СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Миграция населения РК"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

уро географии с использованием технологии критического мышления. Урок построен на самостоятельном добывании знаний учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Миграция населения РК"»

Предмет: География Казахстана, 9 класс

Тема урока: Миграция населения

Цель:  Научиться понимать и объяснять виды миграции.

Задачи:

1. Изучить  понятие "миграция”, особенности перемещения населения по территории Казахстана, рассмотреть виды миграций,  уметь различать и характеризовать их на примерах;

2. Развить умения и навыки работы с картами, статистическим материалом, составления опорных схем.

 3. Воспитание  умения работать в микроколлективе.

Ресурсы:  учебник "Экономическая и социальная география Казахстана Алматы  "Атамура" 2013 год, атлас 9 класс, карта " Экономическая география Казахстана", раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

 Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

ХОД УРОКА:

Организационная часть

Психологический настрой (слайды)

I.Стадия  вызова (актуализация знаний) 10-12 мин

Ребята! В течение нескольких уроков мы изучаем теме «Население Казахстана»

1. «Корзина знаний»

Давайте вспомним, какие знания вы усвоили по этому разделу, напишем их на стикерах и положим в корзину. Молодцы! Вы успешно справились с заданием.

2. Работа в парах:

А сейчас давайте проверим, как вы научились применять полученные знания на практике. Работая в парах рассчитайте ЕП населения.

Задание: Рассчитайте естественный прирост населения.



3. Задание: Проанализируйте, в каком регионе Казахстана самый высокий и низкий прирост населения? Объясните почему.

II Стадия осмысления: 20-25 мин

1.Учащимся дается возможность выбрать карточки,  на обороте которых написаны слова:

переселение

миграция

эмиграция

иммиграция

приток

причины

выезд

въезд

прибытие

выбытие

- Какое ключевое слово соответствует данному набору слов? Сделайте шаг вперед. (миграция). Правильно! И тема нашего урока «Миграция населения». (запись в тетрадь)

Внимательно прослушайте текст.

  Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться их Астаны на озеро Балхаш - в отпуск. Купив билет, заскочил  к Сидорову - поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из Казахстана на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама - то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.

  Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: она заключила контракт и уехала на 2 недели в Атырау контролировать нефтедобычу в Западном Казахстане. Зато встретил свою тетю, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Казахстан.

 "Вот это миграции!" - подумал Иванов и отправился собирать чемоданы.

Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – реэмиграция.



Иванов

Сидоров

Прабабушка Сидорова

Наталья

Тетка Иванова

 

 

 

 

 



Определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. (затруднение учащихся). Я думаю, что после изучения темы, у вас не будет проблем с определением видов миграции персонажей данного текста.

Постановка цели и задач.

Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

В какой жизненной ситуации нам помогут знания по теме "Миграция" (Формулирование цели урока детьми - Научиться понимать и объяснять виды миграции.)

Разделение класса на микрогруппы.

( на столе пазлы собрав картинку образовывается группа)

Организация работы в малых группах 

  Правила работы

5.Изучение нового материала

Стратегия «Я-ты-мы». Работа со схемой.

Задание. Изучите данную схему используя стратегию «Я-ты-мы».

 Ответьте на вопросы, приводя примеры, связанные с жизнью.

1 группа: Миграция по организации?

2 группа: Миграция по направлению?

3 группа: Миграция по мотивам?

4 группа: Миграция по продолжительности?



Задание. Используя различные источники информации, соотнесите понятие и его определение (учебник, дополнительный материал, схему «Миграция» (индивидуальная работа).



Понятие

Определение понятия

  1. Миграция


2. Внешняя миграция


3.Внутренняя миграция


4. Эмиграция


5. Иммиграция


6. Гостарбайтер


7. Беженцы


8. Репатриация


9. Депортация


10. Челночная

10. Челночная



ПОНЯТИЯ

Сальдо миграции. Определение

Задача на сальдо миграции

Задание. Проанализируйте данные  рисунка. Сальдо внешней и внутренней миграция населения в Казахстане и определите свою позицию по вопросу: эмиграционный приток и отток из страны. Запиши  свою позицию и обоснуй.



Внешняя миграция

Внутренняя миграция

 

 

 

 



Задание «Человек без определенного места жительства» (может постер)

В чем преимущества и недостатки?

Преимущества:


Недостатки:




Преимущества:

  • Абсолютно свободен в передвижениях

  • Не надо платить за квартиру

  • Нет расходов за ЖКХ (свет, газ, вода, вывоз мусора)

  • Можно наняться на работу без регистрации

  • Можно спать где и когда угодно, питаться чем угодно



Недостатки:

  • Абсолютно бесправен

  • Нет прописки

  • Работодатель не возьмет на приличную работу

  • Нет постоянного источника доходов

  • Общество относится с презрением и жалостью

Закрепление Давайте вернемся к тексту, которым мы начали наш урок и выполним задание. Я думаю, что теперь вы не затруднитесь с ответом.

  Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться их Астаны на озеро Балхаш - в отпуск. Купив билет, заскочил  к Сидорову - поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из Казахстана на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама - то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.

  Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: она заключила контракт и уехала на 2 недели в Атырау контролировать нефтедобычу в Западном Казахстане. Зато встретил свою тетю, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Казахстан.

 "Вот это миграции!" - подумал Иванов и отправился собирать чемоданы.

Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – реэмиграция.



Иванов

Сидоров

Прабабушка Сидорова

Наталья

Тетка Иванова

 

 

 

 

 



Определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. (затруднение учащихся). Я думаю, что после изучения темы, у вас не будет проблем с определением видов миграции персонажей данного текста.

Вопрос? А какие миграционные процессы происходят в вашей семье, области, стране, мире?



 III. Рефлексия 10-12 мин

1- Что нового вы сегодня вы узнали на уроке?

 - В какой жизненной ситуации мы можем применить знания данной темы?

 - Комфортно ли вам было на уроке?

 2.Выставление оценок с комментированием.

 3.Домашнее задание

§8 Написать письмо от имени эммигранта.