СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 7 классе: "Религии мира" (по ФГОС)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о многообразии религий мира, их основных признаках, географическом распространении и влиянии на культуру, традиции и повседневную жизнь людей.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе: "Религии мира" (по ФГОС)»

Урок географии в 7 классе: "Религии мира" (по ФГОС)

Тема урока: Религии мира: многообразие и влияние на жизнь общества.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о многообразии религий мира, их основных признаках, географическом распространении и влиянии на культуру, традиции и повседневную жизнь людей.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Познакомить учащихся с основными мировыми религиями (христианство, ислам, буддизм) и их отличительными чертами.

    • Раскрыть понятие "религия" и ее роль в жизни человека и общества.

    • Показать географию распространения основных религий на карте мира.

    • Ознакомить с понятием "религиозная карта мира".

    • Сформировать представление о влиянии религий на культуру, искусство, традиции и обычаи народов.

  • Развивающие:

    • Развивать умение анализировать информацию, сравнивать и обобщать.

    • Формировать навыки работы с различными источниками информации (текст учебника, карты, презентация).

    • Развивать критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.

    • Способствовать развитию познавательного интереса к изучению мира и его многообразия.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать уважительное отношение к различным религиям и культурам.

    • Формировать толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.

    • Способствовать развитию гражданской позиции и пониманию важности межкультурного диалога.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление знаний).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • Учебник географии для 7 класса.

  • Атлас мира.

  • Политическая карта мира.

  • Мультимедийный проектор, экран.

  • Презентация по теме урока.

  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы).

  • Возможно: видеофрагменты, аудиозаписи, иллюстрации.

Планируемые результаты освоения урока (в соответствии с ФГОС):

  • Предметные:

    • Учащиеся смогут называть основные мировые религии и их географическое распространение.

    • Учащиеся смогут объяснять значение понятия "религия" и ее роль в жизни общества.

    • Учащиеся смогут приводить примеры влияния религий на культуру и традиции народов.

    • Учащиеся смогут работать с религиозной картой мира.

  • Метапредметные:

    • Регулятивные: Умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

    • Познавательные: Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы.

    • Коммуникативные: Умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение, работать в группе, сотрудничать.

  • Личностные:

    • Формирование уважительного отношения к культурному и религиозному многообразию мира.

    • Развитие толерантности и неприятия любых форм дискриминации по религиозному признаку.

    • Формирование осознанного отношения к своей роли в обществе.

Ход урока:

I. Организационный момент (2-3 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, атласов).

  • Создание позитивного настроя на работу.

II. Актуализация знаний (5-7 мин)

  • Беседа:

    • Ребята, мы с вами изучаем географию, а это наука о Земле, о народах, которые ее населяют, об их культуре и образе жизни.

    • Как вы думаете, что еще, кроме языка, традиций, кухни, влияет на жизнь людей, на их мировоззрение? (Возможные ответы: история, политика, искусство, вера).

    • Сегодня мы поговорим об одной из важнейших составляющих жизни общества – о вере, о религиях.

  • Проблемный вопрос: Почему в разных странах и у разных народов существуют разные верования?

**III. Изучение нового материала (20-25 мин)**

  • Введение понятия "религия":

    • Учитель: Что же такое религия? Давайте попробуем дать определение. (Учащиеся предлагают свои варианты).

    • Учитель: Религия – это особая форма общественного сознания, система верований, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и организаций. Религия отвечает на фундаментальные вопросы бытия: о смысле жизни, о происхождении мира, о смерти и загробной жизни. Она дает человеку систему ценностей и ориентиров.

    • Запись определения в тетрадь.

  • Мировые религии:

    • Учитель: В мире существует огромное количество религий, но некоторые из них имеют наибольшее число последователей и оказывают значительное влияние на жизнь многих народов. Такие религии называют мировыми. Сегодня мы познакомимся с тремя основными мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом.

    • Работа с презентацией и атласом:

      • Христианство:

        • Учитель: Первая мировая религия, о которой мы поговорим, – христианство. Оно возникло на Ближнем Востоке, в Римской империи, около 2000 лет назад. Основатель – Иисус Христос. Главная книга – Библия. Основные направления: католицизм, православие, протестантизм.

        • Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения христианства (Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, часть Африки).

        • Краткое обсуждение: Какие страны являются христианскими? Какие традиции, связанные с христианством, вы знаете? (Рождество, Пасха, крещение).

      • Ислам:

        • Учитель: Вторая мировая религия – ислам. Возник на Аравийском полуострове в VII веке нашей эры. Основатель – пророк Мухаммед. Главная книга – Коран. Последователи ислама называются мусульманами.

        • Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения ислама (Ближний Восток, Северная Африка, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Индонезия).

        • Краткое обсуждение: Какие страны являются мусульманскими? Какие традиции, связанные с исламом, вы знаете? (Пятикратная молитва, Рамадан, Мекка).

      • Буддизм:

        • Учитель: Третья мировая религия – буддизм. Возник в Индии в VI веке до нашей эры. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда). Основные принципы – достижение просветления, освобождение от страданий.

        • Демонстрация на карте: Учитель показывает на карте основные регионы распространения буддизма (Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Тибет).

        • Краткое обсуждение: Какие страны являются буддийскими? Какие традиции, связанные с буддизмом, вы знаете? (Медитация, монахи, храмы).

  • Религиозная карта мира:

    • Учитель: Посмотрите на карту мира в атласе. Мы видим, что разные религии распространены в разных частях света. Совокупность всех религий и их распространение на территории Земли называется религиозной картой мира.

    • Работа с атласом: Учащиеся находят на карте мира религиозные зоны и отмечают их в своих тетрадях (можно схематично).

  • Влияние религий на жизнь общества:

    • Учитель: Религии не только определяют духовный мир человека, но и оказывают огромное влияние на многие аспекты жизни общества:

      • Культура и искусство: Архитектура храмов, мечетей, монастырей; живопись (иконы, фрески); музыка; литература.

      • Традиции и обычаи: Праздники, обряды, правила поведения, нормы морали.

      • Образ жизни: Питание (посты, запреты на определенные продукты), одежда, семейные отношения.

  • Политика: В некоторых странах религия играет важную роль в политической жизни, определяя законы и правила.

IV. Закрепление изученного материала (10-12 мин)

  • Работа в группах:

    • Учитель делит класс на группы (по 3-4 человека).

    • Каждой группе выдается карточка с заданием:

      • Группа 1: Составьте таблицу "Сравнение мировых религий" (название религии, основатель, священная книга, основные принципы, регион распространения).

      • Группа 2: Приведите примеры влияния христианства на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).

      • Группа 3: Приведите примеры влияния ислама на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).

      • Группа 4: Приведите примеры влияния буддизма на культуру и традиции (архитектура, искусство, праздники).

    • Учащиеся работают в группах, обсуждают и выполняют задание.

    • Представители каждой группы представляют результаты своей работы.

  • Индивидуальная работа:

    • Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

      • Что такое религия?

      • Какие религии называются мировыми?

      • Назовите основные мировые религии и их географическое распространение.

      • Приведите примеры влияния религий на культуру и традиции.

  • Работа с контурной картой:

    • Учащиеся отмечают на контурной карте основные регионы распространения мировых религий.

V. Подведение итогов урока (3-5 мин)

  • Учитель подводит итоги урока, обобщает полученные знания.

  • Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему в разных странах и у разных народов существуют разные верования? (Обсуждение ответов учащихся).

  • Учитель подчеркивает важность уважительного отношения к различным религиям и культурам.

  • Оценивание работы учащихся на уроке.

VI. Домашнее задание (2-3 мин)

  • Прочитать соответствующий параграф в учебнике.

  • Ответить на вопросы в конце параграфа.

  • Подготовить сообщение об одной из мировых религий (по выбору).

  • (Дополнительно) Найти примеры влияния религий на архитектуру, искусство, музыку в своем регионе.

VII. Рефлексия (2 мин)

  • Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Что было самым интересным?

    • Что вызвало затруднения?

    • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Пример карточки с заданием для индивидуальной работы:

Задание:

  1. Дайте определение понятию "религия".

  2. Перечислите основные мировые религии.

  3. Укажите регионы распространения каждой из этих религий.

  4. Приведите примеры влияния одной из мировых религий (по выбору) на культуру и традиции.

Пример таблицы для работы в группах (Группа 1):

Название религии

Основатель

Священная книга

Основные принципы

Регион распространения

Христианство





Ислам





Буддизм











При оценивании работы учащихся следует учитывать не только правильность ответов, но и активность, участие в обсуждении и умение работать в группе.