СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии по теме Население 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОзнакомить  учащихся с  особенностями национального и религиозного состава населения России и особенностями их размещения.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме Население 9 класс»

Тема Урока:Национальный и религиозный состав населения России

Цели:

  • Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.

  • Развивать умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.

  • Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой.

2. Актуализация опорных знаний – проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

– Какую информацию можно получить из половозрастной пирамиды? 



Ответить на вопросы: определите регион

  1. Для региона характерен отток населения.

  2. Это регион притока пожилого населения.

  3. Высокая рождаемость.

  4. Низкая доля детей.

  5. Высокая доля пожилого населения в сельской местности.

  6. Высокая доля детей и молодых.

  7. Высокий уровень смертности.




3. Целеполагание, мотивация:

Учитель: Начать новую тему урока я хочу со стихотворения В.Степанова: Слайд 1

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Тема нашего урока «Национальный и религиозный состав населения России». Слайд 2

(запись в тетрадях учащихся, выдача листов заданий, дополнительных материалов для работы на уроке).

Приложение 1


4. Первичное усвоение материала:

Россия – многонациональное государство. Согласно данным переписи населения, в России проживают представители более 160 национальностей. Слайд 3, 4

Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности, например, русские (более 115 млн, = 80%), так и малые народы, например, ижорцы (800 человек).



Задание для работы по таблице приложения

Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численность и % соотношению и расставьте их в порядке убывания численности. (Работа в тетрадях)





 

Национальность

Численность, чел.

в %

1

русские

115 889 107

79,83

2

башкиры

1 673 389

1,15

3

белорусы

807 970

0,56

4

татары

5 554 601

3,83

5

чеченцы

1 360 253

0,94

6

чуваши

1 637 094

1,13

7

украинцы

2 942 961

2,03

8

армяне

1 130 491

0,78

9

аварцы

814 473

0,56

10

мордва

843 350

0,58



Проверка ответов учащихся. : Слайд 5



Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. Какой признак самый главный? Варианты ответов: внешними данными, проживают на разной территории, языком.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы России объединяются в 4 языковые семьи. Слайд 6

Индоевропейская семья – 89%
Алтайская семья – 7%
Кавказская семья – 2%
Уральская семья – 2%
Семьи, в свою очередь делятся на языковые группы (работа с таблицей 2 стр.312 учебника).







Задание 2.
Используя данные таблицы 2 стр.312 учебника, дополните схему классификации народов по языковой принадлежности, выписав: для каждой языковой семьи – языковую группу и примеры народов, входящих в эту языковую группу.

(Работа на листах для практики)



Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.







Задание 3.
Продолжите заполнение схемы, выписав из карты «Народы России» стр.13 в атласе территории проживания народов каждой языковой группы.

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.

Слайд 7.

Учитель: Какие территории России отличаются пестрым национальным составом? Слайды 8

Заслушивает варианты ответов учащихся.

Учитель: Итак, мы видим, что наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, в Поволжье и на юге Сибири. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос).

Многие народы рассредоточены по всей территории России. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения.

Слайд 9. Запись определения в тетрадях

Учитель: Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним из таблицы, которая находится у вас на столах, какие же это территории? Покажите их на карте России.





Особенности населения республик России

 

Республика

Коренная национальность, %

Доля русских,

%

1

Чеченская

87,7

8,2

2

Дагестан

80,2

9,2

3

Ингушская

70,7

23

4

Чувашия

68

22

5

Тыва

64

32

6

Кабардино-Балкария

57,6

30

7

Северная Осетия (Алания)

53

29,9



Учитель: Как общаются между собой люди разных национальностей? Ответы: на русском языке.

Русский язык является государственным и языком межнационального общения. За русским языком закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН, а по числу говорящих на нем он занимает 5-е место в мире.

Распространение русского языка по территории России. Анализ рис. 24 на стр. 100 учебника: Более 82% населения являются носителями языка, кроме них – 11% нерусских считают русский язык своим родным, а еще 5% свободно владеют русским языком.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками народа являются язык и территория. Основой духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. 

Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.



Задание 4.
Рассмотрите карту в учебнике на стр. 100 и заполните схему. Слайд 16

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.
Пользуясь данными одноклассников, учащиеся заполняют таблицу. Слайд 16.

Учитель: Соотнесите религиозную принадлежность с национальным составом. Приведите примеры народов – приверженцев различных религий (по карте и тексту учебника стр. 100–101).

Учитель: Мы с вами живем в многонациональной стране и можно встретить множество храмов и соборов разных конфессий. Есть здесь православные, католические и протестанские соборы, церкви и часовни, а также синагоги, мечети и дацаны.

5. Закрепление усвоения нового материала.

Учитель: Подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас непонятным? Что особенно запомнилось? Учащиеся обмениваются мнениями.

Учитель: Итак, мы попытались сегодня с вами разобраться в национальном и религиозном составе России. И как итог – тестовая работа (в зависимости от уровня класса можно дать либо один, либо два варианта теста). 

  1. Анализ, рефлексия

Слайд 10

Учитель: Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

.

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Подведение итогов урока, выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают тетради для проверки работы на уроке.

Учитель: Запишем домашнее задание на следующий урок (параграф 22, повторить административно-территориальное деление России). Спасибо всем за работу, урок окончен. Слайд 11

















































Приложение .

Лист для практической работы



Ф.И.______________________________________________________________

1). Тест Численность населения России (млн.) а) 280 б) 354 в) 14 2. Место России по числу жителей а) 3 б) 6 в) 7 Естественный прирост а) умершие б) родившиеся в) разность Воспроизводство а) убыль б) возобновление в) рост

. 4. Практическая работа.

«Этнос»___________________________________________________________

Ассимиляция (от лат.) - ______________________________

___________________________________________________

Определить по атласу:

- языковая семья____________________________________________________

- языковые группы:__________________________________________________

- народы:__________________________________________________________

- ареал проживания:_________________________________________________



Национальный состав населения нашей Тюменской области:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Национальный состав населения нашего села:_________________________

________________________________________________________________

Национальный состав школы:________________________________________

_________________________________________________________________

Выводы: 1.Россия – _________________________________________ 2.Национальный состав сформировался под влиянием ____________________ __________________________________________________________________. 3.Отношения должны строиться______________________________________ __________________________________________________________________

Практическая работа: «Определи своё место среди народов России» (стр. учебника 276, рис. 30).

Дай характеристику народу, представителем которого ты являешься по плану: - название этноса ___________________________________________________ - языковая семья____________________________________________________ - языковая группа_______________________________________ _________ - ареал расселения_________________________________________________


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!