Теорема, обратная теореме Пифагора.
Цели урока:
- Рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора;
- Рассмотреть применение теоремы в процессе решения задач;
- Закрепить теорему Пифагора и совершенствовать навыки решения задач на ее применение.
Решение задач (устно, по чертежам)
Найти: АВ
В
6 см
С 8 см А
АВ= 10 см.
Решение задач (устно)
Найти: ВС
А 5 см В
7 см
С
12 см
Решение задач (устно)
Найти : АС.
А
13 см
В 12 см D
С
АВD – прямоугольный,
АС = 10 см.
Решение задач (устно)
Найти : ВС
В
А С
D
O
Решение задач (устно)
АВСD – прямоугольник, АВ:AD=3:4,
Найти: АD.
В С
А D
25 см
Решение задач (устно)
Найти : АВ.
0
С 135
6 см
0
135
В А
Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они:
- Сумма смежных углов равна 180 градусам;
- Если сумма двух углов равна 180 градусам, то они смежные;
- НЕ ВЕРНО!
- Диагонали ромба взаимно перпендикулярны
- Если диагонали четырехугольника взаимно перпендикулярны, то он – ромб;
- НЕ ВЕРНО!
Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они:
- Вертикальные углы равны;
- Если углы равны, то они вертикальные;
- НЕ ВЕРНО!
- В параллелограмме противолежащие стороны равны;
- Если в четырехугольнике противолежащие стороны равны, то он – параллелограмм;
- НЕ ВЕРНО!
Сформулируйте утверждения обратные данным и выясните ,верны ли они:
- В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы, равен сумме квадратов катетов
- Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный
Дано: Треугольник АВС, АС²+ВС² = АВ² Выяснить, является ли треугольник АВС прямоугольным?
Решение:
С
С1
В А
В1 А1
Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.
Данное утверждение называют теоремой , обратной теореме Пифагора .
Прямоугольные треугольники, длины сторон которых выражаются целыми числами, называются
Пифагоровыми треугольниками.
Например: 26, 24 и 10
-Приведите примеры Пифагоровых треугольников
10,8 и 15; 13,12 и 5; 5,4 и 3; 15,12 и 9 и т.д.
-Являются ли Пифагоровыми треугольниками треугольники: а) с гипотенузой 25 и катетом 15;
б) с катетами 5 и 4?
Историческая справка
Треугольник со сторонами
3,4 и 5 был известен еще
древним египтянам. Египтяне
использовали их для построе-
ния прямых углов. Делали они
это так: на веревке делали
метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали концы веревки и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3,4 и 5. Угол лежащий против стороны, равной 5, оказывался прямым. Этот треугольник получил название египетского треугольника и по сей день именно так его и называют
Учебник (устно)
№ 498 (а,б,в)
Выясните является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами:
а) 6,8 и 10
36+64=100, 100=100 Является
б)5,6 и 7
25+36=61, 61≠ 49 Не является
в)9,12 и 15
81+144=225,225=225 Является
Учебник (письменно)
№ 499 а)
Найдите меньшую высоту треугольника, если его стороны равны:
а) 24 см, 25 см, 7 см.
Решение:
; 625=576+49=625, значит треугольник прямоугольный и его S равна половине произведения его катетов, т.е. S=0,5*24*7=84.
Меньшая высота проведена к большей стороне, а в прямоугольном треугольнике большая сторона – гипотенуза, то h=(2S)/25 , h=2*84:25=6,72 (см).
Ответ: 6,72 см.
Самостоятельно
- Определите углы треугольника со сторонами 1,1,
- В треугольнике АВС АВ= , ВС=2. На стороне АС отмечена точка М так, что АМ=1, ВМ=1. Найдите АС.
- В треугольнике МРК РК=2. На стороне МК отмечена точка А так, что МА=АР= , АК=1. Найдите угол МРК.
Проверка
1)
2)
3)
Итог урока
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание
Пункт 55;
Вопросы 9,10;
№ 498 (г, д,е)
№ 499 (б)
№ 488
Рефлексия
Сегодня на уроке :
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
Своей работой на уроке я:
- Доволен…
- Не совсем доволен…
- Я не доволен, потому что…