СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе на тему "Сфера услуг"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересная тема , которая позволит  выявить, что такое услуга   и какие отрасли образуют сферу услуг, позволит       раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания». Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе на тему "Сфера услуг"»

Тема дистанционного урока: Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.



17.05.2018г. 8 класс

      Цель урока:

- познакомить учащихся с отраслями сферы услуг.
      • Выявить, что такое услуга, и какие отрасли образуют сферу услуг.
      • Раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания».
      • Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности

Изучение нового материала:

Существуют четыре сектора экономики:

Первичный сектор экономики объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охота (аграрно-промысловый сектор) и добыча природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т. п.).



Вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность и строительство.



Третичный сектор экономики — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п.

Четвертичный сектор включает информационные услуги. Сфера услуг обеспечивает функционирование первичного (охота и рыболовство, сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность) и вторичного (обрабатывающая промышленность, энергетика, строительство) секторов экономики, а также их взаимосвязь с потребителями товаров и услуг. В состав сферы услуг входят услуги торговли, транспорта, связи, финансовой деятельности, образования, здравоохранения, предоставление социальных услуг и другие виды услуг. Сфера услуг – часть третичного сектора экономики, имеющая все большее значение в современном обществе. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актер, учитель, врач и др.). То есть, услуги бывают двух видов. Сравним:

Часовой завод (материальные блага - часы)

Мастерская по ремонту часов (новые материальные блага не производятся, а оказывается услуга по ремонту).

Большая часть товаров поступает к потребителю через сферу обслуживания.

«Почему в связи с развитием общества возрастает роль непроизводственной сферы?»
      Современный человек нуждается в услугах и привык пользоваться сферой услуг в течение всей жизни. Обратите внимание на определение понятия  услуга — деятельность, не создающая новый вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая некое благо в форме деятельности.

Определение записать в тетрадь

Виды услуг: 1. Жилищно- коммунальное хозяйство. Задача ЖКХ состоит в обслуживании жилых домов, благоустройстве дворов, водо- и электроснабжении.

2. Торговля и общественное питание (магазины, столовые, кафе, рынки…)

3. Услуги по социальному обеспечению населения (дома престарелых, инвалидов, детские дома)

4. Бытовое обслуживание (ателье, парикмахерские, бани, мастерские)

5. Культурное обслуживание (театры, цирки, дома культуры, библиотеки…)

6. Общественное воспитание детей (школы, детские сады…)

7. Кредитно- финансовое обслуживание (банки, страховые компании)

8. Рекреационное обслуживание (санатории, дома отдыха, пансионаты)

9. Медицинское обслуживание (больницы, аптеки…)

10. Услуги связи (почта, телеграф).

 

      Следующий вопрос, рассматриваемый нами, — «Территориальная организация сферы обслуживания». (Какими услугами вы пользуетесь каждый день? Какими услугами вы пользуетесь эпизодически? периодически? )

Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса.

В учебнике найдите ответ на вопрос, что включает в себя территориальная организация обслуживания. 



Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.



Р А З М Е Щ Е Н И Е организаций сферы обслуживания

1.Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя - или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы.  Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов.

2. Услуги могут быть : -нужными всем и всегда (например, услуги жилищно-коммунального хозяйства); -многим и всегда (транспорт — для поездок с самыми разнообразными целями), -немногим и всегда (школы — для тех семей, где есть дети школьного возраста), -немногим и иногда (больницы — людям с плохими состоянием здоровья).

Услуги, как правило, можно подразделить на: -повседневные (необходимые постоянно), Для первой группы особенно важна близость к потребителям — их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, самые маленькие, а их сеть самая густая. -периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц). ). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.
- эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города).

Выделяются платные услуги и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.


Виды колебания потребностей в услугах
3. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть: суточными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени "пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.

4. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

5. Главные критерии уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.


6.Чем отличается организация обслуживания в городе и сельской местности?

Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания.

В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до 100—150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4—6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное — это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.

7. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.

8. Основные показатели развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность — по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности.

Наконец, о значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).

Закрепление.

1.Установите соответствие:

Частота спроса  Вид услуг

1.Повседневные  А. Химчистка, прачечная, парикмахерская

2.Периодические.  Б. Покупка мебели, бытовой техники

В. Покупка продуктов

Г. Кредиты

Д. Городской транспорт

2. Выберите лишнее:

Сфера услуг включает отрасли: образование, торговля, культуру, спорт, нефтедобыча, транспорт, коммунальное обслуживание, химическая пром-ть, здравоохранение.



3.Дополните: Совокупность сооружений, систем, служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения это______________________________

Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!