СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе Тема урока: «Разнообразие внутренних вод России. Реки».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять представление учащихся о различных видах вод суши и их размещение по территории России, о значении рек в природе и в жизни человека;

Систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах, их бассейнах, питании и режиме;

Сформировать понятия: падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок, годовой сток.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе Тема урока: «Разнообразие внутренних вод России. Реки».»

Тема урока: «Разнообразие внутренних вод России. Реки». 


ЦЕЛИ: 

образовательные:

- расширить представление учащихся о различных видах вод суши и их размещение по территории России, о значении рек в природе и в жизни человека;

- систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах, их бассейнах, питании и режиме;

- сформировать понятия: падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок, годовой сток.

развивающие:

- научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;

- развивать умение прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности. 
воспитательные:

- продолжить формирование ответственного отношения к природным комплексам.


Оборудование: физическая карта России, водные ресурсы России, мультимедиа презентация, картины. 

Тип урока: изучение нового материала. 

Эпиграф к уроку: 

« Видимую картину природы определяет вода» 

В. И. Вернадский.
 













ХОД УРОКА 
1. Организационный момент. 

Тема сегодняшнего урока - « Разнообразие внутренних вод России. Реки».

В качестве эпиграфа к уроку я выбрала высказывание В. И. Вернадского «Видимую картину природы определяет вода», и это не случайно. Вода- это чудесный дар природы. Она оказывает огромное влияние на формирование природных комплексов суши. Вода необходима человеку, при этом чистая и пресная. Наша страна - Россия богата внутренними водами.



Вопрос. Ребята, как вы думаете, что явилось причиной образования или появления на суше водных объектов?


Ученики: Атмосферные осадки, увлажнение, особые климатические условия. 

2. Проверка изученного материала

Учитель: С вами согласен А. И. Воейков - отечественный климатолог. Он высказал мысль, что «реки - продукт климата». А В. И. Вернадский считает, что « климат- отец вод». Значит, без знаний о климате России мы с вами не сможем усвоить материал о внутренних водах. 

3. Изучение нового материала. 

1. Актуализация. 

Учитель: ребята, а какие типы внутренних вод вы знаете?

Ученики: Внутренние воды 


Поверхностные: подземные: искусственные:

- реки - грунтовые - каналы

- озера - межпластовые - водохранилища

- болота - вечная мерзлота - пруды

- ледники


Выступления учащихся о реках, озерах, подземных водах. 

Учитель: По мере изучения данной темы, мы с вами выясним условия образования рек, их изменения во времени и пространстве. А также современное состояние и использование человеком каждого типа внутренних вод.

Реки издревле почитались нашими предками, о них сложены песни, сказки. У берегов рек расположены населенные пункты, воду рек используют для разнообразных нужд в хозяйстве.


Работа с картой. Ребята, внимательно посмотрите на физическую карту России в атласе и определите наиболее крупные речные системы страны. Назовите их и покажите на карте у доски. 

Учитель: На территории России имеются более 130 тыс. рек длиной от 10км и более, но если считать реки длиной менее 10км., то их будет более 2.5млн.

Россия- страна величайших речных систем. Из 34 крупных рек мира, 6 - полностью протекают по территории России: Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма.

А Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения.

Обратите особое внимание на лист с таблицей.
Вопрос. Найдите по таблице самую длинную реку России, и назовите ее длину. 

Ученики: Обь с Иртышем- 5410км.

На 2 месте - Лена, на 3-м - Енисей.

Учитель: Енисей является к тому же и самой многоводной рекой России. А Волга, протекающая в западной части нашей республики, является самой длинной рекой Европы. 
Вопрос: Какова ее длина? (3531км.) 

Учитель: К речной системе Волги-матушки, кормилицы относятся небольшие ручейки нашего Сабинского муниципального района: Большая Меша, Малая Меша, Казкаш и Сабинка.

Работа со схемой Сабинского района. Обратите внимание, в каком направлении они текут, и куда впадают? Найдите исток и устье этих рек.
Ученики: В южном направлении; в р. Б. Меша, которая является притоком Камы; истоки - родники в Сабабашском лесничестве, устья - Б. Меша, Кама. 
Учитель. Я не случайно обратила внимание на направление течения, на местоположение истока и устья рек. При выполнении мини - исследования, к выполнению которой мы сейчас приступаем, эти факты будут являться основополагающими. 
2. Выполнение мини- исследования.
Учитель. Суть исследования заключается в прогнозе изменений. Которые могут произойти. Если повернуть течение реки. Проект так и называется - «повернем реки вспять». В таблицу мини- исследования по плану записываем ответы. В конце пишем вывод о результатах исследования. Мои помощники координируют и организуют работу в группе. В ходе работы можно тихонько обсуждать вопросы. При завершении работы по каждому пункту плана сообщаем результаты. 
1 этап работы. Географическое положение: работают, отвечают.
2 этап работы. Характер течения: объяснение падения и уклона реки.  
Падение реки – превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах. 

Уклон реки - отношение величины падения реки к ее длине.

По характеру течения реки могут быть горные и равнинные. Определите зависимость реки от рельефа.
Варианты ответа учеников:

1) Если опустить настоящий исток до отметки падения реки, то в земную кору потечет морская вода. Подземные воды станут солеными, не будет родников, изменятся источники питания реки.

2)Если устье (то есть воображаемый исток) поднять до отметки падения реки, то изменится климат территории, т. к. появится новое поднятие, которое будет препятствовать движению воздушных масс, изменится количество осадков и т. д. 
3 этап. Питание реки.

Учитель: Как изменится источник питания? 

Вариант ответа учеников: вместо подземного питания будет морское питание. 

4 этап. Режим реки.

Вариант ответа учеников: возможные изменения режима реки определить трудно. 
3.Итоги работы

Вывод: необходимо изменить поверхность, т. е. рельеф. 

Последствия:

1) соленая вода в русле реки приведет к гибели организмов, приспособленных к жизни лишь в пресной воде;

2) изменение климата;

3) изменение растительного покрова;

4) нарушение почвенной экосистемы. 

Ученики составляют логические цепочки:

Уменьшение температуры воздуха→ переувлажнение территории→заболачивание (соленое)→нарушение растительного покрова и почвы;

Увеличение температуры воздуха→большое испарение→засоление почвы→нарушение растительного и почвенного покрова. 
Учитель: Таким образом, мы с вами раскрыли взаимосвязь между компонентами природы - рельефом и климатом, и их влияние на распределение рек по территории страны, и сумели доказать высказывание А. И. Вернадского: « Видимую картину природы определяет вода». Но самое главное- это то, что любое вмешательство в сложную систему взаимосвязей компонентов природы, их изменение может привести к необратимым процессам, к экологической катастрофе. 

Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично поработали, и разгадали первую половину секрета, который был зашифрован в мини - исследовании. Секрет называется «ошибка». Вы правильно определили ошибку, которую совершают многие взрослые, считающие себя очень умными. Это вмешательство и нарушение законов природы, целостности природы. Вы доказали, что это может привести к катастрофе. Пока этого не случилось, необходимо скорее заняться проблемами природы. Правительства многих развитых стран так и поступают. Вот и наша республика, совместно с Всемирной Комиссией по окружающей среде и развитию ООН подписали документ о создании «Хартии Земли», которая предполагает решение экологических проблем через образование и воспитание подрастающего поколения.

Вторая половина секрета - это ошибка школьников, которые не умеют определять исток и устье реки. Теперь, вы, ребята, знаете, к чему могут привести такого рода ошибки. Советую помнить об этом при выполнении домашнего задания на контурной карте.
4. Домашнее задание.

&12 прочитать, устно ответить на вопросы, работа на контурной карте, творческое задание – рисунки и стихотворения, песни, сказки о реках России, республики Татарстан, Сабинского района.
V. Рефлексия. (Слайд 2) Учитель:

Вам понравилось работать на уроке? Как вы работали на уроке?

Что нового вы для себя открыли, узнали? Как вы оцениваете свою работу на уроке? 

V11. Выставление оценок.


Приложение 1

Тест по теме «Климат России»

1 вариант.

Вопрос №1: При движении с юга на север количество солнечной радиации, получаемое территорией…

1. увеличивается

2. не изменяется

3. уменьшается


Вопрос №2: Величина суммарной радиации, получаемая территорией, ниже при … погоде

1. ясной 
2. Пасмурной

3. облачной


Вопрос №3: Количество солнечной радиации, получаемое территорией, уменьшается при…

1. уменьшении угла падения солнечных лучей и уменьшении облачности

2. уменьшении угла падения лучей и увеличении облачности

3. увеличении угла падения лучей и уменьшении облачности

4. увеличении угла падения лучей и увеличении облачности 


Вопрос №4: Режим осадков на большей части территории России характеризуется…

1. зимним максимумом

2. равномерным распределением в течение года

3. летним максимумом


Вопрос №5: Равномерное распределение осадков по сезонам года характерно для…

1. Урала и Западной Сибири

2. Западной Сибири и Приморья

3. Приморья и Камчатки

4. Камчатки и Черноморского побережья Кавказа 


Вопрос №6: Летний максимум осадков наиболее ярко выражен в условиях … климата

1. субарктического

2. континентального

3. резко–континентального

4. муссонного 


Вопрос №7: Наименьшее годовое количество осадков характерно в целом для … климатического пояса

1. арктического

2. субарктического

3. умеренного

4. субтропического 


Вопрос №8: В умеренном климатическом поясе при движении с востока на запад…

1. средние температуры января и количество осадков увеличиваются

2. температуры января понижаются, а количество осадков возрастает

3. температуры января повышаются, а количество осадков уменьшается

4. температуры января и количество осадков уменьшаются 




Тест по теме «Климат России» 
2 вариант

Вопрос №1: Степень континентальности климата в России увеличивается при движении с…

1. севера на юг 2. юга на север

3. запада на восток 4. востока на запад

Вопрос №2: Наибольшая годовая амплитуда температуры и наименьшее количество осадков характерно для…

1. умеренно континентального типа климата

2. континентального типа климата

3. резко-континентального типа климата

4. муссонного типа климата 


Вопрос №3: Ветровая эрозия преобладает над водной эрозией в условиях … увлажнения

1. избыточного

2. достаточного

3. недостаточного


Вопрос №4: В бассейне реки Оби сформировался … тип климата

1. умеренно континентальный

2. континентальный

3. резко-континентальный

4. муссонный 


Вопрос №5: Положительные температуры в течение всего года характерны для … климатического пояса

1. арктического

2. субарктического

3. умеренного

4. субтропического 


Вопрос №6: Наибольшее влияние на климат России оказывает … океан

1. Тихий 


2. Атлантический

3. Северный Ледовитый

Вопрос №7: Меньше всего влаги на территорию России поступает с … океана

1. Тихого 2. Северного Ледовитого 3. Атлантического

Вопрос №8: Циклоны на территории России наиболее часто определяют погоду…

1. Восточно–Европейской равнины

2. Востока и Северо–Востока Сибири

3. Западной Сибири

4. Восточной Сибири 


Вопрос №9: Влияние Тихого океана на климат России наиболее отчетливо выражено…

1. зимой 2. весной

3. летом 4. осенью 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!