СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии по теме: "Транспорт мира". 10-й класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме: "Транспорт мира". 10-й класс»

Урок географии по теме: "Транспорт мира". 10-й класс


Цели: Сформировать представление о видах транспорта и уровне её развития в отраслях Мирового хозяйстве.

Задачи:

Предметные – овладение учащимися характеризовать основные параметры Мировой транспортной системы, ее проблемы и перспективы развития;

Метапредметные - развивать у учащихся умение работать с разными видами информации и ориентироваться в ней, выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли, работать во времени и в группах;

Личностные - воспитание у учащихся уважительного отношения к мнению других учеников;

развивать умения сотрудничества со сверстниками при работе в группе, принимать коллективное решение;

работать над осознанием ответственности за общее дело;

формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма.

В ходе урока у учащихся развиваются следующие умения:

Учебно-управленческие:

  • определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;

  • самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;

  • оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Учебно-информационные умения:

  • умение работать с письменными и устными текстами;

  • умение работать с картографическими источниками информации.

Учебно-логические умения:

  • определять компоненты изучаемого объекта;

  • осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;

  • осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.

Форма работы учащихся на уроке: комбинированная (парная и индивидуальная)

Материальное оснащение урока:

персональный (для учителя) компьютеры, мультимедийный проектор, атлас “Транспорт мира контурная карта для 10 класса, картосхемы, раздаточный материал, учебник «Экономическая и социальная география мира» 10 класс В.П. Максаковский, CD диск к учебнику


Этапы урока

Этапы урока

Продолжи-тельность, мин.

Содержание деятельности

    1. Организационный момент

1-3

Приготовление к уроку; проверка готовности рабочих мест; приветствие учителя; создание положительного настроя учащихся на урок

    1. Актуализация знаний

5

Убедить учеников в необходимости дальнейшего изучения темы «Транспорт». (приложение № 1)

    1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

15

Сравнивать виды транспорта по ряду показателей на основе анализа статистических данных

Выявлять и анализировать преимущества и недостатки каждого вида транспорта

(Приложение № 4, № 5)

    1. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

1

Смена вида деятельности. Установка на здоровый образ жизни и ее реализации на уроке.

    1. Усвоение новых знаний

10

Привлечение внимания к принципиально новым сведениям, развитие умения решать учебно-познавательные задачи.(см. приложение № 2 ).

    1. Закрепление знаний и подведение итогов

10

Закрепить полученные знания о транспорте

(см. приложение№3).

    1. Домашнее задание

2


    1. Рефлексия деятельности

1

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Организационный момент, постановка цели урока.

Сегодня мы продолжим говорить о транспорте мира.


Учащиеся здороваются, дежурный сообщает информацию об отсутствующих на уроке.

Доска

Актуализация знаний

Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной;

скажите, почему ?

Активное действие учащиеся отвечают на вопрос, и систематизирует ответы одноклассников

Мультимедийный проектор. Приложение № 1

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

Обеспечение учащимся цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной деятельности на основе опорных знаний.

Мультимедийный проектор (слайды с таблицами, картами и статистическим материалом)

Приложение № 4,5

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Подготовка к смене вида деятельности.

Установка на здоровый образ жизни

Музыкальный проигрыватель, движение под музыку.

Усвоение новых знаний

Нацеливание учащихся на восприятие новых знаний

Работа с раздаточным материалом, с географической картой, учебником, атласом.

Приложение № 2

Закрепление знаний и подведение итогов

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, классификация и систематизация.

Самостоятельное выполнение задания с поэтапным увеличением сложности.

Взаимопроверка ребят.


Мультимедийный проектор (слайды с ответами)

Приложение № 2.1; № 3.1

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Необходимые и достаточные условия для выполнения домашнего задания

Мультимедийный проектор (слайд с домашним заданием)

Рефлексия деятельности

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.

Выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, обобщение высказываний учащихся, оценка степени решения задач.


1. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим говорить о транспорте мира.

Мы знаем, что тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, скажите, почему тема транспорт является важной и актуальной.

Ответ: транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности. Приложение № 1

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы должны:

  1. вспомнить о мировой транспортной системой.

  2. узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике.

  3. дать характеристику видов транспорта.

  4. знать об особенностях транспорта в странах разного типа.

  5. поговорить о экопроблемах и перспективах развития транспортной системы.

Цели написаны на доске.

Тема для вас не новая, мы говорили о транспорте России в 9 классе, но довольно обширная. Для того чтобы достичь все намеченные цели, мы будем работать в парах.

Итак – приступаем!

Мы ранние уже изучали с вами тему «Транспорт России» и теперь пришло время продолжить наше изучение, давайте вспомним, что мы уже знаем. Обратим своё внимание на Приложение № 1.

3. Усвоение новых знаний.

Ребята у вас есть приготовленный шаблон №2, который вам надлежит заполнить в ходе обсуждения (см. приложение №2,).

А теперь давайте вместе проверим правильность заполнения шаблона. Если есть ошибки или недочеты, исправьте их.

В ходе обсуждения мы узнали:

  1. о значении транспорта;

  2. об основных различиях между транспортом экономически развитых и развивающихся стран.

Отметить эти цели в тетради.

вспомним основные виды сухопутного транспорта.

В ходе обсуждения вам предстоит выполнить различные виды работ: показать по атласу называемые объекты, вписать страны-лидеры по основным видам транспорта, заполнить диаграммы. Будьте внимательны!

  1. Автомобильный транспорт.

  2. Железнодорожный транспорт.

  3. Трубопроводный транспорт.

  4. Воздушный (с использованием картосхемы “Авиационный транспорт мира” и магнитов одного цвета для обозначения крупнейших аэропортов мира).

  5. Морской (с использованием магнитов разного цвета для обозначения крупнейших универсальных, контейнерных, нефтеналивных портов).

  6. Речной (сопровождается показом крупных судоходных рек, системы каналов и главного района озерного судоходства).

В ходе интересных и объемных рассуждений мы узнали об основных видах транспорта, его географии и особенностях, т.о. достигли еще одной намеченной цели.

Отметить цель в тетради.

Приложение № 4,5

В завершении разговора о транспорте ваша задача внимательно прочитать таблицу и сделать вывод:

(Можно воспользоваться учебником, стр. 151)

  1. определение Мировой транспортной системы;

  2. основные экологические проблемы, связанные с транспортом.

  3. Проблемы транспорта

  4. Перспективы развития транспорта

Оздоровительное значение природы не вызывает сомнений. На здоровье человека благотворно действует чистый воздух, хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии в горы и т. д. Природа — это не только кладовая материальных благ, она источник здоровья, радости и духовного богатства. Чем чище воздух, вода, почва, тем лучше условия создаются для здоровья человека.

Таблица

Загрязняющие вещества

Основные источники выбросов

Воздействие на здоровье человека и окружающую среду

Твердые взвешенные частицы

Энергетика, металлургия, стройиндустрия, транспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы, легочных и сердечных заболеваний

Двуокись серы (SO2)

Энергетика, автотранспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы, легочных и сердечных заболеваний

Оксид углерода (CO)

Автотранспорт

Нарушает способность крови поглощать кислород, опасен при заболевании сердца

Оксид азота (NO)

Энергетика, транспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы и других легочных заболеваний, возможно снижение сопротивляемости организма к болезни.

Углеводороды

Автотранспорт, металлургия, энергетика, нефтепереработка

Тошнота, сонливость, головные боли, некоторые углеводороды — канцерогены

Бенз(а)пирен

Энергетика, металлургия, автотранспорт.

Канцероген, возможно мутагенное воздействие.

4. Закрепление знаний.

Теперь давайте посмотрим, как мы сможем реализовать выполненные цели.

Возьмите приготовленные для каждого листы с тестовыми заданиями (5 вариантов) и в течении 1-2 минут постарайтесь правильно ответить на 5 вопросов.

Поменяйтесь листами, проверьте работу друг-друга, выставив отметки по критериям и сдайте мне.

5. Итог.

В ходе урока мы, выполнив все намеченные цели.

Дать качественную характеристику деятельности класса, выставить отметки.

Осталось заполнить Технологическую карту урока (см. приложение№3).

6. Домашнее задание.

1. Повторить тему 5 раздел 3 “Транспорт мира”.

(Не забудьте о дополнительном материале в конце раздела, о таблицах в приложении и о картах атласа).

2. Нанести на контурную карту:

страны-лидеры по основным видам транспорта;

крупнейшие порты и аэропорты мира;

основные каналы и проливы;

крупные судоходные реки.

Транссибирскую ж\д магистраль и Панамериканское шоссе.

При выполнении домашнего задания воспользуйтесь листом №3 и картами атласа.

Наш урок закончен. Благодарю вас за работу.

Далее приведены приложения с правильными ответами.

Приложение 2а ответ к приложению 2

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.

1. Значение транспорта:

- Транспорт является основой ГТР.

- Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

- География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.

- Транспорт способствует специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран.

- Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояния между людьми.

2. Воздействие НТР на разделение труда между видами транспорта:

- Увеличение пропускной способности транспортных путей.

- Появление новых транспортных средств.

- Увеличение вместимости и скорости передвижения.

- Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7-10 раз.

Контейнеризация – перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях – контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств – контейнеровозов и специальных перегрузочных станций – контейнерных терминалов.

3. Основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран:

Развитые

  • Представлен всеми видами транспорта.

  • Технический уровень высокий.

  • Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения самые высокие.

  • На эти страны приходится 80% общей длины мировой транспортной сети.

Развивающиеся.

  • Несформированная транспортная система.

  • Транспортная подвижность населения ниже среднемировой.

  • Преобладание одно – двух видов транспорта.

  • Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения низкая.

  • Широко используется для перемещения грузов гужевого, вьючного транспорта.


Приложение 3а ответ к приложению 3

Основные виды транспорта.

Автомобильный

Показать: Панамериканское шоссе, вписать страны – лидеры по размерам автомобильного парка:

1. США

2. Япония

3. ФРГ

4. Италия

5. Франция

6. Великобритания

7. Россия


Железнодорожный
Показать Транссибирскую магистраль (Москва – Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Владивосток)

Вписать страны – лидеры по длине ж/д сети:

Страны – лидеры по густоте ж/д:

1. США

2. Россия

3. Канада

4. Индия

5. Китай

1.Швейцария 140 км на 1000 км

2.ФРГ 122км

3.Чехия 120 км

4.Куба 114 км

5.Бельгия 112 км

6.для России 5,1 км

Трубопроводный

Показать трубопровод «Дружба»

Страны – лидеры по длине трубопроводов:

1. США

2. Россия

3. Канада

4. Китай

5. Саудовская Аравия


Воздушный

Показать крупнейшие аэропорты мира:

г. Атланта, г. Чикаго – США

г. Лондон – Хитроу;

г. Франкфурт на Майне – Рейн Майн;

г. Париж – Шарль де Голь;

г. Токио – Ханеда;

г. Москва – Шереметьево – 45 место.

Речной

Показать судоходные реки: Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго, Рейн.

Морской

Показать морские каналы Суэцкий, Панамский, Кильский.

Страны лидеры по размерам морского флота

1. Панама

2. Либерия

3. Греция

4. Кипр

5. Багамские острова


Показать морские проливы: Ла Манш, Гибралтарский, Ормузский, Зондский, Босфор, Малаккский.

Показать мировые порты:

1.Роттердам

2.Сингапур

3.Новый Орлеан

4.Кобе

5.Нью-Йорк


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТРАНСПОРТ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

1) Опираясь на полученные в 9 классе знания, выбрать главное и существенное

-Транспорт сам не производит продукцию, а участвует в её создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

-Транспорт относится к третичному сектору экономики и принадлежит к сфере отраслей, оказывающей услуги.

Виды транспорта группируются по признакам: по значению, по уровню, по сферам их применения, в этом случае выделяют:

В иды транспорта:


СУХОПУТНЫЙ ВОДНЫЙ

/ \ ж/д автомобильный трубопроводный морской речной

воздушный

Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами – пунктами, в которых сходят несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

Самый крупный транспортный узел в Росси – Московский.

Работа транспорта оценивается по показателям:

Грузооборот – произведение количества перевезенного груза на дальность перевозок (исчисляется в т/км)

Пассажирооборот – произведение количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки (исчисляется в пас/км)








ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.

1. Значение транспорта:

- Транспорт является _________________________________________

- Объем и структура транспортных перевозок отражают _____________________________________________________________

- География транспортной сети и грузопотоков влияет на ______________________________________________________________

- Транспорт способствует ____________________________________ ______________________________________________________________

- Без транспорта было бы невозможно преодоление _____________ ______________________________________________________________


2. Воздействие НТР на разделение труда между видами транспорта:

- Увеличение _____________________________________________________

- Появление ______________________________________________________

- Увеличение _____________________________________________________


Контейнеризация – ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________


3. Основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран:

Развитые

  • Представлен _________ видами транспорта.

  • Технический уровень _________.

  • Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения ____________________.

  • На эти страны приходится _____ общей длины мировой транспортной сети.

Развивающиеся.

  • _________________ транспортная система.

  • Транспортная подвижность населения ______ среднемировой.

  • Преобладание ___________ видов транспорта.

  • Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения _________.

  • Широко используется для перемещения грузов ____________________________ транспорта.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Автомобильный

Показать: Панамериканское шоссе, вписать страны – лидеры по размерам автомобильного парка:

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

6. _______________

7. _______________


Железнодорожный
Показать Транссибирскую магистраль (Москва – Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Владивосток)

Вписать страны – лидеры по длине ж/д сети:

Страны – лидеры по густоте ж/д:

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

1.Швейцария 140 км на 1000 км

2.ФРГ 122км

3.Чехия 120 км

4.Куба 114 км

5.Бельгия 112 км

6.для России 5,1 км

Трубопроводный

Показать трубопровод «Дружба»

Страны – лидеры по длине трубопроводов:

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _____________

5. _____________


Воздушный

Показать крупнейшие аэропорты мира:

г. Атланта, г. Чикаго – США

г. Лондон – Хитроу;

г. Франкфурт на Майне – Рейн Майн;

г. Париж – Шарль де Голь;

г. Токио – Ханеда;

г. Москва – Шереметьево – 45 место.

Речной

Показать судоходные реки: Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго, Рейн.


Морской

Показать морские каналы Суэцкий, Панамский, Кильский.


Страны лидеры по размерам морского флота

1. _____________

2. _____________

3. _____________

4. _______________

5. _______________


Показать морские проливы: Ла Манш, Гибралтарский, Ормузский, Зондский, Босфор, Малаккский.

Показать мировые порты:

1.Роттердам

2.Сингапур

3.Новый Орлеан

4.Кобе

5.Нью-Йорк



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТРАНСПОРТ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Оздоровительное значение природы не вызывает сомнений. На здоровье человека благотворно действует чистый воздух, хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии в горы и т. д. Природа - это не только кладовая материальных благ, она источник здоровья, радости и духовного богатства. Чем чище воздух, вода, почва, тем лучше условия создаются для здоровья человека.

Выдержки из газет: Летом, когда подъезжаешь к Вене (впрочем, как и ко многим другим крупным промышленным городам), ясно видишь мутное, серое, неподвижное марево над городом. Оно висит даже в дни, когда фабрики и заводы не работают. Это «дышат» автомобили, отнимая кислород у человека, насыщая воздух выхлопными газами. Автомобиль, едва успев стать помощником и другом человека, превращается в его врага. Ученые приводят впечатляющие цифры. Двигатели внутреннего сгорания в США пожирают вдвое больше кислорода, чем за такое же время его восстанавливается в результате кругооборота в природе. Спасают Америку ветры, приносящие кислород с океанов. Автомобили мира ежегодно выбрасывают около 200 млн. т. окиси углерода, 40 млн. т. углеводородов и 20 млн. т. окиси азота. А ведь число автомобилей непрерывно увеличивается!

В мировой океан ежегодно поступает около 13–14 млн. тонн нефтепродуктов.

Нефть в водоемы попадает в результате:

А) при погрузке с танкера её в танкеры; Б) при авариях танкеров; В) сбросов остатков нефтяного груза.

Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый вкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг. на 1 литр гибнет рыба. При концентрации 1,2 мг. На 1 литр не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги). Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть вглубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться — она гибнет от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий. Очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных. В мировой океан поступает и большое количество сточных вод и мусора, образующегося на судах в результате их эксплуатации. Один британский эколог провел 1,5 месяца на судне, чтобы учесть количество мусора, выбрасываемого за борт.

Трубопроводный транспорт тоже может чрезвычайно загрязнять окружающую среду. На этом месте долго не будут расти растения, водиться животные. Если произойдет возгорание, то пожар долгое время не удастся потушить, может произойти взрыв. Поэтому надо следить за трассой трубопроводного транспорта, вовремя ликвидировать утечку нефти и газа.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ТРАНСПОРТ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.


Загрязняющие вещества

Основные источники выбросов

Воздействие на здоровье человека и окружающую среду

Твердые взвешенные частицы

Энергетика, металлургия, стройиндустрия, транспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы, легочных и сердечных заболеваний

Двуокись серы (SO2)

Энергетика, автотранспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы, легочных и сердечных заболеваний

Оксид углерода (CO)

Автотранспорт

Нарушает способность крови поглощать кислород, опасен при заболевании сердца

Оксид азота (NO)

Энергетика, транспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы и других легочных заболеваний, возможно снижение сопротивляемости организма к болезни.

Углеводороды

Автотранспорт, металлургия, энергетика, нефтепереработка

Тошнота, сонливость, головные боли, некоторые углеводороды — канцерогены

Бенз(а)пирен

Энергетика, металлургия, автотранспорт.

Канцероген, возможно мутагенное воздействие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!