СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 5 классе "Стороны горизонта. Ориентирование"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока представлена с использованием здоровьесберегающей технологии

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 5 классе "Стороны горизонта. Ориентирование"»

Конспект урока по географии в 5 классе

Тема урока: «Стороны горизонта. Ориентирование» урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цель урока:

Содержательная:

формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.

Деятельностная:

-формировать практические умения определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;

-формировать практические умения ориентироваться на местности по местным признакам;

- развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;

- формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

- развивать у обучающихся умение находить нужную информацию из различных источников;

- развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;

- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.

Планируемые образовательные результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения.

Программное содержание: Первичные навыки ориентирования на местности. Что такое компас? Для чего он нужен. Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Определение углов с помощью транспортира.

Основные понятия: ориентирование, азимут, север, юг, запад, восток, компас.

Технология: проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, игровая технология.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Оборудование урока:  презентация к уроку, разрезные картинки с изображением севера, юга, запада, востока, таблички с различными способами ориентации на местности.

Актуализация знаний

-Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема.  

  Мы  должны  сегодня проверить  свою  внимательность и,  конечно,   рассмотреть новую тему.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу. - А начнем  мы  с  самого  приятного. Послушайте мой рассказ: Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что, когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину.

Проблемные вопросы:

Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой?

 - Что бы вы чувствовали, оказавшись в данной ситуации?

 - Есть ли выход из данного положения?

 А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?

 Что нужно знать для того, чтобы уметь  ориентироваться?    

Вступая в диалог с учителем, предлагают пути выхода из ситуации.

На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в деревне, на открытой местности.

- Правильно,   надо знать стороны  горизонта. А в жизни нам это нужно? А где? 

Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта. Ориентирование».

  Это  тема  нашего  урока.  Давайте откроем   тетради  и  запишем    тему  урока. 

Задача сегодняшнего урока:

 - научиться определять стороны горизонта и направления на плане, карте и местности.

Обучающиеся проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.

 Записывают тему урока.

Учитель:

- Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что для этого нужно знать?   

Правильно, стороны горизонта.

-Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?

Выделяют 4 основных стороны горизонта: Север (С), Юг (Ю), Запад (З), Восток (В), а также промежуточных – 4 (Севро-Восток, Северо-Запад, Юго-Восток, Юго-Запад).

Обучающиеся называют стороны горизонта,   изображают их  в тетради:

С – Ю -   З -   В   

Находят на плане – объекты на С,  Ю, З, В.

Учитель:

-Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

по магнитному компасу; • по небесным светилам;

































по признакам некоторых местных предметов.



























Определение сторон горизонта по компасу.

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.

Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.

- работа с инструкцией по работе с компасом (стр. _____)

Правила работы с компасом. 
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Определите, в каком направлении находится дверь вашего класса? Куда выходят окна?

-  Каждая  сторона  горизонта  имеет  не  только  свое  название,  но  и  цифровое  значение -  азимут.  Что  же  такое  азимут?  Открываем  учебники  на  стр.  __,  и  прочитаем  определение  азимута.

Так что такое АЗИМУТ?

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е,  чтобы определить азимут, нужно определить угол.

 А  сейчас  их  обозначим  на  вашем  первом  рисунке. 90, 180, 270, 360

А как нужно ориентироваться на местности?

А ночью? - по звёздам.

Работа с текстом. Работают  с иллюстрациями учебника.  

Работают с транспортиром, определяют азимут  на плане.

Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.

Проверка правильности решения проблемной задачи (закрепление)



Отправляемся на улицу для ориентирования на местности (практическая работа). Определить в каком направлении от школы находится их дом.

Возвращаемся в класс. Давайте  теперь  поиграем  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта: Руки вниз – южная сторона горизонта; Руки вверх – север; Правая рука в сторону – восток; Левая рука в сторону под прямым углом – запад. Поворот вокруг своей оси, Направо, налево и т.д. – определяем азимут предметов в кабинете географии

Учащиеся при помощи компасов решают поставленную задачу.



Рефлексия

Вопросы на повторение.

Какую проблему мы сегодня решили?

Как можно ориентироваться на местности?

Для чего это нужно знать?

Нужно ли это знать и почему?

Что вы не знали до начала урока?

 - Что нового узнали на уроке?

 -  Чему научились?

Вспоминают основные понятия и умения.

Домашнее задание п. 16,17


Скачать

© 2019 2866 103

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!