Тема урока | АНТАРКТИДА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
знать физико-географическое положение Антарктиды; знать историю открытия и освоения Антарктиды; уметь работать с тематическими картами; уметь называть и показывать имена путешественников и учёных, внесших вклад в открытие и изучение Антарктиды. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ: работать по плану, самостоятельно находить и исправлять ошибки; выдвигать версии; планировать учебную детальность. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: находить достоверную информацию; анализировать, делать выводы, обобщать информацию; устанавливать причинно-следственные связи. КОММУНИКАТИВНЫЕ: излагать своё мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; создавать устные и письменные тексты. | аргументированно оценивать свои и чужие поступки; осознавать целостность мира; адекватно выражать свои эмоции. |
Решаемые учебные проблемы | изучение особенностей географического положения Антарктиды; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций; описывать береговую линию материка; называть имена путешественников и учёных, внёсших вклад в открытие и изучение Антарктиды. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | глобус; физическая карта мира (полушарий); портреты учёных и исследователей; контурные карты 7 класс; географический атлас 7 класс; презентация по теме; Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. – М. : Дрофа, 2013. – 349 с. |
Образовательные интернет-ресурсы | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке |
2. ЭТАП. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. |
Деятельность учителя Учитель представляет новый материк: «И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега». (А.М.Гусев) Далее учитель показывает на карте Антарктиду. Задаёт вопрос, способствующий развитию логики: Определяют расстояния до других материков: до какого из материков Антарктида расположена ближе всего? Подводит к понятию формулировки Арктика, Антарктика и Антарктида. | Деятельность обучающихся. Рассуждают, отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов. Вступают в диалог с учителем, проявляют познавательную инициативу, вместе с учителем приходят к выводу о том, что: Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океана; Антарктика – южная полярная область, включающая в себя южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов с островами и материком Антарктидой в центре. Условной границей Антарктики считают границу плавучих льдов, проходящих приблизительно между 53 – 60°ю.ш.; Антарктида – это материк, лежащий в районе Южного полюса Земли. |
3. ЭТАП целеполагания |
Деятельность учителя Создаёт готовность к предстоящей деятельности. Этот этап урока начинаю со стихотворения «Памяти капитана Скотта». Квадратный айсберг. Чёрная вода. И в чёрных фраках белые пингвины. Угрюмый бастион сверкающего льда. И к смерти уводящие равнины. И чудятся мне мачты кораблей, Охваченных предерзостной надеждой – Пробиться сквозь тиски сверкающих полей К земле, сокрытой панцирной одеждой. Мерещится костлявая рука, Застывшая над стойким и суровым, Последним, ею не рождённым словом Последней записи скупого дневника. Земля и люди, 1962 г. О ком это стихотворение и почему экспедиция именно этого путешественника потерпела неудачу? | Деятельность обучающихся Отвечают на вопрос учителя. |
4 ЭТАП "Открытие" новых знаний (Изучение новой темы) |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. |
Даёт задание сформулировать тему урока. | Формулируют тему урока, анализируют предстоящую работу. |
Организует работу в тетради. | Записывают тему урока: «Антарктида. Географическое положение. Открытия и исследования». |
Организует работу с учебником, атласом. Дайте описание физико-географического положения материка. Опишите береговую линию Антарктиды. | Работают с текстом учебника, анализируют карты атласа. Предлагают свои варианты ответов. |
Организует работу по изучению истории открытия и исследования Антарктиды. | Работают с текстом учебника, дополнительными источниками информации, заполняют таблицу в тетради |
Даёт возможность выступить учащиеся с сообщениями о современных исследованиях Антарктиды. | Слушают выступления своих одноклассников, анализируют полученную информацию. |
Создаёт проблемную ситуацию. В Антарктиде много полюсов: Южный полюс, полюс холода, южный магнитный полюс, полюс недоступности. Объясните, где они находятся, и почему так называются? | Знакомятся с новыми понятиями, записывают новые понятия и их формулируют. |
5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление) |
Деятельность учителя Организует работу с контурной картой. Укажите крайние точки материка. В чём особенности крайних точек Антарктиды? Укажите элементы береговой линии. Укажите названия и координаты полярных станций. | Деятельность обучающихся Обобщают опыт полученных знаний, работают с контурной картой, анализируют карты атласа. |
6 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Деятельность учителя Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Деятельность обучающихся. Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. |
7 ЭТАП Домашнее задание. §38, сообщение о Ф.Ф.Беллинсгаузине, М.П.Лазареве, Р.Амундсене, Р.Скотте |