Муниципальный конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся
«PRO-функциональную грамотность»
Автор | Бушуева Валентина Степановна |
| Учитель географии |
| МБОУ «СОШ № 4» |
| +79113178637 |
| valyabushueva@mail.ru |
Номинация: «Читательская грамотность»
Вид работы: «Методическая разработка занятия»
Тема конкурсной работы: «Урок географии в 8 классе по теме:
«Обобщение по теме «Население России»»
г. Ковдор
2024
Тема урока: «Обобщения по теме «Население России»
Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений.
Цель - обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний, сформированность умений по данной теме.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить и систематизировать знания по теме «Население России».
Метапредметные:
Познавательные – работать с текстом и нетекстовыми компонентами, создавать информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами в различных формах видах;
Регулятивные – обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;
Коммуникативные – выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению.
-
Введение в тему урока. Актуализация знаний. Формирование
читательской грамотности (поиск информации в тексте, понимание смысла,
оценка качества и достоверности информации)
Задание 1: Прочтите текст, замените выделенное местоимение географическим термином. Определите тему нашего урока («Население России») и цель нашего урока (повторить все, что изучили по теме, подготовиться к контрольной работе, проработать вопросы, которые могут встретиться в ОГЭ по географии).
Это главное богатство страны. Люди своим трудом преобразуют природу и создают особую среду обитания, выступают главными производителями и потребителями многообразных товаров и услуг. Это главные носители духовных и культурных традиций.
По этому Россия входит в десятку крупнейших стран мира, по данным ООН, на её территории проживает 144,4 млн чел. (2023 г.), но после вхождения в состав РФ новых регионов численность этого оценивается в более, чем 152 млн чел. В Советском Союзе проживало около 290 млн чел., он занимал 3-е место в мире после Китая и Индии. Максимальные показатели этого приходились на 1992 г. (148,7 млн чел.), в последующие годы наблюдалось уменьшение численности этого. В начале 1990-х гг. Россия занимала 6-е место, с 2017 г. – 9-е место.
На долю России приходится около 2% этого на Земле, но этот показатель постепенно уменьшается. В 2050 г. он может составить 1,1%. Это закономерный процесс, поскольку численность этого на планете планеты стремительно увеличивается (примерно 100 млн чел. в год) и основной прирост приходится на слаборазвитые страны, которые и опережают Россию в списке стран с максимальным этим.
Задание 2. Назовите крупнейшие по численности страны мира? Используя текст, ответьте на вопрос: Какое место по численности населения занимает Россия среди других стран?
(Доля нашей страны в населении мира составляет 2 %, а по числу жителей мы занимаем девятое место в мире)
А сейчас я предлагаю поразмышлять – используя текст, ответьте на вопрос «Почему России важен каждый»? Необходимо привести не менее трех аргументов.
-
Население – главное богатство страны. Люди своим трудом преобразуют
природу и создают особую среду обитания, выступают главными производителями и потребителями многообразных товаров и услуг. Это главные носители духовных и культурных традиций.
2. Численность населения России уменьшается, сейчас она занимает 9-е место в мире.
3. Доля населения России на Земле также уменьшается, так как численность населения увеличивается за счет слаборазвитых стран.)
-
Обобщение и систематизация изученного по теме (все задания на
рабочем листе у каждого ученика).
Задание 1. «Термины»
Титульный народ – …
(Титульный народ – это народ, который дал название национально-территориальному образованию (например, республике). Такой народ также называют коренным).
Демографическая ситуация – …
(Демографическая ситуация — это состояние демографических процессов и половозрастной структуры населения в динамике, протекающих на конкретной территории (страна, регион, поселение) в определённое время. Демографическую ситуацию в любом регионе определяют два основных процесса — рождаемость и смертность населения).
Демография – ...
(Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению).
Задание 2. «Вопрос – ответ»
1. Мы живем в многонациональной стране. Сколько народов проживает в России? Назовите крупнейшие языковые семьи народов России.
(Более 190. Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская)
2. К какой языковой семье и какой языковой группе относятся русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы?
(Русские – индоевропейская семья, славянская группа, православие;
татары – алтайская семья, тюркская группа, ислам;
удмурты – уральская семья, финская группа, православие).
3. Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, корейцами, марийцами, но проживающие за пределами России.
(Перечисленные народы относятся в финской группе уральской семьи. В эту
же группу входят финны, эстонцы, венгры).
4. Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится?
(Калмыки, алтайская семья, монгольская группа).
5. Какую религию исповедуют горские народы Северного Кавказа? Назовите исключение.
(Горские народы Северного Кавказа исповедуют ислам, исключением
являются осетины, исповедующие православие).
6. Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России?
(Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. Русские относятся к
индоевропейской семье, славянской группе).
Задание 3. «Термины»
Плотность населения – …
(Плотность населения – это среднее число жителей, приходящееся на квадратный километр территории. Эта величина необходима для нахождения количества ресурсов, требуемых для определенной территории, или для сравнения территорий. Для вычисления этой величины нужно найти общую площадь территории и численность населения на этой территории, а затем подставить собранные данные в формулу для определения плотности населения: плотности населения = население/площадь).
Среднюю плотность не обязательно считать, можно воспользоваться картами атласа «Плотность населения» и «Административной картой».
Воспроизводство населения – …
(Воспроизводство населения – смена поколений в результате естественного движения населения).
Естественный прирост – …
(Естественный прирост – это разность рождаемости и смертности).
Урбанизация – …
(Урбанизация – процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире).
Задание 4. «Миграция».
Прочитайте пословицы. Определите, о чем идет речь.
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Хорошо там, где нас нет.
Кто где родился, там и пригодился.
В своём доме и стены помогают.
(Миграция)
Дайте определение этому понятию. Назовите типы и виды миграции.
(Миграция – это переселение, перемещение населения по территории страны).
Определите вид миграции
1. Пётр ездит в университет из Бердска в Новосибирск. Укажите, какой вид миграции он совершает? Какова причина миграции? (маятниковая).
2. Иван Иванович отработал на угольной шахте в Воркуте 25 лет. Он вышел на пенсию. Вместе со своей семьей переехал на постоянное место жительство в Краснодар. Укажите вид миграции и причину (безвозвратная).
3. Дедушку Стефани Бауэр в возрасте 14 лет вместе с его семьей сослали на постоянное место жительства в Сибирь. Какому виду миграции он подвергся? В чем заключалась причина такого рода миграций? (насильственная, депортация).
4. Родственники Виктора до революции были аристократами. После революции 1917 года они были вынуждены бежать за границу (в Германию). Укажите вид миграции и причину (эмиграция).
5. Фарид Исмаилов приезжает на заработки в Россию из Таджикистана каждое лето. Укажите вид и причину миграции (сезонная).
Работа с текстом. Формирование читательской грамотности (поиск информации в тексте, понимание смысла, оценка качества и достоверности информации). Определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории.
Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал – в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.
Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.
«Вот это миграции», – подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.
(Иванов – временная, сезонная.
Сидоров – эмигрант.
Прабабушка Сидорова – насильственная.
Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция.
Тетка Иванова – реэмиграция).
-
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Задание 5. «Решу ОГЭ» (самостоятельная работа, у каждого учащегося на парте атласы и листок с самостоятельной работой). Формирование читательской грамотности – задания 3,4 работа со сплошными текстами, задания 5,6,10,11 – работа несплошными текстами (графики, статистические таблицы).
1. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.
-
Ростовская область
-
Новгородская область
-
Мурманская область
-
Республика Коми
5) Магаданская область
2. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наименьшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.
-
Красноярский край
-
Ставропольский край
-
Республика Коми
-
Ростовская область
-
Белгородская область
3. В каких двух высказываниях содержится информация о воспроизводстве
населения?
-
По данным ФМС России, на 1 января 2011 г. в стране насчитывалось 50,3 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев.
-
В 2012 г. впервые за последние 20 лет в РФ показатель естественного прироста населения (на 1 тыс. жителей) повысился с отрицательных значений до нуля.
-
В России за последние 30 лет доля горожан в общей численности населения почти не изменилась.
-
В 2011 г. число родившихся в России превысило аналогичный показатель 2010 г. на 7681 человека.
-
В составе населения России наблюдается превышение численности женщин старше 30 лет над численностью мужчин такого же возраста.
4. В каких двух из приведённых высказываний содержится информация о
воспроизводстве населения?
-
В XX в. территории крупных городов России быстро росли, при их слиянии с территориями соседних небольших городов возникали городские агломерации.
-
В начале 2019 г. средняя плотность населения в Северо-Кавказском федеральном округе была одной из самых высоких в стране — 58 человек на 1 км2.
-
В 2018 г. в большинстве регионов России наблюдалась естественная убыль населения.
-
В 2018 г. в Северо-Кавказском федеральном округе число родившихся превышало число умерших на 68 453 человека.
-
В 2019 г. в РФ на постоянное место жительства из других стран прибыло 701 234 человека, из РФ в другие страны выбыло 416 131 человек.
5. В каком году в Астраханской области наблюдалось наибольшее превышение рождаемости над смертностью?
Изменение численности населения Астраханской области
в 2007-2010 гг.
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общий прирост населения за год, человек | 6747 | 4367 | 1872 | -381 |
Естественный прирост населения за год, человек | -615 | 561 | 820 | 671 |
1) 2007 г. 2) 2008 г. 3) 2009 г. 4) 2010 г.
6. Используя данные графика, определите, в каком году показатель рождаемости был наименьшим.
1) 1999 г. 2) 1993 г. 3) 2009 г. 4) 1985 г.
7. Какие два из перечисленных городов являются наибольшими по численности населения? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти города.
-
Нижний Новгород
-
Великий Новгород
-
Самара
-
Кострома
-
Чита
8. Какие два из перечисленных городов являются наибольшими по численности населения?
-
Курск
-
Омск
-
Ростов-на-Дону
-
Владимир
-
Якутск
9. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них
численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность
букв.
А) Уфа
Б) Хабаровск
В) Йошкар-Ола
10. Какое утверждение, характеризующее миграции населения в Брянской и Ярославской областях в 2011 г., верно?
Общие итоги миграции населения в Брянской и Ярославской областях в 2011 г. (человек)
| Число прибывших | Число выбывших |
Брянская область | Ярославская область | Брянская область | Ярославская область |
Миграция в пределах России: | 35 885 | 24 861 | 41 149 | 20 945 |
внутрирегиональная | 28 425 | 12 998 | 28 425 | 12 998 |
межрегиональная | 7460 | 11 863 | 12 724 | 7947 |
Международная миграция | 1187 | 2200 | 213 | 140 |
Всего: | 37 072 | 27 061 | 41 362 | 21 085 |
1) Число выбывших из Ярославской области в другие регионы России было больше, чем из Брянской.
2) Число выехавших на постоянное место жительства в другие страны из Брянской области было меньше, чем из Ярославской.
3) Число прибывших в Ярославскую область на постоянное место жительства из других стран было больше, чем в Брянскую.
4) Число прибывших в Ярославскую область из других регионов было меньше, чем в Брянскую.
11. Определите миграционный прирост (всего) населения Ярославской области в 2011 году. Ответ запишите в виде числа.
| Число прибывших | Число выбывших |
Брянская область | Ярославская область | Брянская область | Ярославская область |
Миграция в пределах России: | 35 885 | 24 861 | 41 149 | 20 945 |
внутрирегиональная | 28 425 | 12 998 | 28 425 | 12 998 |
межрегиональная | 7460 | 11 863 | 12 724 | 7947 |
Международная миграция | 1187 | 2200 | 213 | 140 |
Всего: | 37 072 | 27 061 | 41 362 | 21 085 |
-
Проверка и комментирование ошибок, допущенных в работе.
-
Рефлексия. Оцените, насколько полно на уроке повторили тему
«Население России». Что нужно еще сделать для того, чтобы успешно справиться с предстоящей контрольной работой? Какой вопрос остался неосвещенным? (половой и возрастной состав населения России). На повторение этого вопроса при подготовке домашнего задания необходимо обратить особое внимание.
Домашнее задание – подготовиться к контрольной работе.