СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии в 8 классе "Теорема обратная теореме Пифагора"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:    Теорема обратная теореме Пифагора.

К учебному комплекту Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение) ;  

Цели урока:

образовательные:

  • формировать представление о теореме, обратной теореме Пифагора;
  • использовать при решении задач.

- развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, навыки самопроверки;
  • формировать логическое мышление.

- воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету,
  •   умения самооценивания..

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии в 8 классе "Теорема обратная теореме Пифагора"»

Теорема, обратная  теореме Пифагора.

Теорема, обратная теореме Пифагора.

Цели урока: Рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора; Рассмотреть применение теоремы в процессе решения задач; Закрепить теорему Пифагора и совершенствовать навыки решения задач на ее применение.

Цели урока:

  • Рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора;
  • Рассмотреть применение теоремы в процессе решения задач;
  • Закрепить теорему Пифагора и совершенствовать навыки решения задач на ее применение.
Решение задач (устно, по чертежам) Найти: АВ  В  6 см  С 8 см А  АВ= 10 см.

Решение задач (устно, по чертежам)

Найти: АВ

В

6 см

С 8 см А

АВ= 10 см.

Решение задач (устно) Найти: ВС А 5 см В  7 см  С

Решение задач (устно)

Найти: ВС

А 5 см В

7 см

С

12 см Решение задач (устно) Найти : АС.  А  13 см В 12 см D  С  АВD – прямоугольный,  АС = 10 см.

12 см

Решение задач (устно)

Найти : АС.

А

13 см

В 12 см D

С

АВD – прямоугольный,

АС = 10 см.

Решение задач (устно) Найти : ВС  В А С  D O

Решение задач (устно)

Найти : ВС

В

А С

D

O

Решение задач (устно) АВСD – прямоугольник, АВ:AD=3:4, Найти: АD.  В С  А D 25 см

Решение задач (устно)

АВСD – прямоугольник, АВ:AD=3:4,

Найти: АD.

В С

А D

25 см

Решение задач (устно) Найти : АВ.  0  С 135  6 см  0  135  В А

Решение задач (устно)

Найти : АВ.

0

С 135

6 см

0

135

В А

Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они: Сумма смежных углов равна 180 градусам; Если сумма двух углов равна 180 градусам, то они смежные; НЕ ВЕРНО! Диагонали ромба взаимно перпендикулярны Если диагонали четырехугольника взаимно перпендикулярны, то он – ромб; НЕ ВЕРНО!

Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они:

  • Сумма смежных углов равна 180 градусам;
  • Если сумма двух углов равна 180 градусам, то они смежные;
  • НЕ ВЕРНО!
  • Диагонали ромба взаимно перпендикулярны
  • Если диагонали четырехугольника взаимно перпендикулярны, то он – ромб;
  • НЕ ВЕРНО!
Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они: Вертикальные углы равны; Если углы равны, то они вертикальные; НЕ ВЕРНО! В параллелограмме противолежащие стороны равны; Если в четырехугольнике противолежащие стороны равны, то он – параллелограмм; НЕ ВЕРНО!

Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они:

  • Вертикальные углы равны;
  • Если углы равны, то они вертикальные;
  • НЕ ВЕРНО!
  • В параллелограмме противолежащие стороны равны;
  • Если в четырехугольнике противолежащие стороны равны, то он – параллелограмм;
  • НЕ ВЕРНО!
Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы, равен сумме квадратов катетов Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный

Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они:

  • В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы, равен сумме квадратов катетов
  • Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный
Дано: Треугольник АВС, АС²+ВС² = АВ²  Выяснить, является ли треугольник АВС прямоугольным? Решение:  С  С1  В А  В1 А1

Дано: Треугольник АВС, АС²+ВС² = АВ² Выяснить, является ли треугольник АВС прямоугольным?

Решение:

С

С1

В А

В1 А1

 Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.  Данное утверждение называют теоремой , обратной теореме Пифагора .

Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.

Данное утверждение называют теоремой , обратной теореме Пифагора .

Прямоугольные треугольники, длины сторон которых выражаются целыми числами, называются Пифагоровыми треугольниками. Например: 26, 24 и 10 -Приведите примеры Пифагоровых треугольников 10,8 и 15; 13,12 и 5; 5,4 и 3; 15,12 и 9 и т.д. -Являются ли Пифагоровыми треугольниками треугольники: а) с гипотенузой 25 и катетом 15;  б) с катетами 5 и 4?

Прямоугольные треугольники, длины сторон которых выражаются целыми числами, называются

Пифагоровыми треугольниками.

Например: 26, 24 и 10

-Приведите примеры Пифагоровых треугольников

10,8 и 15; 13,12 и 5; 5,4 и 3; 15,12 и 9 и т.д.

-Являются ли Пифагоровыми треугольниками треугольники: а) с гипотенузой 25 и катетом 15;

б) с катетами 5 и 4?

Историческая справка Треугольник со сторонами 3,4 и 5 был известен еще древним египтянам. Египтяне использовали их для построе- ния прямых углов. Делали они это так: на веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали концы веревки и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3,4 и 5. Угол лежащий против стороны, равной 5, оказывался прямым. Этот треугольник получил название египетского треугольника и по сей день именно так его и называют

Историческая справка

Треугольник со сторонами

3,4 и 5 был известен еще

древним египтянам. Египтяне

использовали их для построе-

ния прямых углов. Делали они

это так: на веревке делали

метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали концы веревки и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3,4 и 5. Угол лежащий против стороны, равной 5, оказывался прямым. Этот треугольник получил название египетского треугольника и по сей день именно так его и называют

Учебник (устно) № 498 (а,б,в) Выясните является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами: а) 6,8 и 10 36+64=100, 100=100 Является б)5,6 и 7 25+36=61, 61≠ 49  Не является в)9,12 и 15 81+144=225,225=225 Является

Учебник (устно)

№ 498 (а,б,в)

Выясните является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами:

а) 6,8 и 10

36+64=100, 100=100 Является

б)5,6 и 7

25+36=61, 61≠ 49 Не является

в)9,12 и 15

81+144=225,225=225 Является

Учебник (письменно) № 499 а) Найдите меньшую высоту треугольника, если его стороны равны:  а) 24 см, 25 см, 7 см. Решение:  ; 625=576+49=625, значит треугольник прямоугольный и его S равна половине произведения его катетов, т.е. S=0,5*24*7=84. Меньшая высота проведена к большей стороне, а в прямоугольном треугольнике большая сторона – гипотенуза, то h=(2S)/25 , h=2*84:25=6,72 (см). Ответ: 6,72 см.

Учебник (письменно)

№ 499 а)

Найдите меньшую высоту треугольника, если его стороны равны:

а) 24 см, 25 см, 7 см.

Решение:

; 625=576+49=625, значит треугольник прямоугольный и его S равна половине произведения его катетов, т.е. S=0,5*24*7=84.

Меньшая высота проведена к большей стороне, а в прямоугольном треугольнике большая сторона – гипотенуза, то h=(2S)/25 , h=2*84:25=6,72 (см).

Ответ: 6,72 см.

Самостоятельно Определите углы треугольника со сторонами 1,1, В треугольнике АВС АВ= , ВС=2. На стороне АС отмечена точка М так, что АМ=1, ВМ=1. Найдите АС. В треугольнике МРК РК=2. На стороне МК отмечена точка А так, что МА=АР= , АК=1. Найдите угол МРК.

Самостоятельно

  • Определите углы треугольника со сторонами 1,1,
  • В треугольнике АВС АВ= , ВС=2. На стороне АС отмечена точка М так, что АМ=1, ВМ=1. Найдите АС.
  • В треугольнике МРК РК=2. На стороне МК отмечена точка А так, что МА=АР= , АК=1. Найдите угол МРК.
Проверка 1) 2) 3)

Проверка

1)

2)

3)

Итог урока Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Кто лучше всех работал ? Что понравилось ?

Итог урока

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • Кто лучше всех работал ?
  • Что понравилось ?
Домашнее задание Пункт 55; Вопросы 9,10; № 498 (г, д,е) № 499 (б) № 488

Домашнее задание

Пункт 55;

Вопросы 9,10;

№ 498 (г, д,е)

№ 499 (б)

№ 488

Рефлексия Сегодня на уроке : Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Своей работой на уроке я: Доволен… Не совсем доволен… Я не доволен, потому что…

Рефлексия

Сегодня на уроке :

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…

Своей работой на уроке я:

  • Доволен…
  • Не совсем доволен…
  • Я не доволен, потому что…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!