Тема Урока:Национальный и религиозный состав населения России
Цели:
Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.
Развивать умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой.
2. Актуализация опорных знаний – проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
– Какую информацию можно получить из половозрастной пирамиды?
Ответить на вопросы: определите регион
Для региона характерен отток населения.
Это регион притока пожилого населения.
Высокая рождаемость.
Низкая доля детей.
Высокая доля пожилого населения в сельской местности.
Высокая доля детей и молодых.
Высокий уровень смертности.
3. Целеполагание, мотивация:
Учитель: Начать новую тему урока я хочу со стихотворения В.Степанова: Слайд 1
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Тема нашего урока «Национальный и религиозный состав населения России». Слайд 2
(запись в тетрадях учащихся, выдача листов заданий, дополнительных материалов для работы на уроке).
Приложение 1
4. Первичное усвоение материала:
Россия – многонациональное государство. Согласно данным переписи населения, в России проживают представители более 160 национальностей. Слайд 3, 4
Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности, например, русские (более 115 млн, = 80%), так и малые народы, например, ижорцы (800 человек).
Задание для работы по таблице приложения
Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численность и % соотношению и расставьте их в порядке убывания численности. (Работа в тетрадях)
| Национальность | Численность, чел. | в % |
1 | русские | 115 889 107 | 79,83 |
2 | башкиры | 1 673 389 | 1,15 |
3 | белорусы | 807 970 | 0,56 |
4 | татары | 5 554 601 | 3,83 |
5 | чеченцы | 1 360 253 | 0,94 |
6 | чуваши | 1 637 094 | 1,13 |
7 | украинцы | 2 942 961 | 2,03 |
8 | армяне | 1 130 491 | 0,78 |
9 | аварцы | 814 473 | 0,56 |
10 | мордва | 843 350 | 0,58 |
Проверка ответов учащихся. : Слайд 5
Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. Какой признак самый главный? Варианты ответов: внешними данными, проживают на разной территории, языком.
Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы России объединяются в 4 языковые семьи. Слайд 6
Индоевропейская семья – 89%
Алтайская семья – 7%
Кавказская семья – 2%
Уральская семья – 2%
Семьи, в свою очередь делятся на языковые группы (работа с таблицей 2 стр.312 учебника).
Задание 2.
Используя данные таблицы 2 стр.312 учебника, дополните схему классификации народов по языковой принадлежности, выписав: для каждой языковой семьи – языковую группу и примеры народов, входящих в эту языковую группу.
(Работа на листах для практики)
![](https://fhd.multiurok.ru/e/b/3/eb3fa89e23057d9f9d7e0edede72abb772c3e0d2/urok-ghieoghrafii-po-tiemie-nasielieniie-9-klass_1.png)
Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.
Задание 3.
Продолжите заполнение схемы, выписав из карты «Народы России» стр.13 в атласе территории проживания народов каждой языковой группы.
Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.
Слайд 7.
![](https://fhd.multiurok.ru/e/b/3/eb3fa89e23057d9f9d7e0edede72abb772c3e0d2/urok-ghieoghrafii-po-tiemie-nasielieniie-9-klass_2.png)
Учитель: Какие территории России отличаются пестрым национальным составом? Слайды 8
Заслушивает варианты ответов учащихся.
Учитель: Итак, мы видим, что наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, в Поволжье и на юге Сибири. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос).
Многие народы рассредоточены по всей территории России. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения.
Слайд 9. Запись определения в тетрадях
Учитель: Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним из таблицы, которая находится у вас на столах, какие же это территории? Покажите их на карте России.
Особенности населения республик России
| Республика | Коренная национальность, % | Доля русских, % |
1 | Чеченская | 87,7 | 8,2 |
2 | Дагестан | 80,2 | 9,2 |
3 | Ингушская | 70,7 | 23 |
4 | Чувашия | 68 | 22 |
5 | Тыва | 64 | 32 |
6 | Кабардино-Балкария | 57,6 | 30 |
7 | Северная Осетия (Алания) | 53 | 29,9 |
Учитель: Как общаются между собой люди разных национальностей? Ответы: на русском языке.
Русский язык является государственным и языком межнационального общения. За русским языком закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН, а по числу говорящих на нем он занимает 5-е место в мире.
Распространение русского языка по территории России. Анализ рис. 24 на стр. 100 учебника: Более 82% населения являются носителями языка, кроме них – 11% нерусских считают русский язык своим родным, а еще 5% свободно владеют русским языком.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками народа являются язык и территория. Основой духовной культуры и его важнейшим признаком является религия.
Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.
Задание 4.
Рассмотрите карту в учебнике на стр. 100 и заполните схему. Слайд 16
![](https://fhd.multiurok.ru/e/b/3/eb3fa89e23057d9f9d7e0edede72abb772c3e0d2/urok-ghieoghrafii-po-tiemie-nasielieniie-9-klass_3.png)
Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.
Пользуясь данными одноклассников, учащиеся заполняют таблицу. Слайд 16.
Учитель: Соотнесите религиозную принадлежность с национальным составом. Приведите примеры народов – приверженцев различных религий (по карте и тексту учебника стр. 100–101).
Учитель: Мы с вами живем в многонациональной стране и можно встретить множество храмов и соборов разных конфессий. Есть здесь православные, католические и протестанские соборы, церкви и часовни, а также синагоги, мечети и дацаны.
5. Закрепление усвоения нового материала.
Учитель: Подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас непонятным? Что особенно запомнилось? Учащиеся обмениваются мнениями.
Учитель: Итак, мы попытались сегодня с вами разобраться в национальном и религиозном составе России. И как итог – тестовая работа (в зависимости от уровня класса можно дать либо один, либо два варианта теста).
Анализ, рефлексия
Слайд 10
Учитель: Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
.
Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.
Подведение итогов урока, выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают тетради для проверки работы на уроке.
Учитель: Запишем домашнее задание на следующий урок (параграф 22, повторить административно-территориальное деление России). Спасибо всем за работу, урок окончен. Слайд 11
Приложение .
Лист для практической работы
Ф.И.______________________________________________________________
1). Тест Численность населения России (млн.) а) 280 б) 354 в) 14 2. Место России по числу жителей а) 3 б) 6 в) 7 Естественный прирост а) умершие б) родившиеся в) разность Воспроизводство а) убыль б) возобновление в) рост
. 4. Практическая работа.
«Этнос»___________________________________________________________
Ассимиляция (от лат.) - ______________________________
___________________________________________________
Определить по атласу:
- языковая семья____________________________________________________
- языковые группы:__________________________________________________
- народы:__________________________________________________________
- ареал проживания:_________________________________________________
Национальный состав населения нашей Тюменской области:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Национальный состав населения нашего села:_________________________
________________________________________________________________
Национальный состав школы:________________________________________
_________________________________________________________________
Выводы: 1.Россия – _________________________________________ 2.Национальный состав сформировался под влиянием ____________________ __________________________________________________________________. 3.Отношения должны строиться______________________________________ __________________________________________________________________
Практическая работа: «Определи своё место среди народов России» (стр. учебника 276, рис. 30).
Дай характеристику народу, представителем которого ты являешься по плану: - название этноса ___________________________________________________ - языковая семья____________________________________________________ - языковая группа_______________________________________ _________ - ареал расселения_________________________________________________
![](https://fhd.multiurok.ru/e/b/3/eb3fa89e23057d9f9d7e0edede72abb772c3e0d2/urok-ghieoghrafii-po-tiemie-nasielieniie-9-klass_1.png)