СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии материков и океанов по географии в 7 классе на тему "Население Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии материков и океанов в 7 классе на тему "Население Африки" посвящен  населению Африки: коренному и пришлому, затрагивает вопрос этнического состава населения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок географии материков и океанов по географии в 7 классе на тему "Население Африки"»

Урок по географии материков и океанов в 7 классе по теме

«Население Африки».

Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

Цель урока:

  • Образовательная: - обобщить и систематизировать материал по теме: «Географическое положение. Природа Африки».

  • Формировать знания об этническом составе населения Африки, динамику их размещения;

  • Развивающая:- развивать критическое мышление, пространственное представление, память.

  • Усовершенствовать практические умения работы с тематическими картами атласа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: политическая карта Африки, карточки с заданиями, учебник, атласы, картинки с населением Африки, сигнальные карточки, шаблоны Африки, финики;

Базовые и опорные: население, расы, народы, плотность.

Эпиграф урока «Да здравствует милая Африка»

Корней Чуковский

Ход урока

I. Организационный момент

II. Обобщение знаний и умений

1. Педагогическая технология «Да или нет»

У каждого учащегося на парте лежат сигнальные карточки. Согласно, задаваемого вопроса учащиеся поднимают ту карточку, которая соответствует данному ответу.

А) Африку омывает Тихий океан.

Б) Африка почти посередине пересекается экватором.

В) Африка расположена во всех географических поясах

Г) Африка расположена во всех полушариях

Д) Крайняя южная точка- мыс Рас- Гафун

Е) Африка - самый большой по площади материк

2. «Ошибка картографа»

Ι группа Картограф прислал нам конверты с заданиями, в которых успел изобразить только контуры Африки. Наша с вами задача нанести основные географические названия на соответствующие места на карте.

ΙΙ группа

«Собери карту»

Ученик собирает разрезанную карту Африки

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Между компонентами природы существует множество связей, взаимодействий. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Человек - неотъемлемая часть природы.

Вы уже знаете об особенностях природы Африки, следующий этап наших исследований - ее население. В изучении нового материала нам будут помогать учебник (стр. 98) и карты атласа (стр.15). Раскрывая данную тему, мы будем использовать план изучения материка.

IV. Изучение нового материала.

1.Численность и плотность населения.

Африка, как вы помните, является прародиной человека. Давайте посмотрим видео-ролик. После просмотра вы должны будете ответить на мои вопросы.

– Итак, кто является прародителями современного человека? (Бушмены.)

– На какой территории появились первые люди бушмены? (На юге Африки.)

– Сколько лет назад? (60 тыс. лет назад)

А сейчас познакомимся с размещением населения материка. Для этого будем работать с картой плотности населения. Учитель в ходе беседы выясняет, какой показатель характеризует размещение населения, учащиеся анализируют карту плотности населения Африки, и выделяют районы с высокой и низкой плотностью населения. В ходе беседы находятся причины, которые влияют на высокую и низкую плотность населения и записывают их в тетрадь. В данной работе используется карта «Природные зоны мира», которая сопоставляется с картой «Народы и плотность населения».

Рассмотрим карту плотности населения мира. Какой можно сделать вывод, обратив своё внимание на Африку? Население Африки размещено крайне неравномерно.

Какие причины оказывают влияние на неравномерное размещение населения этого континента?

В первую очередь, это природные условия материка. Как уже было сказано ранее Африка является самым жарким материком на Земле. Пустыни и засушливые районы занимают более 60% ее площади.

Таким образом, территории пустыни Сахары, Калахари, Намиб и некоторые другие заселены очень мало. В их пределах есть районы, где вообще никто не живёт, или плотность населения составляет менее 1 человека на км2.

А что еще, кроме природных условий, могло повлиять на размещение населения Африки?

Окунёмся в историю развития материка. Вспомните: в начале XX века в Африке было создано множество европейских колоний. Борьба европейских держав за природные ресурсы материка привела к появлению французской, британской, германской Африки.

Но как же это могло повлиять на размещение населения Африки?

Благодаря созданию колоний в Африке происходил массовый приток переселенцев из стран Европы. В то же время, коренное население Африки вытеснялось, подавлялась и даже зачастую физически уничтожалось.

Нельзя не отметить, что длительное господство колониальных держав в Африке сильно притормозило культурное развитие стран материка. Угнетенные африканские народы объединялись, боролись с захватчиками.

В середине XX  века Африка стала материком национально-освободительной борьбы, которая привела к распаду колониальной системы.

И лишь к концу XX века страны этого материка  все же смогли обрести свою независимость. 

Вернёмся к карте плотности населения мира. Если внимательно проанализировать её, то можно заметить, что наиболее плотно заселены территории побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье Африки. Высока плотность населения в дельте реки Нила. На 1 км2 здесь приходится 1 000 человек.

В заключении этапа учащиеся делают вывод о размещении населения на материке Африка.

1) население распределяется крайне неравномерно.

2) очень большие пространства материка имеют низкую плотность населения (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км²), а значительные территории вообще не заселены.

3) Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер.

ВЫВОД: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности.

2. Расы и народы.

Как уже было сказано ранее в Африке проживает огромное количество различных народов. Здесь насчитывают от 500 до 7 000 народных и этнических групп.

Население Африки относится к трём основным расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.

Ребята рисуют шаблон Африка, на который во время изучения нового материала наносят народы Африки.

В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения. Основную часть жителей материка составляют: коренное население, которое относится к представителям двух больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной). Большую часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком.

Население Северной Африки составляют арабы и берберы. В условиях тропического пустынного климата земледелие в Сахаре возможно только в оазисах. Поэтому местное население занимается главным образом животноводством и ведет кочевой образ жизни, разводят, коз, овец, верблюдов. Для кочевников верблюды незаменимые животные. Они могут не пить 3-4 дня. На них местные жители перевозят свои семьи и домашнее имущество. Шкуры служат для изготовления одежды и обуви, из молока делают сыр, а из шерсти – ткани.

Что касается населения европеоидной расы, то ее представители, в основном, живут на севере Африки. К ней можно отнести арабские народы, а также берберов. Для представителей европеоидной расы характерен смугловатый цвет кожи, тёмный цвет волос и глаз, узкий нос, овальные черты лица.

Европеоидная раса

Арабы и берберы – это азартные торговцы. Эти люди очень любят поторговаться. Для них считается удовольствием, когда покупатель сбивает цену в 5, а то и в 10 раз дешевле.

Вернёмся к карте. В тропической зоне Африки распространена экваториальная или другими словами негро-австралоидная раса. Для представителей этой расы характерны курчавые и волнистые волосы, тёмный цвет кожи и глаз, широкий нос, пухлые губы.

Население Центральной Африки.

В лесах бассейна Конго живут пигмеи. Лес для пигмеев – дом и источник всего необходимого для существования. Они занимаются охотой, сбором плодов и, съедобных растений, дикого меда. С невероятной ловкостью пигмеи взбираются на деревья, без труда пробираются сквозь дикие, непроходимые заросли экваториального леса. Селение пигмеев трудно заметить в лесу. Свои жилища – шалаши из веток – они искусно прячут между стволами деревьев. Одежду у взрослых пигмеев часто заменяют набедренная повязка. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. На животных они охотятся лишь с копьем и луком. Масаи – самые высокие люди Африки. На юго-востоке Судана живут нилотские племена. С началом дождей нилоты возвращаются в деревни и обрабатывают поля. Собранное зерно ссыпают в специальные хранилища – большие корзины. После уборки урожая у нилотов наступает пора осенних праздников. Нилоты очень любят украшения – яркие бусы, кольца, браслеты, повязки, которые оттеняют темный цвет кожи. Свое тело они раскрашивают красной охрой, а лица, как и многие народы Африки, украшают татуировкой. Говоря о росте населения, нельзя не отметить, что в Африке также проживает удивительное племя пигмеев. По-другому, их еще называют «люди величиной с кулак». И не удивительно, ведь их рост составляет всего лишь 130–140 сантиметров.

Племя пигмеи

Пигмеи являются самыми маленькими людьми в мире. Эти народы обладают превосходным слухом и отличным обонянием. Они считаются прекрасными охотниками. Экваториальный лес Африки является для пигмеев домом, а также источником всего необходимого для жизни.


Среди населения Африки существуют самые высокие и самые низкие народы в мире. Так, самые высокорослые люди проживают в зоне саванн Северной Африки. Их средний рост составляет 180-200 сантиметров. Это такие народы как, тутси, нилоты, масаи.

Масаи являются самыми красивыми людьми среди аборигенов Восточной Африки. У этого племени существует интересный обычай. Чтобы мальчику этого племени завоевать право считаться мужчиной, он должен либо дернуть льва за хвост, либо три раза ногой ударить носорога.

Говоря о населении Африки нельзя не упомянуть про малагасийцев. Это жители острова Мадагаскара. Малагасийцы произошли от смешения представителей монголоидной и негроидной расы.

Для них характерен смуглый, часто желтоватый цвет кожи, тёмный цвет волос и глаз, широкое, плоское лицо.

Монголоидная и негроидная расы

Для них характерен смуглый, часто желтоватый цвет кожи, тёмный цвет волос и глаз, широкое, плоское лицо.

Расовый и этнический состав Африки очень разнообразен. Каждый народ этого материка отличается своими традициями и образом жизни. Путешествуя по этому континенту, вы окунётесь в различные вероисповедания и всевозможные обычаи. Это и придаёт Африке особый колорит и некую загадочность.

Народы Южной Африки. Коренные жители Ю.Африки – банту, бушмены, готтентоты. Они ведут кочевой образ жизни, лишь немногие живут в деревнях и обрабатывают мотыгой небольшие поля, сеют кукурузу, сорго. Большинство готтентотов работают на фермах европейцев или работают на фермах европейцев или работают на заводах и рудниках чернорабочими. Еще одно интересное племя Африки – бушмены.  Бушмены – это охотники и собиратели. Большая их часть проживает на территории пустыни Калахари.

Для этого народа характерен  желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Интересно то, что у бушменов нет домов. Лишь по необходимости женщины сооружают шалаши из сухой травы и веток.

Игра «Цепочка» Каждый ученик находит какие народы проживают на материке и в каких государствах и передают указку, выходя к карте называют народы и показывают государства по цепочке.

V. Закрепление нового материала

Ответы на вопросы:

а) Какова численность населения Африки?

б) Какая плотность население?

в) Представители скольких рас проживает на территории Африки?

Задание: Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается. Приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается.

А) Шатер кочевников туарегов. “Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж.” Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня)

Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители “стирают” крышу и стены (влажный экваториальный лес).

В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: “Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела”. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна).

Задание: По учебнику (стр. 103) рассмотрите рис.59 и ответьте на вопросы:

А) Какому народу принадлежит это жилище?

Б) В какой природной зоне его можно построить?

В) Какой строительный материал используется при строительстве?


   


А)___________________А)_________________А)__________________

Б)____________________Б)_________________Б)_______________

В)____________________ В)________________В)________________

Блиц-опрос:

1. Сколько людей проживает Африке в настоящее время?

2. Почему Африку называют Черным материком?

3. Назовите самый низкорослый народ Африки.

4. В какой природной зоне проживают самые высокие люди Африки?

5. Назовите районы Африки, где плотность населения достигает 100 человек на 1 кв. км, где менее 1 человека на 1 кв. км.

6. Опишите тип жилища африканца, проживающего в экваториальных лесах.

7. Почему жители африканских пустынь в своем багаже обязательно имеют покрывало?

Работа с кроссвордом:

. . . А . . . . . . .
. Ф . . . .
. . Р . . . .
. И . . . .
. . . . К . . . . .
. А . . .

М А Л А Г А С И Й Ц Ы
Э Ф И О П Ы
Б Е Р Б Е Р Ы
П И Г М Е И
А Ф Р И К А Н Е Р Ы
М А С А И

Знакомство со своеобразием природы, быта, жизненного уклада народов пословицы и поговорки.

- пословицы народа амхара (Эфиопия)

«Для дела нужен мир, а для поездки сухая погода».

«Завтра июнь может обрушиться и на меня»

«Родником восторгается тот, кто не видел Нила».

Какие особенности природы и быта нашли в них отражение?

Зулусы:

«Не может роса соперничать с солнцем»

«Нельзя переходить реку в половодье»

«Он ставит пятна леопарду»

«Один гнилой банан испортит всю ветвь»

Народ хауса:

«Лекарство для завистников - пустыня»

«Страшно в лесу - стыдно дома».

VI. Итог урока, выставление оценок за урок.

Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств. И в заключении хочу посоветовать, вам посмотреть очень интересный фильм о человеке и населении Земли. Это фильм «Путешествие человека».

VII. Домашнее задание

Прочитать параграф 22.

Приложение к уроку

(групповая работа с учебником и картой)

Схема НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ:

Задание 1.Заполните таблицу:

Расовый состав коренного населения Африки

Расы

Представители народов данной расы

Где

проживают

Характерные внешние признаки


Европеоидная











Негроидная



















Промежуточная

раса














Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 102), заполните таблицу:

Пришлое население Африки

народы





место проживания




Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….




  








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!