СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии с инклюзией 7 класс "Климатические пояса мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример построения поурочного плана занятия, где присутствует ученик с особыми образоательными потребностями.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии с инклюзией 7 класс "Климатические пояса мира"»

Урок географии в 7 классе с инклюзией



Темы: «Климатические пояса Земли»

«Особенности природы тундр»







Автор-составитель:

Лукьянова Ирина Олеговна

учитель географии

высшей квалификационной категории































7 класс урок географии

Особенность преподавания предмета в классе в том, что наряду с учащимися, обучающимися по ФГОС второго поколения по общеобразовательной программе курса «География: материки, океаны, народы и страны», УМК «География» А.А. Летягина, И.В.Душиной, В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней для 5-9 классов, в классе на всех уроках присутствует ученик с умственной отсталостью (VIII вид), обучаемый по индивидуальной адаптированной рабочей программе (далее «ученик»). Обучающийся работает по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы (раздел «География 6-9 классы» автор Т.М. Лифанова, ФГОС первого поколения) – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.

Стоит дать общую характеристику ученика. Его обучение по адаптированным программам ведётся с 6 класса по рекомендациям ПМПК и ППк. Особенности развития: все познавательные процессы (внимание, память, мышление) имеют очень низкий уровень развития. Не сформирована способность длительной концентрации внимания. Слабо сформировано умение запомнить надолго информацию: стихи, правила, формулы и т.д. Ученик испытывает сложности при сравнении, обобщении, анализе, классификации полученной информации (словесно-логическое мышление не развито слабо). Замедлен темп мыслительной деятельности. Интеллектуальное развитие не соответствует возрастной норме (гораздо ниже). Низкий словарный запас. Быстро теряет интерес к деятельности, может утомляться. Слабо заинтересован в оценке своей деятельности (т.е. ему все равно «2» или «5»). Учебная мотивация, самоконтроль, умение планировать сформированы плохо.

Большие проблемы возникают в учебной деятельности: не умеет списывать, читает практически по слогам и т.д.

Обучение предмету ведётся второй год. У ребенка наблюдаются психофизические отклонения, которые затрудняют овладение предметом. Программой определен практический характер изучения курса географии: предусмотрены работы по составлению схем, таблиц, разнообразные упражнения с картами, карточками и т.п.

Из-за низкой сопротивляемости нервной системы на уроках ученику предлагаются задания для развития мелкой моторики, развития умения находить причинно - следственные связи, развития памяти, мышления и т.д. Учитывается быстрая утомляемость, поэтому эффективна смена видов деятельности.

В курсе общеобразовательной программы тоже есть сложные темы, к которым и относится «Климат». Опыт показывает, что учащиеся класса испытывают трудности в усвоении закономерностей размещения климатических поясов на Земле и, особенно, механизм формирования переходных климатических поясов, действие климатообразующих факторов. Мультимедийный урок позволяет визуализировать процесс повторения, изучения и закрепления нового материала, активизировать познавательную деятельность учащихся, проверить результаты деятельности учащихся, реализовать личностно-ориентированный принцип, осуществить дифференцированный подход при проверке усвоения материала.

Исходя из всего, перечисленного выше, эти особенности отражены в каждом поурочном плане класса. Строится параллельно две траектории: для класса и индивидуально для одного ученика, причем есть необходимость на некоторых этапах урока траектории пересекать, т. к. это способствует развитию коммуникативных навыков, сплочению классного коллектива , созданию ситуации успеха для учащегося, имеющего особенности развития, восприятию учащегося как равного в классном коллективе. Трудность построения уроков заключается еще и в том, что класс изучает материки и океаны, а ученик географию России.



7 класс (общеобразовательная программа)

Тема урока: «Климатические пояса Земли»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.

Задачи урока:

Личностные:

  • способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.

Коммуникативные:

  • совершенствовать умение работать в группах и парах, работать с текстом и картами атласа, составлять таблицы, выделять главное в тексте, вести монолог, диалог, строить логические цепи рассуждения.

Регулятивные:

- приобретать навыки самоконтроля и самооценки в результате деятельности, учиться оценивать вклад каждого в работу группы.

Познавательные (предметные):

  • продолжить формировать знаний учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле;

  • познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира;

  • выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования;

  • рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле;

  • способствовать совершенствованию представления о взаимосвязи компонентов природы;

  • создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.

7 класс (адаптированная программа)

Тема урока: «Особенности природы тундр»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование понятия об особенностях природы тундр.

Задачи урока:

  • развивать мелкую моторику рук обучающегося, способствующее развитию речевых и умственных способностей;

  • развивать умение работать в классном коллективе;

  • способствовать формированию умения строить причинно-следственные цепочки;

  • создавать «климатический образ» разных частей России через сравнение особенностей природы;

  • формировать мотивацию к обучению через ситуацию успеха;

  • воспитывать любовь к Родине.


Необходимое оборудование и материалы: географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, индивидуальный раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

Общеобразовательная программа

Адаптированная программа

  1. Оргмомент

В начале урока на экране последовательно сменяют друг друга ландшафты различных частей планеты (экваториальная, полярная, тропические части), ветры, выпадение осадков в разном виде.

  1. Актуализация знакомых понятий.

- О чем говорит панорама пейзажей? (разнообразие природы Земли, уникальность, красота…)

-Какие факторы влияют на погоду и климат? (географическое положение, влияние океанов, океаны, течения …)

-Как называются эти факторы? (климатообразующие факторы)

Задания на листочках (4 пары учеников)

  1. пара. На схеме показать, подписать области атмосферного давления, приготовить рассказ о закономерностях их образования и распределения.

  2. пара. На схеме показать стрелочками направления движения постоянных ветров, подписать названия, рассказать о них.

  3. пара. На схеме показать распределение осадков на Земле, объяснить закономерности их распределения.

  4. пара. На схеме обозначить районы формирования воздушных масс. Дать краткую характеристику свойств воздушных масс.

Работа с остальными ребятами класса.

Слайд 1.

Вспомним героев известного мультфильма. После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя. Кто рассуждал правильно.

Работая в группах, через минуту вам предлагается проанализировать ситуацию и объяснить ответ. Окончание времени - звучит колокольчик. Ответ дает с аргументацией одна группа, остальные сигнализируют карточками: зеленый цвет: согласны, красный – не согласны, если красная карточка, то аргументированный ответ, в чем неточность.

Слайд 2.

Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался (на него Винни Пух упал).

(не прав, в центре Австралии осадков мало, но давление действительно высокое)

Ответ 1 группы, остальные голосуют: согласны – зеленый, не согласны – красный. Если необходимо, комментарии и исправление ответа другими группами.

Слайд 3.

Кролик рассуждал практически. я известный овощевод, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух»

(кролик прав, давление низкое, воздух поднимается вверх, т.к. хорошо нагревается от земной поверхности, поднимаясь, он охлаждается и выпадают осадки)

Ответ 2 группы, голосование

Слайд 4.

«А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить» - заявила Сова.

(сова права в том, что в Англии действительно нужен зонтик, т. Как климат там морской и осадков выпадает много)

Ответ 3 группы, голосование

Слайд 5.

«А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится» - задумчиво размышлял ослик Иа.

(не прав, на северном полюсе холодно, давление высокое и осадков выпадает мало)

Ответ 4 группы, голосование.

Молодцы, а теперь проверим задание первых четырех пар через документ-камеру.

Ребята рассказывают о природных закономерностях, если есть необходимость, ответ корректируется другими ребятами.

  1. Изучение нового материала

Подведем некоторые итоги. Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли».

- В чем особенность терминов, которыми названы пояса? (некоторые с приставкой «суб»)

-О чем нам это говорит? (они переходные)

-Почему есть основные и переходные пояса?

- Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Алисов выделял 13 климатических поясов.

-Сформулируйте тему урока («Климатические пояса») (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

-Какие ассоциации возникают у вас в связи со словосочетанием «Климатические пояса» (на доске тезисы из ответов учащихся: опоясывают, похожие, разное расположение, климат…)

- Что мы сегодня узнаем, чему научимся на уроке? (формулирование цели и задач урока

  • описывать климатические пояса

  • выявлять факторы формирования климата

  • как и почему на Земле формируются климатические пояса

  • какие факторы влияют на климат и т.д. )

Термин климатический пояс «Климатические пояса – это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс»

-Многие наши ассоциации совпали с научным определением? (да)

-Какие пояса основные?

-Какие переходные? (с приставной «суб»)

-Почему нельзя было обойтись только основными поясами климата? (климат меняется постепенно, не резко, поэтому переходные пояса обладают частями признаков двух соседних: северного и южного основных)

На основе анализа климатической карты и текста учебника, выполните задания по группам

Карточки группам (у каждой свой климатический пояс)

  • Разделите обязанности внутри группы: кто за какой признак отвечает. Дайте характеристику климатическому поясу, заполните таблицу с помощью текста учебника (с. 48) и карты климатических поясов атласа (с.7).

Название климатического пояса

Воздушная масса

Температура (высокая/низкая) и осадки (много/мало)

Наличие сезонности

Дополнения

Экваториальный





……….





Защита групп, обсуждение и коррекция ответов при необходимости, запись основных понятий (название пояса, ВМ, ключевые особенности) в тетради делают все учащиеся обо всех поясах климата.

После описания климатического пояса субарктического (субантарктического), рассказ ученика об особенностях природы по материалам пазла.

Предлагаю 5 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться, работаем индивидуально

Взаимопроверка в парах, ответы на слайде (критерии оценки на слайде).

  1. Рефлексия содержательная

Оценка работы каждой группы учащимися других групп (критерии: правильность, точность, умение использовать карту атласа)

Взаимооценивание в группах вклада каждого участника в общий результат работы (критерии: активность, правильность, умение давать устный ответ, пользоваться картой атласа)

Самооценка.

V. Домашнее задание.

Параграф учебника.

Если работу на уроке свою вы оценили на «5», то выполните творческое задание: туристом в какую страну вы бы хотели отправиться, какой там климатический пояс, чем этот климат для вас привлекателен.

Если работу на уроке свою вы оценили на «4», то выполните задание: объяснить, климат какого материка самый разнообразный, какого самый однообразный и почему.

Если работу на уроке свою вы оценили на «3», то выполните задание в контурной карте: обозначьте все пояса климата.

По желанию модно дополнительно выполнить и задание на более высокий балл.

VI. Рефлексия эмоциональная

«Благодарю». Учитель благодарит конкретного (одного) обучающегося за конкретный вклад в работу на уроке, все учащиеся делают то же по цепочке


  1. Оргмомент




  1. Актуализация знакомых понятий.

Задание: отгадать ребусы на карточках с названиями природных зон (Арктика, тундра).



















Индивидуальное консультирование учителя при необходимости во время обсуждения вопросов классом.






































III. Изучение нового материала

Анализ иллюстраций учебника с целью сравнения внешнего вида зоны арктических пустынь и тундры, заполнение таблицы.

Арктические пустыни

Тундра

Отличия

1


2


3


Сходства

1

2


























Проверка выполненной работы, устный ответ ученика с опорой на данные таблицы, коррекция ответа.


Собрать пазл с изображением природной зоны, приготовить рассказ об особенностях природы для класса (на карточке показаны причинно-следственные связи сурового климата тундры).






Устный ответ для всех.






IV. Домашнее задание.

Раскрасить пейзаж летней тундры.





















  1. Рефлексия эмоциональная

«Благодарю». Учитель благодарит конкретного (одного) обучающегося за конкретный вклад в работу на уроке, все учащиеся делают то же по цепочке