Оргмомент В начале урока на экране последовательно сменяют друг друга ландшафты различных частей планеты (экваториальная, полярная, тропические части), ветры, выпадение осадков в разном виде. Актуализация знакомых понятий. - О чем говорит панорама пейзажей? (разнообразие природы Земли, уникальность, красота…) -Какие факторы влияют на погоду и климат? (географическое положение, влияние океанов, океаны, течения …) -Как называются эти факторы? (климатообразующие факторы) Задания на листочках (4 пары учеников) пара. На схеме показать, подписать области атмосферного давления, приготовить рассказ о закономерностях их образования и распределения. пара. На схеме показать стрелочками направления движения постоянных ветров, подписать названия, рассказать о них. пара. На схеме показать распределение осадков на Земле, объяснить закономерности их распределения. пара. На схеме обозначить районы формирования воздушных масс. Дать краткую характеристику свойств воздушных масс. Работа с остальными ребятами класса. Слайд 1. Вспомним героев известного мультфильма. После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя. Кто рассуждал правильно. Работая в группах, через минуту вам предлагается проанализировать ситуацию и объяснить ответ. Окончание времени - звучит колокольчик. Ответ дает с аргументацией одна группа, остальные сигнализируют карточками: зеленый цвет: согласны, красный – не согласны, если красная карточка, то аргументированный ответ, в чем неточность. Слайд 2. Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался (на него Винни Пух упал). (не прав, в центре Австралии осадков мало, но давление действительно высокое) Ответ 1 группы, остальные голосуют: согласны – зеленый, не согласны – красный. Если необходимо, комментарии и исправление ответа другими группами. Слайд 3. Кролик рассуждал практически. я известный овощевод, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух» (кролик прав, давление низкое, воздух поднимается вверх, т.к. хорошо нагревается от земной поверхности, поднимаясь, он охлаждается и выпадают осадки) Ответ 2 группы, голосование Слайд 4. «А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить» - заявила Сова. (сова права в том, что в Англии действительно нужен зонтик, т. Как климат там морской и осадков выпадает много) Ответ 3 группы, голосование Слайд 5. «А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится» - задумчиво размышлял ослик Иа. (не прав, на северном полюсе холодно, давление высокое и осадков выпадает мало) Ответ 4 группы, голосование. Молодцы, а теперь проверим задание первых четырех пар через документ-камеру. Ребята рассказывают о природных закономерностях, если есть необходимость, ответ корректируется другими ребятами. Изучение нового материала Подведем некоторые итоги. Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли». - В чем особенность терминов, которыми названы пояса? (некоторые с приставкой «суб») -О чем нам это говорит? (они переходные) -Почему есть основные и переходные пояса? - Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Алисов выделял 13 климатических поясов. -Сформулируйте тему урока («Климатические пояса») (учащиеся записывают тему урока в тетрадь) -Какие ассоциации возникают у вас в связи со словосочетанием «Климатические пояса» (на доске тезисы из ответов учащихся: опоясывают, похожие, разное расположение, климат…) - Что мы сегодня узнаем, чему научимся на уроке? (формулирование цели и задач урока описывать климатические пояса выявлять факторы формирования климата как и почему на Земле формируются климатические пояса какие факторы влияют на климат и т.д. ) Термин климатический пояс «Климатические пояса – это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс» -Многие наши ассоциации совпали с научным определением? (да) -Какие пояса основные? -Какие переходные? (с приставной «суб») -Почему нельзя было обойтись только основными поясами климата? (климат меняется постепенно, не резко, поэтому переходные пояса обладают частями признаков двух соседних: северного и южного основных) На основе анализа климатической карты и текста учебника, выполните задания по группам Карточки группам (у каждой свой климатический пояс) Разделите обязанности внутри группы: кто за какой признак отвечает. Дайте характеристику климатическому поясу, заполните таблицу с помощью текста учебника (с. 48) и карты климатических поясов атласа (с.7). Название климатического пояса | Воздушная масса | Температура (высокая/низкая) и осадки (много/мало) | Наличие сезонности | Дополнения | Экваториальный | | | | | ………. | | | | | Защита групп, обсуждение и коррекция ответов при необходимости, запись основных понятий (название пояса, ВМ, ключевые особенности) в тетради делают все учащиеся обо всех поясах климата. После описания климатического пояса субарктического (субантарктического), рассказ ученика об особенностях природы по материалам пазла. Предлагаю 5 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться, работаем индивидуально Взаимопроверка в парах, ответы на слайде (критерии оценки на слайде). Рефлексия содержательная Оценка работы каждой группы учащимися других групп (критерии: правильность, точность, умение использовать карту атласа) Взаимооценивание в группах вклада каждого участника в общий результат работы (критерии: активность, правильность, умение давать устный ответ, пользоваться картой атласа) Самооценка. V. Домашнее задание. Параграф учебника. Если работу на уроке свою вы оценили на «5», то выполните творческое задание: туристом в какую страну вы бы хотели отправиться, какой там климатический пояс, чем этот климат для вас привлекателен. Если работу на уроке свою вы оценили на «4», то выполните задание: объяснить, климат какого материка самый разнообразный, какого самый однообразный и почему. Если работу на уроке свою вы оценили на «3», то выполните задание в контурной карте: обозначьте все пояса климата. По желанию модно дополнительно выполнить и задание на более высокий балл. VI. Рефлексия эмоциональная «Благодарю». Учитель благодарит конкретного (одного) обучающегося за конкретный вклад в работу на уроке, все учащиеся делают то же по цепочке |