Актуализация опорных знаний. | 7 | Организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Формулирование с учащимися цели и задач урока. | Мы продолжаем изучение региональной части курса, в центре внимания у нас Восточный макрорегион. Вспомним составляющие этого района, используя рис.71, с. 160 учебника. Классический пример заболоченной территории находится в Западной Сибири и называется(слайд1): Кулунда; Васюганье; Бараба. Установить соответствие(слайд2): Тюменская обл. | Рыболовство | Красноярский край | Нефтедобыча | Приморский край | Производство алюминия | Учитель: Какой район мы начнём изучать, попробуйте догадаться сами, внимательно прослушав следующие строки. Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань… А за Уралом — Зауралье, А там своя, иная даль. Александр Твардовский Учитель. Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? Тема урока: Западная Сибирь.(слайд 3) Цель для учащихся: рассмотреть особенности Западно- Сибирского региона. План: 1. Состав и особенности ЭГП экономического района Западная Сибирь. 2. Природные условия и ресурсы Западной Сибири. 3.Отрасли специализации Западной Сибири. 4.Проблемы и пути их решения. | Эвристическая беседа. | Ф | Активизирует всех учащихся к беседе, задает вопросы и комментирует.
Задает проблемный вопрос.
Формулирует тему и цель урока. |
Включаются в беседу. Отвечают на вопросы. Записывают тему урока.
|
Изучение нового материала. | 20 | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | 1 Определите, используя карту атласа: Административный состав района.(слайд 4) 1.Тюменская (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО); 2. Новосибирская; 3. Томская; 4. Омская; 5. Кемеровская 1.Алтайский (г.Барнаул) 1.Алтай (г.Горно-Алтайск) Вопрос: Какой субъект федерации не входит в состав района.(слайд 5): Республика Алтай; Кемеровская обл.; Курганская обл. Географическое положение района. Определите особенности и выделите выгоды и отрицательные черты по плану (слайд 6) 1. Положение по отношению к природным объектам. 2. Положение по отношению к государственным границам. 3. Положение в пределах страны. 4. Соседи. 5. Выход к морю. 6. Транспортное положение. Выгоды ЭГП Западной Сибири заключаются в наличии выхода к морям Северного Ледовитого океана, соседстве с Уральским экономическим районом. Отрицательным фактором является удаленность от центральных районов страны.(слайд 7) 3. Природные ресурсы.(слайд 7,8) Используя карты атласа, определите какими природными ресурсами (минеральные, лесные, водные, почвенные) богат район. Сформулируйте вывод: Западная Сибирь (богата/ небогата) природными ресурсами, особенно ______. Месторождения нефти - в средней части Западной Сибири- Среднее Приобье ( г. Сургуа, г. Нижневартовск, г. Ноябрьск. Самотлор,Сургутское, Усть- Балыкское и др. В1999 году здесь добывалось 68% нефти России. На севере, в Ямало- Ненецкого АО - природный газ (92% от добычи в стране). Месторождения-Уренгой, Ямбург, Заполярное. Проложены ветки газопроводов в европейскую часть России и за границу. На юге - Кузнецкий угольный бассейн, где добывается 1/3 часть угля России. На юге Западной Сибири в Горько- солёных озёрах –глауберова соль и сода. В горах Алтая- месторождения руд цветных металлов, а в Горной Шории- Железных руд. Тайга имеет ценные виды древесины, особенно кедровые леса. Степи юга имеют чернозёмы- плодородные почвы. Вывод: Западная Сибирь богата природными ресурсами, особенно топливными.(слайд 9, 10) Вопрос: Назови лишнее полезное ископаемое. Укажи почему? (слайд 11) Население. Используя карты атласа дать характеристику населения по плану (слайд 12): Плотность населения (максимальная , минимальная); национальный состав; уровень урбанизации; города миллионеры. 16,5 млн. человек. Средняя плотность населения 6 чел/км2, максимальная вдоль Транссиба 33чел., мин. в Ямало-ненецком округе - 0,6чел. 90% населения – русские. Коренные народы Севера относятся к Уральской языковой семье(ненцы). А так же ханты и манси. На юге алтайцы, которые относятся к Алтайской семье(тюркские народы) Уровень урбанизации -71%, в Кемеровской области 87%. Города – миллионеры: Новосибирск, Омск. Вопрос: (слайд 11) Коренное население севера Западной Сибири: а)ханты б)манси в)ненцы г)русские. Отрасли специализации. (слайды 12-20) Работа с картами атласа. ТЭК. 70 % нефти;85%газа;40% угля= основная топливная база страны. Назвать центры (1 вариант) нефтедобычи и нефтехимии ( Сургут, Усть-Балык, Нижневартовск, Тобольск, Тюмень, Омск.) Нефтеперерабатывающий завод в Омске. вариант) Газа: Уренгой, Ямбург. вариант)Угольной: Кузбасс, Кемерово. Черная металлургия. Новокузнецк(Западно-Сибирский металлургический комбинат, используют уголь Кузбассаи железную руду горной Шории(Кемерово)). Цветная металлургия. (Выплавка алюминия, цинка, олова). Машиностроение. Новосибирск(тяжелые станки и гидропрессы, электротехническое произв-во ), Рубцовск (алтайские трактора), Новокузнецк( горно-шахтное оборудование). Электроэнергетика. ТЭС Оборонная промышленность. Новосибирск (авиастроение, радиотехника). Омск (танк. завод, аэрокосмическая, предприятия авиастроения) Сельское хозяйство. В лесной и тундровой зоне условия для земледелия неблагоприятны. Занимаются оленеводством, пушным производством. На юге в лесостепной и степной зонах основной зерновой район. Здесь же разводят овец, птицу. Разведением маралов в нашей стране занимаются только на Алтае и в Саянах. 6. Города Западно-Сибирского района( Новосибирск, Тюмень, Тобольск) . (слайд 21-24) 7.Проблемы. (слайд 25) | Беседа, проблемно поисковый.
Проблемно-поисковый.
Поисковый
Исследовательский.
Исследовательский
| Ф, И.
Ф, И.
Ф,И.
Ф.И.
Г, Ф, И. | Дает задание, проверяет и корректирует ответы учащихся
Организует работу с текстом, картой атласа. Выслушивает ответы, корректирует.
Задает вопросы, корректирует ответы.
Организует работу с учебником и атласом.
Организует работу с текстом, картой атласа. Выслушивает ответы, корректирует. | Работают с картами атласа: отвечают на вопросы и записывают в тетради.
Отвечают на поставленные вопросы, работают с учебником и картами атласа. Формулируют,записывают вывод в тетради.
Отвечают на поставленные вопросы, работают с учебником и картами атласа
Отвечают на поставленные вопросы, работают с учебником и картами атласа
Отвечают на поставленные вопросы, работают с учебником и картами атласа в группах.
|