, то поговорка. На молодежных гулянках с гармошкой, на вечерних посиделках в кустарнике у речки, а зимой в домах, откуда отлучались старшие, на вечеринках по окончании работ звучали песни  и частушки. Сказки стали для впечатлительного Габдуллы тем миром, где можно на время спрятаться от неприглядной действительности. Воображая себя в роли сказочного героя, он не раз преодолевал моря и океаны, во имя спасения похищенной принцессы вступал в единоборство со страшными дивами и своем воображении выходил победителем в схватках с мальчишками, которые были куда сильнее его. В Кырлае были искусные сказители. Но и сами мальчишки любили рассказывать друг другу сказки.
Сказка-поэма Тукая «Шурале» («Леший»), несомненно, связана с Кырлаем. Именно здесь он впервые услышал эту легенду.

Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!

Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,
На земле его работал — сеял, жал и боронил.

Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
А река, народа гордость,— просто маленький родник.

Эта сторона лесная вечно в памяти жива.
Бархатистым одеялом расстилается трава.

Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.

От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро,

Часто на траве лежал я и глядел на небеса.
Грозной ратью мне казались беспредельные леса,
Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,
Под сосной - щавель и мята, под березою - грибы.
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,
И от них благоуханье в сладком воздухе лилось,
Улетали, прилетали и садились мотыльки,
Будто с ними в спор вступали и мирились лепестки.
Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине
И пронзительным весельем наполняли душу мне.


- Прослушав вступление к поэме «Шурале», как вы считаете, какие воспоминания хранил поэт об этом крае?

- Но судьба опять испытывает несчастного сироту.


Выступление учащегося «Переезд в Уральск»

Тетя Габдуллы младшая сестра Гарифа-муллы – Газиза, выйдя замуж за купца Галиасгара Усманова, поселилась а Уральске. У нее было три дочери и один сын. В 1892 году в эту семью взяли на воспитание и сестру Габдуллы – Газизу-младшую. В феврале 1894 года у Усмановых один за другим умерли пятилетняя дочь и одиннадцатилетний сын. То ли Газиза-младшая рассказывала о том, что ее братишка Габдулла мыкается по чужим людям, то ли Газизе-старшей самой пришло в голову вызвать Габдуллу к себе: ведь он как-никак приходился ей племянником и мог заменить умершего сына. Так или иначе, но они поручили крестьянину по имени Бадреддин, который часто приезжал из Кушлауча в Уральск, разыскать и привезти к ним Габдуллу. В один из осенних дней, когда Габдулла, пользуясь тем, что маленький Садри спит, углубился в чтение «Рисаляи  Газизы» у ворот дома остановилась подвода. Сагди с Зухрой в это время молотили на току рожь. Гость попросил Габдуллу позвать их в дом. Перекинувшись несколькими словами с приезжим, родители пригласили его к столу, поставили самовар. Обычно детей не сажали за стол с гостями. Но на этот раз позвали и Габдуллу и,  к его удивлению, положили перед ним кусок сахара. Наконец гость объявил, зачем он приехал.
«Родители, – вспоминает Тукай, – очень расстроились. – Вот ведь как получается! Выходит, зря кормили его столько лет? Знаешь сам, почем тогда был пуд хлеба! А теперь, когда паренек подрос и может работать, мы отдать его тебе? Нет на то нашего согласия. Если он им родной, почему они раньше о нем не вспоминали? Тогда гость стал угрожать:

– Не имеете права задержать чужого ребенка! Я вот заявлю уряднику! Мы его ищем, ищем, а он у вас. Да я вас под суд упеку! Для деревенской бедноты этих слов оказалось достаточно, бедные мои родители сдались. Мать расплакалась:

– Ну, отец, ничего не поделаешь. Видно, не суждено нам чужого ребенка. Да сохранит нас Аллах, беды с ним не оберешься…

Отец склонил голову. Правда, напоследок он еще попытался было воспротивиться, но его сопротивление было похоже на зыбь после бури. На меня напялили старый бешмет, надели залатанные пимы, усадили на подводу. Бедные мои родители провожали нас до околицы, обливаясь слезами». Эти бесхитростные, добродушные люди навсегда заняли в сердце Габдуллы место дорогих и милосердных родителей.


Впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям.

Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,

И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума.

И собаки, и бараны – вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.


- В 1906 году Тукай весь отдается литературе. В этом году им было опубликовано большое количество стихотворений и прозаических произведений, начавших выходить тогда в журналах на татарском языке «Фикер» («Мысль»), «Уклар» («Стрелы»). За короткое время имя Тукая, как талантливого поэта, стало известно далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и Казани. В сентябре 1907 года Тукай переезжает в Казань. Прощаясь с Уральском, городом, где он прожил 12 лет, где формировался как поэт, он пишет:

Край родной, не будь в обиде,
Край любимый, о прости,
Место, где я жил надеждой
Людям пользу принести!
О прощай, родимый город,
Город детства моего!
Милый дом во мгле растаял –
Словно не было его.


Выступление учащегося «Тема Родины в творчестве поэта»

Для Тукая Родной край – священное место. Для поэта понятие Родины было воплощением истории народа - его прошлого, настоящего и будущего, воплощением народной судьбы в целом. В тукаевском сознании народ и история родной земли были нерасторжимы. Его любовь к Родине, как и его любовь к народу и свободе, превратилась в глубокое поэтическое вдохновение. В своих произведениях Габдулла Тукай воспевает родные поля, леса, жаркое лето, суровые зимы, язык, песни, сказки, образующие конкретные черты образа народа и Родины. Понятия Родина и родной язык для поэта неразделимы.


О язык, родной, певучий! О родительская речь!

Что ещё на свете знал я, что сумел я уберечь!

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать…

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна, радость и печаль твоя.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:

- Помоги, шептал,- помилуй мать с отцом,

помилуй нас…


-О каком языке говорит поэт в своем стихотворении? (Татарском).

- А можем ли мы также сказать о русском языке?

- Какой вывод мы можем сделать? В литературе не существует границ, есть вечные ценности, понятные на любом языке.


- Казань – город науки, просвещения и искусства, город, где Тукая ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследования охранки, смерть и бессмертие.


О, Казань, ты, как светильник,
На горе горишь в ночи,
Словно свечи – минареты, колокольни каланчи!
Ярко светишь ты уездам, захолустным и глухим,
Возвышаясь горделиво, путь указываешь им!


Выступление учащегося «Казанский период»

Появление Тукая в Казани и издание его стихотворных сборников было встречено демократической интеллигенцией с большим воодушевлением.

Как никто из его современников - татарских поэтов, он считал себя учеником русских поэтов-классиков - Пушкина и Лермонтова. "Образцами мне Пушкин и Лермонтов служат",- заявил он уже в начале своего творческого пути ("Размышления одного татарского поэта", 1907) и с высоким вдохновением воспел светлый образ Пушкина:

Как солнце освещает мир, его моря и сушу, -

Так всю, до дна, своим стихом ты озарил мне душу.

( "Пушкину", 1906. Перевод С.Липкина)

Тукай также воспевал гордый образ поэта-гуманиста, противостоящего миру обмана и несправедливости. Явна была здесь перекличка с Пушкиным и Лермонтовым. Обращаясь к поэту-современнику, он советовал ему:

Ты живи своею жизнью, чуждой всякой суеты, 
Шум бесплодный чужд поэту, от него скрывайся ты.

Не сгибайся! Ты огромен в этом мире мелкоты. 
Если надо, пусть в поклоне мир согнется, а не ты.

( "На память", 1908. Перевод В.Тушновой)

Идеи поэта о свободе, верном служении Родине воплотились в стихотворении «Татарская молодежь»

Пусть мрачны над нами тучи, - грянет гром, дожди пойдут, 

И мечтанья молодежи к нам на землю упадут.

По вершинам, по долинам зашумят потоки вод.

Грянут битвы за свободу, сотрясая небосвод.

Пусть народ наш твердо верит всей измученной душой: 

Заблестят кинжалы скоро, близок день борьбы святой.

( Перевод С.Северцева)

- С каким произведением А.С. Пушкина созвучны эти строки? («К Чаадаеву»)

- Что роднит эти произведения? Какую тему поднимают авторы в этих произведениях?

Конечно же, подобные стихи вызывали возмущение властей. Произведения Тукая не печатают, отказывают в работе.

Царские власти не выпускали его из-под своего бдительного надзора. Они понимали, что Тукай - один из тех, чья деятельность проникнута пафосом социальной бури, грозящей разразиться вновь. Прокурору Казанской судебной палаты в 1911 году Временный комитет по делам печати доложил, что в произведениях татарского поэта «комитет усматривает возбуждение к ниспровержению существующего в государстве общественного строя».

Тяжело переживал поэт трагедию безвременья:

Духота какая! Нечем мне дышать. 
Что мне дальше делать, надобно решать. 
Если хватит силы, - мрак тюрьмы покинь, 
А не хватит силы, - сдайся, сдохни, сгинь!

("Сожаление", 1910. Перевод В.Тушновой)

В годы реакции было непоправимо подорвано здоровье Тукая. Он находился в бедственном материальном положении. Коммерческое отношение книгоиздателей к его произведениям и незаинтересованность самого поэта в личном благополучии, несомненно, сыграли при этом немалую роль. Он вынужден был влачить нищенское существование в холодных номерах гостиниц.

Много змей кругом, на счастье злобно зарятся они, 
Извиваясь, проклиная, мне отсчитывают дни. 
Мало, что охвачен гнетом дом, где жизнь влачит поэт, 
Беспокоит их, что ясный надо мною веет свет. 

( "Враги", 1912. Перевод П.Радимова)


- Весной 1908 года Тукай познакомился с Зайтуной Мавлюдовой. Внезапно возникшее чувство к этой девушке прячется в стихах за шутливой иронией. Встретив девушку на улице, поэт этим уже счастлив.

Я потому пишу, что случай данный-
Подобие моей любви, такой же странной.
Я горячо влюблен, но как- то бестолково
Я милой сторонюсь, как чудища лесного.
При встрече не смотрю, ее не вижу будто,
Не выдаю себя, хотя на сердце смутно.

-Нетрудно себе представить переживания Тукая после внезапного отъезда Зайтуны из Казани: ему вдруг показалось, что погасло солнце, весь свет стал не мил. И в то же время он был доволен: хорошо, что уехала, так ничего и не узнав. Пока она жила в Казани, очень трудно было при встречах скрывать сжигавшее его пламя. Любить, не видя, спокойнее.

«Я слышал, что она уехала отсюда,
И что же? К ней от меня помчалась писем груда
Какое там! Чудак, я рад, забыл тревогу,
Исчезла, не узнав,»- твержу, и слава богу.

Такова Тукаевская любовь. На семейную жизнь у Тукая свой устоявшийся взгляд. Он ясен из его произведений. В стихотворении «Наставление» поэт советует остерегаться любви: она иссшушит, испепелит, принесет страдания. Даже если ты соединишь жизнь с любимой, счастье будет недолгим. И все – таки он не считал брак вообще нежелательным. Но после переезда в Казань Тукай часто болеет. Габдулла был убежден, не доживет до седых волос, а раз так, зачем связывать любимую девушку, губить ее будущее. Он должен отказаться от личного счастья. Тукай никогда не отступал от своего решения.

«Наставление»

(По Лермонтову)


Послушай, друг: беги любви, свой взор смири,
Пускай вокруг красавиц рой — ты не смотри!

Ты дверь души не раскрывай — замкни ее.
К себе любовь ты не впускай: гони ее.

Любовь придет — и закружит тебя она,
Тебя скует и превратит в раба она.

Она придет и вдруг лишит души тебя,
И, как гора, начнет давить, душить тебя.

Иссохнешь ты, но будет жить, расти любовь:
Вопьется в грудь и выпьет всю из сердца кровь.
(1907)
(перевод: Р. Морана)


Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. Тукай совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья ("Дача", очерк "Маленькое путешествие"). Здесь Тукай был гостем своего друга поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю.

Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань-Уфа-Петербург.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. Работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать.

Тукай болен. Болезнь прогрессирует. Туберкулез. Наступил 1913 год. Здоровье Тукая ухудшается день ото дня. Но работает он много. Он говорит о себе: «Я ведь не только чистый поэт. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель».

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушел из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта» - писала казанская русская пресса.

Он умер, когда ему было всего 27 лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и с весной ушел из жизни. Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “Наполовину недосмотренным сном”. Даже за столь короткий срок он успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк и столько же прозы.

Великие уходят… Вслед за ними,
Как звезды, новые восходят имена.
Народ мой, береги сынов и ныне,
И впредь – в нелегкие, крутые времена,
Тукай – язык мой. Равного не знаю.
Он школа, свет, когда вокруг темно.
К своим истокам, родина, к Тукаю,

Я верю – ты вернешься все равно.
Спеши к Тукаю, молодое поколенье,
Укрась цветами стройный пьедестал!
«Родной язык», его стихотворенье.
Его завет - народным гимном стал!
Безмерно, как народ, родное слово.
Звучать ему и в праздник, и в беду.
Бежит, струится нить дороги новой.
А годы вдаль зовут
И я – иду…


Сообщение учащегося «Память о Тукае»

В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: площадь в Казани, а по ней и станция метро, улицы в Уфе, Уральске, сёлах Новый Кырлай Арского района Татарстана, Шаранбаш-Князево Шаранского района Башкортостана, селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области.

Памятники поэту установлены в:

    Санкт-Петербурге

    Уральске (Казахстан)

    Москве, открыт 26 апреля 2011 года. Монумент установлен к 125-летию со дня рождения Тукая.

Астрахани

Казани

Музеи:

    Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани.
    Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана.

«Поэт Габдулла Тукай» — круизный теплоход, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна.

Также именем поэта названа государственная премия в области искусства Татарстана.

В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая.


Итог урока. Рефлексия

- Что нового узнали сегодня? Чем запомнился этот урок?

- А закончить наш урок я хотела бы посланием Г. Тукая к вам, ребята. Оно так и называется «Вступающим в жизнь»

Дети! Вам, наверно, скучно в школе?
Может быть, томитесь вы в неволе?
Сам, ребенком, я скучал, бывало,
Мысль моя свободу призывала.
Вырос я. Мечты сбылись: гляди-ка,
Вот я взрослый, сам себе владыка!
Выйду в путь я — без конца, без края
Легкой жизнью весело играя.
Буду я шутить, шалить, смеяться:
Я — большой, мне некого бояться!
Так решив, я в жизнь вступил с надеждой.
Оказался я, увы, невеждой.
Нет свободы на моей дороге,
Счастья нет, ходить устали ноги.
Долго брел я в поисках веселья,
Лишь теперь увидел жизни цель я.
Жизни цель — упорный труд высокий.
Лень, безделье — худшие пороки.
Пред народом долг свой исполняя,
Сей добро — вот жизни цель святая!
Если вдруг я чувствую усталость,
Видя — много мне пройти осталось,

Я в мечтаньях возвращаюсь к школе,
Я тоскую по своей «неволе»;
Говорю: «Зачем я взрослый ныне
И от школьной отошел святыни?
Почему никем я не ласкаем?
Не зовусь Апушем, а Тукаем?»


Домашнее задание.

Индивидуальное здание «Презентация о жизни М.Ю. Лермонтова»

Конспект стр. 97-105


Сообщение учащегося «Память о Тукае»

В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: площадь в Казани, а по ней и станция метро, улицы в Уфе, Уральске, сёлах Новый Кырлай Арского района Татарстана, Шаранбаш-Князево Шаранского района Башкортостана, селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области.

Памятники поэту установлены в:

    Санкт-Петербурге

    Уральске (Казахстан)

    Москве, открыт 26 апреля 2011 года. Монумент установлен к 125-летию со дня рождения Тукая.

Астрахани

Казани

Музеи:

    Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани.
    Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана.

«Поэт Габдулла Тукай» — круизный теплоход, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна.

Также именем поэта названа государственная премия в области искусства Татарстана.

В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая.


«Вступающим в жизнь»

Дети! Вам, наверно, скучно в школе?
Может быть, томитесь вы в неволе?
Сам, ребенком, я скучал, бывало,
Мысль моя свободу призывала.
Вырос я. Мечты сбылись: гляди-ка,
Вот я взрослый, сам себе владыка!
Выйду в путь я — без конца, без края
Легкой жизнью весело играя.
Буду я шутить, шалить, смеяться:
Я — большой, мне некого бояться!
Так решив, я в жизнь вступил с надеждой.
Оказался я, увы, невеждой.
Нет свободы на моей дороге,
Счастья нет, ходить устали ноги.
Долго брел я в поисках веселья,
Лишь теперь увидел жизни цель я.
Жизни цель — упорный труд высокий.
Лень, безделье — худшие пороки.
Пред народом долг свой исполняя,
Сей добро — вот жизни цель святая!
Если вдруг я чувствую усталость,
Видя — много мне пройти осталось,

Я в мечтаньях возвращаюсь к школе,
Я тоскую по своей «неволе»;
Говорю: «Зачем я взрослый ныне
И от школьной отошел святыни?
Почему никем я не ласкаем?
Не зовусь Апушем, а Тукаем?»


«Вступающим в жизнь»

Дети! Вам, наверно, скучно в школе?
Может быть, томитесь вы в неволе?
Сам, ребенком, я скучал, бывало,
Мысль моя свободу призывала.
Вырос я. Мечты сбылись: гляди-ка,
Вот я взрослый, сам себе владыка!
Выйду в путь я — без конца, без края
Легкой жизнью весело играя.
Буду я шутить, шалить, смеяться:
Я — большой, мне некого бояться!
Так решив, я в жизнь вступил с надеждой.
Оказался я, увы, невеждой.
Нет свободы на моей дороге,
Счастья нет, ходить устали ноги.
Долго брел я в поисках веселья,
Лишь теперь увидел жизни цель я.
Жизни цель — упорный труд высокий.
Лень, безделье — худшие пороки.
Пред народом долг свой исполняя,
Сей добро — вот жизни цель святая!
Если вдруг я чувствую усталость,
Видя — много мне пройти осталось,

Я в мечтаньях возвращаюсь к школе,
Я тоскую по своей «неволе»;
Говорю: «Зачем я взрослый ныне
И от школьной отошел святыни?
Почему никем я не ласкаем?
Не зовусь Апушем, а Тукаем?»


«Вступающим в жизнь»

Дети! Вам, наверно, скучно в школе?
Может быть, томитесь вы в неволе?
Сам, ребенком, я скучал, бывало,
Мысль моя свободу призывала.
Вырос я. Мечты сбылись: гляди-ка,
Вот я взрослый, сам себе владыка!
Выйду в путь я — без конца, без края
Легкой жизнью весело играя.
Буду я шутить, шалить, смеяться:
Я — большой, мне некого бояться!
Так решив, я в жизнь вступил с надеждой.
Оказался я, увы, невеждой.
Нет свободы на моей дороге,
Счастья нет, ходить устали ноги.
Долго брел я в поисках веселья,
Лишь теперь увидел жизни цель я.
Жизни цель — упорный труд высокий.
Лень, безделье — худшие пороки.
Пред народом долг свой исполняя,
Сей добро — вот жизни цель святая!
Если вдруг я чувствую усталость,
Видя — много мне пройти осталось,

Я в мечтаньях возвращаюсь к школе,
Я тоскую по своей «неволе»;
Говорю: «Зачем я взрослый ныне
И от школьной отошел святыни?
Почему никем я не ласкаем?
Не зовусь Апушем, а Тукаем?»


«Вступающим в жизнь»

Дети! Вам, наверно, скучно в школе?
Может быть, томитесь вы в неволе?
Сам, ребенком, я скучал, бывало,
Мысль моя свободу призывала.
Вырос я. Мечты сбылись: гляди-ка,
Вот я взрослый, сам себе владыка!
Выйду в путь я — без конца, без края
Легкой жизнью весело играя.
Буду я шутить, шалить, смеяться:
Я — большой, мне некого бояться!
Так решив, я в жизнь вступил с надеждой.
Оказался я, увы, невеждой.
Нет свободы на моей дороге,
Счастья нет, ходить устали ноги.
Долго брел я в поисках веселья,
Лишь теперь увидел жизни цель я.
Жизни цель — упорный труд высокий.
Лень, безделье — худшие пороки.
Пред народом долг свой исполняя,
Сей добро — вот жизни цель святая!
Если вдруг я чувствую усталость,
Видя — много мне пройти осталось,

Я в мечтаньях возвращаюсь к школе,
Я тоскую по своей «неволе»;
Говорю: «Зачем я взрослый ныне
И от школьной отошел святыни?
Почему никем я не ласкаем?
Не зовусь Апушем, а Тукаем?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя