СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе "Разнообразие природных комплексов России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 8 классе "Разнообразие природных комплексов России". Прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«8 класс»

Тема: Разнообразие природных комплексов России.

Класс: 8

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Создание условий для самостоятельного овладения учащимися знаний о природно-территориальных комплексах России.

Задачи:

предметные:

  • знать определение ПТК и понимать различия трех главных уровней ПТК;

  • уметь находить, соотносить и показывать ПТК на карте России.

метапредметные:

  • уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи.

личностные:

  • высказывать свои предположения, приводить доводы.

Ресурсы: учебник, карта России, атласы, проектор, компьютер.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Орг. момент

Приветствие

Приветствие


Начало урока


- Много уроков вы знакомились с разными природными компонентами нашей страны.

-Давайте еще раз вспомним и назовем их?





В каком субъекте РФ мы живем? Вы рассматривали и компоненты Забайкальского края?

Какие почвы в нашем крае?

А климат?

- Хорошо, молодцы! А если наступить глобальное потепление. То как это скажется на природе нашего края?


То есть мы видим, что все эти компоненты друг с другом взаимосвязаны. Если какой-то компонент в природе изменился, то со временем и изменятся природа данной местности.


- Природные компоненты на территории нашей страны одинаковы? Значит они какие?

Можно сказать разнообразные.

Почему?


То есть получается, что разнообразие природных компонентов зависит от территории.


Итак, записываем тему нашего урока: Слайд 1.


Разнообразие природных комплексов России.

Посмотрите на название нашей темы, попробуйте сформулировать задачи нашего урока.

У нас на уроке сегодня очень важный гость Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлов Александр Александрович. И вот что он вам хочет сказать об экологии, в том числе и об изучении природы России. Слайд 2.



Дети называют компоненты: Реки, воды, почвы, климат, растения, животные, рельеф, горные породы

Ответы детей:

- Забайкальском крае.

Да.


- Дерново-подзолистые

Резко континентальный

Ответы детей:

- Поменяется климат, поменяется растительный мир, следовательно почвы, животный мир и т.д.







Ответы детей

Нет. Разные.

Территория большая.






Дети записывают тему урока.

Дети пытаются поставить задачи на урок.

Знать, что такое ПТК. И каково их разнообразие?


Слушают министра.

Осознание себя жителем Забайкалья,

умение отвечать на вопросы, формулирование

целеполагания,

умение устанавливать причинно-следственные связи. Осознание себя гражданином Российской Федерации.

Основной этап


Пробуем сформулировать: Что такое ПТК?

Запись определение со слайда: Слайд 3.

ПТК - это закономерное сочетание

взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.


А учение о ПТК называется ландшафтоведение. Слайд 4. Оно было основано в конце 19 века Василием Васильевичем Докучаевым. Слайд 5.

Различают три главных уровня природных комплексов: локальный, региональный и глобальный. Слайд 6.

Самостоятельная работа. §23, стр.124-126 ребятам предлагается привести примеры природных комплексов разного уровня. Слайды 7,8,9.

Проверка.


Ребята, скажите, пожалуйста, какие изменения в природе способен наблюдать человек в течение своей жизни? (На слайде можно найти подсказку) Слайд 10.

Какой уровень ПТК можем наблюдать мы с вами?

А какие изменения являются причиной образования крупных ПТК?

А мы с вами можем наблюдать эти изменения?

Физкультминутка.

Показать объекты на физической карте России.

Русская равнина, Уральские горы, Кавказ, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Сихотэ-Алинь.

Ученые, изучая геологическую историю, научились выделять ПТК.

Основным методом выявления ПТК, установления их границ служит Природное (физико-географическое) районирование

На территории нашей страны выделяют 8 основных ПТК или физико-географических районов.

Самостоятельная работа. (5 мин)

  1. Пользуясь учебником стр.126 найдите и выпишите основные ПТК России. Слайд 11, 12

  2. Пользуясь атласом, определите к каким физико-географическим районам относятся данные природные объекты:
    1. Уральские горы
    2. Восточно-Европейская равнина
    3. Кавказские горы
    4. Западно-Сибирская равнина
    5. Полуостров Камчатка, горы Сихотэ-Алинь 

А какие физико-географические районы мы еще не назвали?

И что к ним относится.

Проверка на физической карте.

  1. Прочитать пункт параграфа «ПТК природные и антропогенные» ответить на вопрос:

- Какие ландшафты называют антропогенными?

4) Нанести на контурную карту ПТК России.

Пробуют сформулировать определение ПТК – это совокупность компонентов природы на определенной территории.


Записывают информацию


Работают с учебником, приводят примеры.






Дети называют примеры к каждому уровню.


Ответы детей

Образование оврага, зарастание озера


Локальный


Ответы детей:

Климат, изменения в рельеф, история

Нет, для этого необходимы столетия

Выходят к доске показывают объекты.







Дети самостоятельно выписывают основные ПТК России

Соотносят географические объекты с физико-географическими странами










Отвечают на вопросы: Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири

Читают текст учебника и отвечают на вопрос.



Работают с контурной картой.

Умение выделять главное в определении, умение оказывать помощь товарищу;

высказывать свои предположения, приводить доводы, умение находить, соотносить и показывать ПТК на карте России.



Закрепление


Итак, ребята, еще раз скажите мне, что такое ПТК?

Назовите мне основные ПТК России?

Дети отвечают на вопросы.


Заключительный этап.

Запись домашнего задания. Слайд 13.

§23, стр.126 вопрос 5

Дети записывают домашнее задание.


Рефлексия

Слайд 14.

Учитель раздаёт анкеты и листы самооценивания.

Слайд 15, 16.

Дети заполняют анкеты. Выставляют себе оценки за урок.

Умение оценивать себя





Фамилия Имя




Оценка ученика

Оценка учителя

Ответы на уроке



Контурная карта





На уроке я работал

активно

пассивно

Своей работой на уроке я

доволен

недоволен

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Моё настроение

стало лучше

стало хуже

Материал урока мне был

полезен

бесполезен


интересен

скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким

трудным

Самоанализ урока

1. Оценка общей структуры урока.

Это урок изучения нового материала. Это первый урок по теме «Природное районирование». Все элементы урока чётко выделены: актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление, рефлексия, итог урока, домашнее задание. Дозировка времени отводимая на каждую часть урока была дозирована.

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Цель: Создание условий для самостоятельного овладения учащимися знаний о природно-территориальных комплексах России.

Задачи:

предметные:

  • знать определение ПТК и понимать различия трех главных уровней ПТК;

  • уметь находить, соотносить и показывать ПТК на карте России.

метапредметные:

  • уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи.

личностные:

  • высказывать свои предположения, приводить доводы.

Учащиеся активно работали на всех этапах урока. Методика решения отдельных блоков была продумана верно. Учитель сочетал самостоятельную и фронтальную работу учащихся. Закрепление материала происходило через работу с контурной картой и устные ответы учащихся.

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Учащиеся в ходе урока учились анализировать материал, классифицировать природные комплексы, систематизировать объекты в крупные ПТК. Межпредметные связи прослеживались с обществознание (выступление министра). Эстетическому развитию учащихся способствовал просмотр презентации.

4. Воспитание в процессе урока.

В ходе урока происходило гражданско-патриотическое воспитание детей. Дети учились осознавать себя гражданином РФ. Прививалась любовь к своей Родине.

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Деятельность учителя и учащихся была организована с позиции основных принципов дидактики: системности, доступности, научности, связью с жизнью.

6. Выбор методов обучения.

На уроке использовались следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, поисковые.

7. Работа учителя на уроке.

Учитель на уроке оказывал помощь учащимся, занимался речевой деятельностью. В ходе урока был достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Учащиеся были активны на всех этапах урока. Они записывали в тетради, работали с текстом учебника, смотрели презентацию, вели диалог с учителем.

9. Гигиенические условия урока.

Учащиеся сидели с учётом их здоровья, роста, успеваемости. На уроке соблюдались санитарные нормы.

10. Некоторые социальные задачи.

На уроке удалось затронуть тему самообразования. Личностные результаты через осознание себя гражданином России. Пространственное мышление на уроке формировалось через работу с физической картой России.



Просмотр содержимого презентации
«8 класс»

Разнообразие природных комплексов России

Разнообразие природных комплексов России

ПТК - это закономерное сочетание  взаимосвязанных компонентов природы на определенной  территории .

ПТК - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории .

Ландшафтоведение -  учение о ПТК .

Ландшафтоведение - учение о ПТК .

Локальный Региональный Глобальный
  • Локальный
  • Региональный
  • Глобальный
Русская равнина Северный Кавказ и Крым Урал Западно-Сибирская низменность Средняя Сибирь Северо-Восток Сибири Пояс гор Южной Сибири Дальний Восток
  • Русская равнина
  • Северный Кавказ и Крым
  • Урал
  • Западно-Сибирская низменность
  • Средняя Сибирь
  • Северо-Восток Сибири
  • Пояс гор Южной Сибири
  • Дальний Восток
§23, стр.126 вопрос 5
  • §23, стр.126 вопрос 5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!